Отчёт учителя по групповому обсуждению с коллегами
статья на тему

Миняйленко Марина Николаевна

     Собравшись на третьем этапе (третий базовый уровень) «Лицом к лицу», мы работали в группах, обсуждая выполнение заданий в период практики в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_uchitelya_po_gruppovomu_obsuzhdeniyu_s_kollegami.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Миняйленко Марина Николаевна              Портфолио учителя               Отчёт В3

Группа №5                                                     3-го уровня

Город Петропавловск                                   06.06.2013 год

Отчёт В3

Отчёт учителя по групповому обсуждению с коллегами

То, что дети смогут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

                                                                                                       Л.С. Выготский  

     Собравшись на третьем этапе «Лицом к лицу», мы работали в группах, обсуждая выполнение заданий в период практики в школе. В нашей группе было пять человек. То, что мы преподаём различные предметы и то, что мы были различного возраста не играло никакой роли, ведь у нас была одна общая цель в период практики и в работе группы. Попав в эту группу, я сразу заметила, что все члены группы были наиболее активны в период работы на   первом этапе, они часто выступали, их было интересно слушать. Мне было приятно попасть в эту группу, т. к. понимала, что работа наша будет продуктивной.

Первая презентация была по первому заданию в период практики в школе «Консультирование с коллегами». Все члены группы активно делились своими впечатлениями, отвечали на вопросы, которые были нам даны, обменивались опытом прохождения практики: то, чему научились, о трудностях, о путях их преодоления. Мнение каждого учитывалось и записывалось  на постере. В процессе обсуждения мы пришли к единому мнению о том, что работать было сложно, т.к. подготовка учителя к уроку занимала много времени, мы не имели определённых навыков, но работать было интересно. Все использовали в своей практике различные тренинги, для раскрепощения учащихся и для сплочения детского коллектива, вовлекали в работу всех, старались раскрыть каждого ребёнка и показать ему свою значимость, учили  детей анализировать свою работу на уроке,  оценивать себя и своих одноклассников. Во время прохождения второго этапа, мы все внедряли идею семи модулей Программы.  

Обсуждая  в группе создание коллаборативной среды в классе, я пришла к выводу о том, что как и я, каждый из членов нашей группы считает необходимым создание комфортных условий в классе для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя свободно и комфортно. Как и в каждом классе, в моём классе тоже возникали проблемы межличностных отношений, неприятия одного ученика другими, скованности отдельных учеников, безразличное отношение друг к другу и к учению некоторых. Прежде, я всегда пыталась устранить возникавшие барьеры между учащимися в классе. Они исчезали на некоторое время и появлялись вновь. Изучая третий базовый уровень Программы, я изменила свои взгляды на обучение, отношение к детям, научилась использовать в своей практике каждодневно тренинги по созданию коллаборативной среды в классе, использование которых способствовало сплочению классного коллектива.

Обсуждая задание «Опрос учащихся и реакция на их ответы», я увидела, что в период школьной практики у меня возникли такие же трудности как и у моих коллег. Это: неумение учителя выдержать паузу после заданного ответа, чтобы дать ребёнку подумать, сконцентрироваться на вопросе и собраться с мыслями. Дети быстро отвечали на простые вопросы, хотели ответить все, тогда как они затруднялись с ответом на вопросы, которые их заставляли размышлять, аргументировать, т.е. дети не могли дать ответы на более глубокие вопросы. При опросе работает не весь класс, т.к. у некоторых учеников недостаточно знаний, чтобы ответить на вопросы более высокого порядка. Ученики не могли слушать своих одноклассников, они хотели быстрее дать свой ответ, таким образом, они выкрикивали, мешали отвечающему ребёнку. Еще трудность была в том, что ответы комментировал только учитель, дети прокомментировать ответы своих одноклассников не могли. Все вместе мы наметили стратегии преодоления возникших трудностей: использовать на уроке различные стратегии развития критического мышления, учить детей работать в группе по определённым правилам, учить слушать и слышать друг друга, принимать во внимание мнение каждого, создавать в классе такие условия, когда может раскрыться каждый ученик, вовлекать в работу на уроке всех, развивать саморегуляцию детей.

При обсуждении в группе оценивания степени понимания, мы пришли к выводу о том, что все мы испытывали трудности в объективности оценивания, школьники испытывали трудности при самооценивании и взаимооценивании, некоторые ученики не принимали комментарии своего оценивания и оценку, которую им выставили за работу в группе или на уроке. Для преодоления трудностей, мы должны использовать эффективные вопросы, обратную связь, составлять критерии оценивания для учеников.

В группе мы обсуждали как можно использовать парную беседу в целях развития критического мышления. Все очень активно включились в беседу, т.к. парная беседа действительно играет большую роль в формировании критического мышления ребёнка. Сначала мы обсуждали все вместе, затем, из-за того, что было ограничено время, мы разделились на две подгруппы, каждая из которых обсуждала свои вопросы. Затем, вся презентация была ещё раз проанализирована и оценена нами всеми. Анализируя мнение каждого, мы пришли к выводу, что в процессе обсуждения друг с другом ученики обмениваются своими мнениями, своим опытом, примеряют опыт другого ученика на себя, учатся доброжелательным взаимоотношениям, слушать друг друга, анализировать, аргументировать, оценивать. При организации парной работы на уроке, я, как и все мы столкнулись с такими трудностями, как: нежелание ученика работать с каким-то учеником из-за личной неприязни, неумение учеников аргументировать свои ответы, неумение слышать друг друга в паре, неуверенность ребёнка, вследствие чего нежелание высказывать своё мнение, неприятие мнения другого из-за своей высокой самооценки. Для преодоления возникших трудностей, мы проводили тренинги по сплочению детского коллектива, учили придерживаться правил работы в паре, принимать мнение другого. В период практики в школе мы изменили свой подход к работе. Мы стали направлять, а не управлять работой, составлять вопросы низкого и высокого порядка,  вовлекать в работу всех. Развивали саморегуляцию ученика, вырабатывали у учеников умение самооценивания и взаимооценивания. Использовали дополнительные ресурсы, для того, чтобы на их основе дети смогли сформулировать и высказать своё мнение при недостаточном количестве имеющихся знаний, через диалог выявляли одарённых детей, использовали когнитивный подход в обучении.

В группе мы обсудили трудности в развитии саморегуляции школьников, с которыми нам пришлось столкнуться в практике и пути их преодоления. На данном этапе нашей работы дети затруднялись составлять критерии успеха, не видели цель урока, не умели получать информацию самостоятельно, потому что они привыкли получать готовые знания от учителя, дети не умели общаться друг с другом, оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Чтобы преодолеть возникшие трудности, мы использовали в своей практике тренинги для сплочения коллектива, создания благоприятной атмосферы в классе, учили детей составлять критерии успеха, анализировать свою работу, использовали опыт ученика, принимали во внимание «голос ученика».

Обсуждение заданий второго этапа в группе, помогло  мне обменяться опытом работы с коллегами, в процессе общения углубить свои знания по внедрению модулей Программы, совместно найти пути преодоления трудностей, возникших в работе. Я пришла к выводу о том, что я не совсем правильно распределяла время на уроке, теперь я поняла, как использовать время урока рационально. Совместная рефлексия нашей практики в школе позволила мне ещё раз осмыслить идеи Программы и выбрать стратегии, которые я буду использовать в своей дальнейшей работе,  обмен  опытом с  коллегами помог мне в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя начальных классов

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...

Публичный отчёт учителя начальных классов Волик Л.М.

Краткий отчет о работе учителя начальных классов...

Творческий отчёт учителя начальной школы.

Данный материал содержит обобщение работы учителя за межаттестационный период, представлены результаты обученности детей....

Аналитический отчёт учителя.

Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год...

1 класс. 2012- 2013 учебный год. Отчёт учителя и классного руководителя.

В этом отчёте  показаны все классные, школьные,  районные и общероссийские мероприятия, в которых принимал участие класс в 2012- 2013 учебном году. Проделана очень большая работа, в которой ...

Творческий отчёт учителя. Из опыта работы.

Обобщение опыта работы учителя начальных классов....