Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения
статья по теме

Агальцова Юлианна Владимировна

Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя столица" об истории Москвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агальцова Ю.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 291

 Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Коллективная творческая деятельность в современном образовании в условиях реализации новых образовательных стандартов

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к    процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        В настоящее время дети имеют массу проблем межличностного характера.

Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема “публичного одиночества”, когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Оно вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный учениками при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.

Отсюда вытекает, что новые технологии, методы, приемы обучения и воспитания, реализуемые в образовательных стандартах  нового поколения, требующие новых подходов, современном мире, применимо к современных детям наиболее актуальны и сообразны.

Рассмотрим некоторые аспекты технологии КТД через призму НФГОС.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

•  учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);

•  мажорность в общении и обучении;

•  учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

•  сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;

•  приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);

•  превращение школы Знания в школу Воспитания.

Безусловным является положительная динамика становления коллектива, если соблюдается методика КТД системно на протяжении всего обучения  началной школе.

Конструктор коллективных творческих дел (КТД)

1. Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая анкета», «волшебный сундучок».

2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей».

3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручении (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон.

4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры).

5. Коллективный анализ (последействие). Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна», «свободный микрофон», «конверт мнении», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис.

В чем принципиально отличается традиционный (по И.П.Иванову) подход к технологии КТД от личностно-ориентированного, соответствующего образовательным стандартам нового поколения?

ЭТАП

КТД по модели

Иванова И.П.

КТД личностно-ориентированное

Коллективное целеполагание

Реализация общественно-значимых задач

при выборе дела

Дело как реализация задач личностного развития

Коллективное планирование

Акцент на групповое

авторство идей

Акцент на

индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе

Коллективная подготовка

Акцент на групповой работе

Акцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективное проведение дела

Только командное участие

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Коллективный анализ по итогам

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, оценка своего потенциала

Важную роль в формировании детского коллектива играет педагог. На протяжении 4-х лет обучения его роль меняется от организатора до помощника. Технология КТД позволяет свести роль педагога в организации коллективных дел класса к минимуму, воспитать высокий уровень самоуправления в коллективе.

Рассмотрим изменение функций классного руководителя и формирования классного самоуправления на разных этапах развития классного коллектива.

  Деятельность воспитателя на разных этапах развития детского коллектива

Характерные признаки школьного коллектива        

Деятельность классного руководителя        

Функция        

Новообразования в ученическом коллективе

I.Формальное объединение детей в классный коллектив        

1) изучение состояния коллектива, интересов, стремлений, моральных и культурных представлений, опыта коллективных дел;

2) определение близких и средних перспектив;

3) планирование;

4) организация коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих интересов, установления контактов;

5) организация коллективного анализа и оценки дел;

6) предъявление единых требований;

7) оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских умений и навыков;

8) обучение общению

диагностирующая, организаторская, обучающая        

1) рождается атмосфера заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу;

2) приняты цели коллектива;

3) развернута непрерывная разнообразная коллективная деятельность;

4) действуют разнообразные инициативные группы;

5) складываются отношения ответственной зависимости;

6) выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, творчески относящихся к организаторской деятельности/актив/

II. Коллектив переходит к самоуправлению.

Актив выступает организатором раз-личных видов деятельности

1) помощь активу в организации социально значимых дел;

2) помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни;

3) создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения;

4) ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним;

5) применение метода параллельного действия;

6) коррекция положения учащихся в коллективе        

организаторская, коммуникативная        

1) рождаются отношения творческого сотрудничества;

2) зарождается общественное мнение;

3) появляются традиции, законы и заповеди жизни коллектива;

4) идет бурное развитие самоуправления

III. В коллективе исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или лидерство других, преобладает гармоничное подчинение и членов коллектива.

В коллективе царит атмосфера защищенности; преобладает

дружелюбный тон, внимание друг к другу, откликнуться на нужды других.

1) глубокое изучение каждой отдельной личности;

2) корректировка положения личности в коллективе;

3) личностный подход к каждому члену коллектива        

корректирующая,

коммуникативная

1) цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена;

2) сформировались гуманистические отношения в коллективе и к окружающим;

3) существует чувство защищенности личности в коллективе;

4) созданы условия для успешной самореализации личности;

5) характерна направ-ленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенство-вание, саморегуляцию;

6) исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона и т.д.        

        

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

 Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Технология коллективной творческой деятельности, реализуемая педагогом планомерно, последовательно и методически грамотно, позволяет формировать, развивать и воспитывать и эту грань классного коллектива.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Агальцовой Ю.В.

КТД Периодическое издание журнал «Классная жизнь»
1. Коллективное целеполагание. В планомерной шефской работе (шефство, помощь, поддержка первоклассников) возникла идея создать живой журнал – небольшие выступления в первом классе по 2-3 темам. Учащиеся 4 класса сами решили подкрепить эту идею «печатным» изданием, поставили цель выпуска журнала в классе.

2. Коллективное планирование. Поделились на группы по интересам, выбрали старшего редактора  и тему раздела.


3. Коллективная подготовка. Редколлегия журнала распределила групповые поручения, затем ответственные редакторы в группах обсудили и определили индивидуальные поручения.


4. Проведение коллективного дела. В группах был собран и отсортирован материал по важности, по соответствию тематике (редколлегия определила периодичность выхода журнала по сезонам). Затем журнал был сверстан членами редколлегии и представлен для ознакомления всему классу.

5. Коллективный анализ (последействие). В форме диспута была проведена конструктивная критика, лучшие страницы получили признание всего класса.

Затем Журнал был представлен подшефным первоклассникам, которые с большим интересом читали, изучали Журнал.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ивановой Л.В. ( 2009-2010 Победитель районного конкурса «Лучший классный руководитель» Красногвардейского р-на СПб, 2011 Премия правительства в номинации «Лучший классный руководитель СПб»)

  Уже с 1 класса мои воспитанники  участвуют в определении вида и цели деятельности, учатся составлять план работы, распределять между собой обязанности, вносить необходимые коррективы в процессе осуществления задуманного, добиваться поставленных целей, сравнивать полученный результат с задуманным, что способствует формированию положительной Я концепции, приобретению опыта нравственного поведения, социальной и межкультурной коммуникации. К концу четвертого класса    ребята от деятельности при непосредственном  руководстве взрослых,  переходят  к самостоятельным действиям и проявлению  инициативы.   

КТД «Наша древняя столица».(4 класс)

Идея проведения КТД возникла на уроке литературного чтения. Ребят увлекло путешествие  героев в древнюю Москву, и кто-то из ребят предложил: «А давайте подготовим свое путешествие, А потом сможем кому-нибудь показать.»…

Есть идеи? Идей оказалось много. Стали выбирать, обсуждать, отбирать.

Разделились на группы, распределили обязанности, выбрали ответственных  (Совет Дела) и закипела работа.

Группа «Экскурсоводы» готовила небольшую экскурсию по историческим местам Москвы

 «Декораторы» мастерили декорации Кремля и соборов, разработали эскиз приглашений.

«Техническое обеспечение»  готовили презентацию и подбирала музыку.

Самая большая группа «Артисты» готовили художественные номера ( Русский народный танец,

частушки, постановку театральных фрагментов)

«Совет Дела» собирался 2 раза в неделю. Я помогала ребятам советом, при необходимости направляла. Взяла на себя организационные вопросы. (С администрацией школы были согласованы место и время проведения мероприятия, договорилась с руководителями фольклорного ансамбля, чтобы оказали  помощь ребятам, обсудили со школьным библиотекарем литературу по теме, заручилась поддержкой родителей для создания элементов костюмов).

Из гостей решили пригласить учащихся 1 классов и группу ребят из интерната ( наши «соседи»)..  

Через месяц «Дело» было готово. Все продумано до мелочей.

    Наступил волнительный момент – предъявление результата   КТД. Гостей оказалось много, но ребят это не смутило.

 Их выступление   было   яркое и интересное.

Из отзыва:  «Учащиеся    продемонстрировали  свои знания истории, умения выразительного чтения стихов, прозы, хорового пения,  исполнения народных танцев, частушек, постановки театральных фрагментов, самостоятельного  создания презентации на тему «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!». Все декорации были тщательно продуманы и  сделаны самими учащимися»

     После проведенного дела мы с ребятами  пили чай, делились впечатлениями, смеялись, вспоминая смешные моменты. И в этот момент все мы были довольны и счастливы.

Одной из форм рефлексии КТД может быть прием «Пять пальцев». 
Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

1. Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я  приобрел.

2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что я сделал для достижения своей цели. Или «благодарность»: кому я могу сказать спасибо.

3. Средний (С) – «состояние души»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.

4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

В заключение можно привести слова В.А.Сухомлинского: «Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».

         Результативность  проделанной работы проявляется в количественных и качественных показателях психологического сопровождения. Психологическая служба на основе проведенного исследования констатирует рост позитивной тенденции комфортности и сплоченности коллектива класса. Табл.2

Таблица 2. Социометрическое исследование комфортности и сплоченности коллектива.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в апреле текущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, б...

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Совр              Соременный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства....

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...