Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения
статья (3 класс) по теме

Шутёмова Елена Витальевна

       Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

       При изучении на уроках окружающего мира темы: «Вода» родилась идея создания нового проекта «Реки Пермского края». Творческое название проекта: «На равнине вод зеркальных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.rar1020.48 КБ

Предварительный просмотр:

Шутёмова Елена Витальевна

МАОУ СОШ №1

город Кунгур

Пермский край

ВЫСТУПЛЕНИЕ

        Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов.

       Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

       Проект – это «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты, информационные листы, сочинения, карты, рисунки, фотографии, презентации… Мы создали свою папку-портфолио по нашему проекту.

       При изучении на уроках окружающего мира темы: «Вода» родилась идея создания нового проекта «Реки Пермского края».

       (слайд) Творческое название проекта: «На равнине вод зеркальных»

       Предмет исследования: “Водоёмы нашего края”

       Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

       Цели.

  • Повышение мотивации к обучению.

       Задачи.

  • Познакомить с водоёмами нашего края.
  • Организовать исследовательскую работу по изучению водоёмов нашего края.
  • Учить оформлять исследования как проект.

      Основополагающий вопрос.

  • Зачем нужно изучать водоёмы нашего края?

       Проблемные вопросы.

  • Какую воду мы пьём?
  • В какой воде купаемся?
  • Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого?

       Проект рассчитан на 3 учебные недели.

       Участники проекта: учащиеся 3 “г” класса МАОУ СОШ №1 г. Кунгур.

       План исследования.

  • Значение воды для человека и других живых организмов.
  • Водные ресурсы Пермского края.
  • Растительный мир пресных водоёмов.
  • Животный мир пресных водоёмов.
  • Экологическое состояние водоёмов нашего края.
  • Загадки, пословицы, рассказы о воде.

       Ожидаемые результаты.

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов промышленных предприятий и служб города, сети Интернет в целях получения новых знаний.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие речи и обогащение лексики.
  • Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
  • Повышение профессиональной компетенции учителя.

       (слайд) Наша область - единственный на Урале регион, где вдоволь воды… Область буквально исполосана реками - их около 30 тысяч. Главное место занимает река Кама.

        (слайд) Была поставлена проблема – узнать, зачем нужно изучать водоёмы нашего края и какие реки протекают по территории Пермского края? Дети отправились в экспедицию по рекам Пермского края.

   (слайд) Вопросы, решаемые при реализации учебного проекта

  • Почему человек без воды жить не может?
  • Много ли рек в нашем крае?
  • Какие водоёмы родного края вы знаете?
  • Какие растения и животные в них обитают?
  • Откуда появляются реки?
  • Где протекают, куда впадают?
  • Как толкуется название реки?
  • Как человек влияет на жизнь водоёма?
  • Как человек использует водоём?

       (слайд) Этот проект был не индивидуальным, а групповым. Ребята собирали материалы о крупных реках Пермского края. Для выполнения этого проекта класс разбился на 4 команды.

       Продолжительность работы над проектом 3 недели. Работа над данным проектом осуществлялась в несколько этапов: 

    (слайд) План проведения проекта

1 этап – 1 урок.

Представление учащимся темы проекта, создание рабочих групп учеников.

Гипотезы и пути решения проблем.

«Путевой лист участников экспедиции».

«Бланк контроля».

2 этап – 2 недели. (4 урока)

Самостоятельная исследовательская деятельность по выполнению своего задания каждым участником группы с использованием путевого листа.

3 этап – 1 урок.

Отчет каждой группы и защита своего проекта. Просмотр мультимедийных презентаций. Оценка выполнения проекта.

    (слайд) «Путевой лист участников экспедиции».

1. Тема:  Вода - главное богатство человека.

Вопрос для исследования:

Почему человек без воды жить не может?

Цель исследования:

Выяснить, для чего человеку нужна вода.

Варианты представления результатов исследования: сочинения «Зачем нужна вода?», «Почему надо экономить воду?»

2.Тема:  Реки нашего края.

Вопрос для исследования:

Много ли рек в нашем крае?

Цель исследования:

Выяснить, какие реки протекают в нашем крае.

Варианты представления результатов исследования: рисунок, карта. (слайд)

3.Тема: Речка – матушка. Самая объёмная тема нашего проекта. На этом этапе методом жеребьёвки были распределены реки для изучения, детям предложен план действий.

Вопрос для исследования:

Откуда появляются реки?

Цель исследования:

Узнать, где могут находиться истоки рек, где протекает, куда впадает, толкование названия, какое место по длине занимает в крае.

Варианты представления результатов исследования: информационный лист.

4. Тема: Путешествие по рекам.

Вопрос для исследования:

Как у речки у реки?

Цель исследования:

Исследовать флору и фауну водоёма, найти значение рек с частицей «ва», рассказать о реках-труженицах, сплавах по рекам края

Варианты представления результатов исследования: сообщения, фотографии рек. (слайд)

       Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. К 3 этапу каждой команде дано задание обобщить весь материал, создать презентацию, подготовить выступление и защиту. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Защита должна быть публичной. Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

       Очень помогло мультимедийное сопровождение, в котором дети отразили основные моменты работы. (слайд)

       Как только информация обобщена, каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось. Для этого поможет бланк контроля. (слайд)

       (слайд) Результаты проекта

В результате работы над проектом учащиеся получили навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Таким образом, исследовательская работа - это еще один из эффективных способов, позволяющих помочь ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, повысить мотивацию к учению, познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения

Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения...