Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися. ФГОС НОО
проект по теме

Старшинова Ольга Александровна

Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил выявить противоречие между: научно обоснованной важностью возникновения и развития у младших школьников такого новообразования, как рефлексия, и недостаточным её учетом при организации образовательного процесса младших школьников. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать модель системы развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы в современных условиях. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рефлексивная деятельность учащихся. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс формирования и развития рефлексии у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

ТЕМА:

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Творческая группа проекта:

Старшинова О.А., учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ ООШ №5, руководитель творческой группы;

Евдокимова Л.Ю., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 5;

Лядова Л.В., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5;

Мельникова Т.И., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5;

Сараева Л.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34;

Уголкова С.Н., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5.

г. Александров

2012 год

(СЛ 1)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

(СЛ 2)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Модернизация образования - сформулированный социальный заказ образованию. Стране нужно такое образование, которое обеспечило бы России поступательное движение, экономическое и социальное развитие. А это значит, что человек, прошедший через образовательные институты, должен стать источником, основным ресурсом развития страны. Человек рассматривается, как субъект общественного развития, цельная личность. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задачначальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

В ФГОС 2-ого поколения особое внимание уделяется следующим моментам.

Выпускник школы 1 ступени…

 способен принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить  средства её осуществления;

готов слушать собеседника и вести диалог; готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

готов доброжелательно излагать и грамотно аргументировать своё мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям.

Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил выявить противоречие между: научно обоснованной важностью возникновения и развития у младших школьников такого новообразования, как рефлексия, и недостаточным её учетом при организации образовательного процесса младших школьников.

(СЛ 3)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать модель системы развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы в современных условиях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рефлексивная деятельность учащихся.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс формирования и развития рефлексии у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

(СЛ 4)

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Рассмотреть теоретические аспекты изучения рефлексии, рефлексивных способностей.

3. Изучить закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте. Выявить влияние учебной и внеучебной деятельности на формирование рефлексивных способностей школьников.

4. Подобрать диагностический материал для изучения рефлексивных способностей младших школьников.

5. Рассмотреть основные аспекты рефлексивной деятельности младших школьников. Изучить возможности и особенности организации использования системы рефлексивной деятельности в начальной школе.

6. Разработать модель системы рефлексивной деятельности учащихся в современных условиях.

7. Апробировать модель системы рефлексивной деятельности в работе с младшими школьниками.

8. Провести психолого – педагогический мониторинг успешности применяемой системы рефлексивной деятельности.

(СЛ 5)

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.

ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный, ориентирован на социальные интересы участников проекта, отличается четко обозначенным результатом деятельности участников проекта.

(СЛ 6)

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ И ИХ ИНТЕРЕСЫ В ПРОЕКТЕ:

УЧИТЕЛЬ:

- повышение уровня мотивации деятельности учащихся;

- формирование адекватной самооценки учащихся;

- повышение качества обучения и воспитания учащихся;

- повышение эффективности выполнения учебных и воспитательных задач;

- положительная динамика учебных и внеучебных достижений.

(СЛ 7)

УЧАЩИЕСЯ:

- овладение универсальными способами умственных действий;

- вступление в активную рефлексивную деятельность;

- реализация собственных интересов и способностей;

- формирование мотивации успеха;

- формирование адекватной самооценки;

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить  средства её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- готовность доброжелательно излагать и грамотно аргументировать своё мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям.

(СЛ 8)

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА

 на уровне целеполагания - создание условий для развития личности, способной рефлексировать, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, реализовывать собственные интересы и способности;

на уровне технологии реализации проекта - разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов формирования и развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Для достижения положительных результатов в воспитании и обучении современных школьников педагоги должны владеть такими инновационными технологиями, приемами и методами, которые бы создавали условия для гармоничного развития всех сфер личности ребенка, обладающего системно-смысловым сознанием.

Одним из таких средств, способствующих включению учащихся в смыслопоисковую деятельность, является организованная педагогом рефлексия.

В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Теоретические основания и организационно-методические условия развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий исследовались в работах Н.И. Поливановой, М.А. Семеновой под руководством В.В.  Рубцова.

Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются:

проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, по мнению авторов, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.

А что же такое рефлексия?

(СЛ 9)

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

(СЛ 10)

ЭТАПЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПЕРВЫЙ ЭТАП -  выработка целей, задач проекта, определение с выбором методов технологии, формами диагностики результатов деятельности.

ВТОРОЙ ЭТАП – исследование и применение элементов системы формирования и развития рефлексивной деятельности учащихся, выявление наиболее эффективных приемов для формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников, наблюдения за уровнем развития рефлексивной деятельности учащихся, отслеживание  результативности.

ТРЕТИЙ ЭТАП – контрольно – аналитические процедуры с целью изучения результативности данной системы рефлексивной деятельности учащихся, разработка новых приемов с учетом потребностей младших школьников, выводы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

(СЛ 11)

ПЕРВЫЙ ЭТАП Теоретико-методологический

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Изучение теоретических основ процессов формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников

Ознакомление с трудами педагогов и психологов по теме проекта.

Создание информационного описания проекта и его обоснование

Анализ уровня рефлексивной деятельности учащихся на начальном этапе работы

Разработка методов диагностики уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся.

Диагностика уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся

Выявление проблем в развитии рефлексивной деятельности учащихся

Отбор методик и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся

Выбор элементов развития рефлексивной деятельности учащихся к урокам и внеурочной деятельности

Эффективность отобранных приемов и методик развития рефлексивной деятельности учащихся

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ  работы над проектом совместно с психологом проводилась диагностика уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 Б класса МБОУ ООШ № 5 г. Александрова Владимирской области в количестве 18 человек.

Были использованы следующие методы и диагностические методики:

 наблюдение,

проективная методика "Автопортрет",

методика определения самооценки и уровня притязаний.

(СЛ 12)

Методика "Автопортрет", авторы - Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней.

Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная.

Были получены следующие результаты:

45 % ребят имеют завышенную самооценку;

21 % имеют адекватную самооценку;

34 % - заниженную.

Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети находятся на стадии развития своих рефлексивных способностей, только учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя.

У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста.

Высокий процентный уровень составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу с привлечением школьного психолога.

(СЛ 13)

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия.

По результатам наблюдения было выяснено:

 22 % - ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность;

 29 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы;

 33 % -умеют адекватно оценивать собственный вклад в дело;

 29 % - умеют сотрудничать, адекватно оценивать вклад других в дело;

 39% - умеют достигать поставленные цели, прилагать волевые усилия. Данные результаты занесены в диаграмму.

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют выражать своё отношение к деятельности других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнивать свои новые достижения с уже имеющимися, оценивать уровень собственного продвижения в деле. Дети могут поставить цель для достижения определенного результата, с некоторыми затруднениями, при помощи наводящих вопросов и рассуждений выделить соответствующие задачи. Однако для того, чтобы достичь определенного результата в деле, необходимо выполнять определенные действия, прилагать волевые усилия. Именно в этом ребята испытывают некоторые трудности. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы.

Методика определения самооценки и уровня притязаний. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Уровень самооценки школьников определяют на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

- характер аргументации самооценки.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оцениваются еще не полученные результаты.

На основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся у большинства детей была выявлена характерная  неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.

(СЛ 14)

ВТОРОЙ ЭТАП Экспериментальный, деятельностный

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ работы над проектом проводилась отработка технологии и диагностика эффективности приёмов системы рефлексивной деятельности учащихся.

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся

Использование элементов рефлексивной деятельности на уроках

Развитие способности обучающихся к саморазвитию,

осознавание учащимися  собственных дефицитов и видение путей их преодоления,

повышение у учащихся мотивации к учению и познанию.

Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся

Использование элементов рефлексивной деятельности во внеурочной деятельности

Рост уровня позитивной мотивации учащихся,

развитие рефлексивного слушания учащихся,

формирование адекватной позитивной самооценки,

формирование основ гражданской идентичности.

(СЛ 15)

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия как способ обратной связи.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

  • цель занятия;
  • содержание и трудности учебного материала;
  • тип занятия;
  • способы и методы обучения;
  • возрастные и психологические особенности учащихся;

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.

(СЛ 16)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Данный вид рефлексии выполняет функцию психологической настройки на урок и психологической завершенности. Рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом.

карточки с изображением лица;                                                                                    

показ большого пальца вверх или вниз;  

гномики,

маятник настроения.

                   

(СЛ 16)

Рефлексия деятельности.

Самооценка активности на каждом этапе урока, алгоритм, контроль и оценка. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: (что учащийся умеет? что может?) Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.

Применение этого же вида рефлексии в конце урока покажет активность каждого ученика.          

Приёмы:

 «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Эти 2 варианта целесообразно применять на первых этапах введения учащихся в систему рефлексивной деятельности. Затем следует перейти к следующему этапу.

(СЛ 17)

Это рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Речь учащихся становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Рефлексия является способом самовыражения учащихся, пробуждает в них желание учиться, получать новые знания, проявлять свои способности в более активной форме.

Приемы:

незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

дерево цели,

достижение цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

(СЛ 18)

Рефлексия как способ обратной связи.

Данные приемы стимулируют речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствуют реализации развивающей цели обучения. Они позволяют по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Приемы: 

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

Для преподавателя рефлексия учащихся - это помощь в постановке задач и планирования следующего урока.                                                                            

Наблюдения над динамикой развития рефлексии настроения и эмоционального состояния

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом.

карточки с изображением лица;                                                                                    

показ большого пальца вверх или вниз;  

гномики,

маятник настроения.

Формирование благоприятного микроклимата на уроке,

снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации данной    здоровьесберегающей технологии.

Наблюдения над динамикой развития рефлексии деятельности

Приёмы:

лесенка успеха,

наряди ёлку,

дерево достижений,

солнышко.

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах ( индивид., коллект., группов.).

Рост активности каждого учащегося.          

Наблюдения над динамикой развития рефлексии содержания учебного материала

Приемы:

 незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов  самовыражения учащихся.

Повышение мотивации учения, получения  новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

Наблюдения над динамикой развития рефлексии как способа обратной связи

Приемы: 

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

 Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.

(СЛ 19)

Выявление наиболее эффективных приемов

 рефлексивной деятельности учащихся

Диагностика уровня рефлексивной деятельности учащихся

Эффективность работы по рефлексивной деятельности учащихся

Удовлетворение потребностей учащихся в развитии необходимых рефлексивных умений

Разработка и апробация новых приемов рефлексивной деятельности учащихся

Устранение проблем в развитии рефлексивной деятельности учащихся

Дифференцированная работа над развитием рефлексивной деятельности учащихся

Упрощение и усложнение известных приемов, подбор дифференцированных индивидуальных заданий

Создание методического банка по дифференцированной работе над развитием рефлексивной деятельности учащихся

Создание пространства для реализации рефлексивной деятельности учащихся

Системное использование наиболее эффективных, исследованных и отобранных, переработанных и разработанных для начальной школы методов и приемов рефлексивной деятельности учащихся

Формирование самостоятельности рефлексивной деятельности учащихся

(СЛ 20)

На данном этапе работы практическим путём было выявлено, что не все приемы за время второго этапа проекта дали результат. Это: «Точка зрения», написание эссе. Была произведена корректировка.

Приемы

Предполагаемые причины неэффективности

Способы корректировки

Точка зрения

Небольшой словарный запас учащихся,

нежелание некоторых учащихся высказывать свою истинную точку зрения из – за боязни ошибиться.

Повышение самооценки учащихся, уверенности в себе при помощи организованных психологических тренингов

Эссе

Отсутствие должного уровня связной речи и речевых умений для изложения мыслей в письменной форме

Написание эссе по ключевым словам, по принципу "Закончи предложение"

С учётом потребностей младших школьников творческой группой проекта были разработаны новые приемы рефлексии учащихся.

(СЛ 21)

Старшинова О.А. – учитель начальных классов, руководитель творческой группы данного проекта, руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ ООШ №5:

Прием

Паровозик и вагончики

Узелок

Зайки – всезнайки

Описание приема

«Паровозик» (проблемный вопрос) тянет за собой «вагончики» (новые проблемные ситуации) до тех пор, пока истина не станет ясна

Учащиеся читают конец текста – заключение, вывод, развязку и рефлексируют на тему, что могло произойти до того. Вскрывают причины того или иного действия, события.

На доске изображения трёх зайчиков. 1 зайчик – я хорошо работал, у меня всё получилось; 2 – ой – я старался, но у меня не всё получилось; 3 – ий – я не старался, работать мне не хотелось. Рядом с зайчиками – корзина с морковкой. Каждый ребёнок берёт морковку и «кормит» того зайчика, которого считает нужным.

(СЛ 22)

Мельникова Т.И. - учитель начальных классов МБОУ ООШ №5:

Прием

Знаки понимания

Дружеский круг

Фруктовая ваза

Описание приема

Детям раздаются листы, на которых написано:

Оцени себя и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени.

! – Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, Чувствовал (а) себя уверенно.

!? – Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

? – У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

В конце урока соответствующие знаки дети ставят на полях в рабочей тетради.

Все участники педагогического взаимодействия встают в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии: что видел? что чувствовал? что слышал?
Все участники высказывают свое мнение.
Завершает педагог рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

На доске изображение вазы для фруктов. В начале урока учащимся раздаются бумажные яблоки и лимоны.В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе спелое яблочко, если не понравилось, - лимончик».

Из перечисленных в проекте приёмов был создан методический банк, состоящий из эффективных приёмов рефлексивной деятельности младших школьников. (Приложение 1).

(СЛ 23)

ТРЕТИЙ ЭТАП Контрольно – аналитический

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Мониторинг работы педагогов по развитию рефлексивной деятельности учащихся

Диагностика уровня развития рефлексивной деятельности школьников начального звена в процессе работы

Рост уровня рефлексивной деятельности школьников начального звена

Внедрение и распространение собственных методических разработок по диагностике и использованию элементов системы рефлексивной деятельности учащихся

Проведение семинаров, выступления на МО, педсовете

Использование элементов системы рефлексивной деятельности учащихся учителями начальных классов

(СЛ 24)

МОНИТОРИНГ

Мониторинг рефлексивных умений учащихся в деятельности педагога выступает и как способ исследования реальности и как способ управления формированием рефлексивных умений посредством представления своевременной и качественной информации. Мониторинг необходимо использовать, так как речь идёт о постоянном наблюдении за процессом формирования рефлексивных умений учащихся с целью выявления соответствия желаемому результату, а такой результат достигается каждым учащимся индивидуально. В мониторинге диагностика ситуации осуществляется систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием одной и той же (во всяком случае, базовой) системы индикаторов.

Мониторинг формирования рефлексивных умений, проводится в два этапа:

  • сбор и первичная обработка информации;
  • анализ полученной информации;
  • выводы.

Первичная обработанная информация фиксируется в итоговом табло, а анализ обработанной информации оформляется в аналитическую справку по итогам диагностики умений учащихся. В соответствии с разработанной моделью мониторинговые исследования проводятся на протяжении нескольких лет для выявления динамики формирования рефлексивных умений учащихся.

(СЛ 25)

Проективная методика «Автопортрет» показала следующие результаты:

Уровень самооценки учащихся

Начало проекта   %

Спустя 2 месяца   %

Завышенная

45

39

Адекватная

21

44

Заниженная

34

17

Таким образом, выявлен рост числа учащихся с адекватной самооценкой.

(СЛ 26)

Метод наблюдения (карта наблюдений):

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия.

По итогам наблюдений, спустя 2 месяца от начала проекта, была выявлена положительная динамика развития рефлексивной деятельности учащихся:

Группы учащихся

Начало проекта  %

Спустя 2 месяца   %

  1. Умеет планировать и организовывать собственную деятельность

22

33

  1. Умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы

29

33

  1. Умеет адекватно оценить собственный вклад в дело

33

49

  1. Умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело

29

39

  1. Умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия

39

55

(СЛ 27)

Развитие рефлексивной деятельности учащихся ведёт к эффективному личностному росту детей в целом. Этот факт находит своё подтверждение при диагностировании с использованием методики «Оценка личностного роста учащихся». Эта методика построена на методе педагогического наблюдения и анализе деятельности учащихся, охватывает различные аспекты формирования личности каждого ребёнка. (Приложение 2). По результатам проведённого диагностирования по данной методике был выявлен уровень личностного роста учащихся.

Если к  концу второго года обучения (май 2011 года) уровень личностного роста учащихся составил 3,9, то к концу третьего года обучения (май 2012 года) уровень личностного роста учащихся возрос и составил 4,1. Выявлена положительная динамика личностного роста учащихся.

(СЛ 28)

Мониторинг также показал, что к концу второго года обучения качество знаний по классу составляло 62 %, а к концу третьего года составило 68 %. Данный факт может являться подтверждением эффективности данной системы рефлексивной деятельности.

Результаты диагностики показали, что приёмы рефлексивной деятельности принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию развития личности, повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

(СЛ 29)

  • личностные результаты —

готовность и способность учащихся к саморазвитию,

осознавание собственных дефицитов и видение путей их преодоления,

повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,

ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

сформированность основ гражданской идентичности;

(СЛ 30)

  • метапредметные результаты —

освоенные учащимися универсальные учебные действия - познавательные, регулятивные и коммуникативные, как следствие, повышение продуктивности мыслительной деятельности учащихся,

развитие рефлексивного слушания учащихся,

формирование адекватной позитивной самооценки,

развитие критериального оценивания собственной деятельности и деятельности окружающих;

развитие коммуникативных навыков;

(СЛ 31)

  • предметные результаты —

освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,

 система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

 повышение качества знаний по предметам.

(СЛ 33)

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барабанщиков В.А.Идея системности в психологии. - М., 2005.
  2. Бизяева, А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. [Текст] : автореф. дис.... канд. психол.наук. / А.А. Бизяева – СПб, 1993.
  3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К.Журавлева. - М., 1993.
  4. Главатских Р.Р.,Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. Http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4__.doc
  5. Крупенин, А.Л., Крохина, И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст] / А.Л.Крупенин, И.М. Крохина – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
  6. Мухина В. С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.
  7. Немов Р.С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. –5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии.
  8. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ "Сфера", 1999.
  9. Поливанова, Н.И.Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов,М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987.
  10. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии., С-Пб, 1999.
  12. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.Http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php.
  13. Стеганцева Т. А.,Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.-Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
  14. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. - М., 1998.
  15. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  16. Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//Нач. школа: – 2001. - № 1.
  17. Шапарь В.Б.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приемы рефлексивной деятельности

Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.

«Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.

 «Дерево цели»

Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью

«Мнение»

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

«Дерево предсказаний»

Ствол дерева – тема, вид деятельности.

Ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено).

Листья - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник»

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

«Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Смайл»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

«Солнечные лучики»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнечные лучики того цвета (красные, жёлтые, оранжевые), которые соответствуют их настроению и прикрепить к солнышку.

«Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет  (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось,  получилось).

«Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

«Пятерочка – 2»

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

 глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

«Карта настроения»

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.

“+” “–” “?”

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

«Ключевые слова»

На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

«Итог урока»

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что я делаю?

* зачем я делаю?

* как я делаю?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

«Завтра контрольная»

Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Бортовой журнал»

От (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

«Двухчастный дневник»

В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

 «Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

«Комплимент»

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

«Букет настроения»

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

«Рефлексия одного из участников группы» 

Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".

«Протокол наблюдений»

Координатор фиксирует в ходе работы поведение членов группы, а затем выступает со своими записями (может служить также способом формирования у наблюдающего ребенка необходимых умений, т.е. выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие).

«Мозговой штурм»

 Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.

«Круглый стол»

 Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.

«Творческий отчет»

 Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.

«Рефлексия себя в проекте»

Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).

- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.

«Горячий стул»

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.

Эмоционально – художественная рефлексия.

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально – музыкальная рефлексия.

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

«Что ты чувствуешь сейчас?»

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.

«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

«Фразеологизмы»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

«Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

 «Ресторан»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.  

Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

 «Мухомор»

На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например, при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …»

• передачей содержания

• возможностью задавать вопросы

• психологической атмосферой в группе

• раздаваемыми рабочими и информационными материалами

• организацией отдыха

До начала работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель)

Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.

Этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной.

«Химс»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Используется лист большого формата, фломастеры.

Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

• Хорошо…

• Интересно…

• Мешало…

• Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

 «Всё у меня в руках»

Установление обратной связи от учеников от прошедшего урока.

Временные затраты: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки

Используется лист большого формата, фломастеры.

Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;

• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;

• Средний – мне здесь совсем не понравилось;

• Безымянный – психологическая атмосфера;

• Мизинец – мне здесь не хватало.

Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

«Уборка в доме»

Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

«Анкета».

Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Самым интересным было _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

«Сотрудничество».

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.

Утверждение

Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

«Палитра»

Палитра

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотрудничеству

Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат

я могу

я с трудом могу

я не умею, но хотел бы научиться

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценка личностного роста учащихся

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка  сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе  развития личности.

№ п/п

Содержание показателей

 Баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной  деятельности:

  • учится охотно,  стремится получать прочные знания и вне школьной работы способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;
  • учится с интересом,  участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;
  • учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы;
  • не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо;
  •  равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.

5

4

3

2

1

2.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):

  • высокая,  самостоятельно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый), анализируемого, точно и емко обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи;
  • хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с  незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способен  найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживает при внешней стимуляции взрослых;
  • средняя,  задания,  требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи взрослых;
  •  низкая,  задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя,  не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с большим трудом;
  • очень низкая,  при выполнении задания необходимо обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется, способность к установлению закономерностей практически отсутствует.

5

4

3

2

1

3.

Степень обучаемости:

  • высокая, усваивает учебный материал на  уроке, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания;
  • хорошая,  учебный материал усваивает, в основном, на  уроке; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание;
  • средняя,  для усвоения учебного материала необходимо дополнительная  домашняя проработка,  использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно;
  • низкая,  учебный материал усваивает плохо, память развита  слабо, способность к переключению внимания  практически  отсутствует;
  • очень низкая, учебный материал не усваивает, память не  развита, способность к переключению внимания отсутствует.

 

  5

 4

  3

 

2

  1

4.

Навыки учебного труда:

  • высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий;
  • хорошие,  может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший;
  • средние,  с трудом  планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный;
  • низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий;
  • очень низкие,  не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.

 

  5

 4

 

3

 2

  1

5.

Результативность индивидуальных занятий:

  • высокая,  наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива;
  • хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива  проявляется не всегда;
  • удовлетворительная,  интерес к занятиям ситуативен, инициатива проявляется только по требованию наставника  или учителя;
  • низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива не проявляется;
  • очень низкая,  интерес к  знаниям отсутствует.

 

5

4

3

2

1

6.

Уровень утомляемости:

  • очень низкий,  хорошо развита способность к необходимой концентрации, внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания;
  • низкий,  развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда;
  • значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания нередко нарушается;
  • достаточно высокий,  способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания  постоянно нарушается;
  •  высокий,  способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается.

5

4

3

2

1

7.

Целеустремленность:

  • умеет ставить перед собой цель и  добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет  стать, стремится к знаниям в сфере  выбранного жизненного становления;
  • может  поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем  и каким хочет стать, но  упорства в  обогащении знаниями не проявляет;
  • не считает  нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;
  • не способен  ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личностном становлении;
  • отсутствует  полностью, не задумывается о дальнейшем  жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

5

4

3

2

1

8.

Дисциплина и  организованность:

  • высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, учителям), в их соблюдении, осознает значение этих качеств;
  • хорошая,  готов оказать содействие в  соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника;
  • удовлетворительная,  проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознает их значение;
  • низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их  значение;
  • полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

5

4

3

2

1

9.

Коммуникабельность, степень влияния в  коллективе:

  • явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать  благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;
  • лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников;
  • неровен в отношениях,  с окружающими может стать  источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе,  пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников;
  •  конфликтен,  часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически  не пользуется;
  • часто осложняет отношения в коллективе,  безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуации, уважением в коллективе не пользуется;

5

4

3

2

1

10.

Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

  • постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение,  высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников;
  • соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника;
  • соблюдает неохотно, навыки самообслуживания  развиты слабо, к их развитию не стремится;
  • соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо;
  • не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием. 

5

4

3

2

1

11.

Внешний вид и аккуратность:

  • соответствует  требованиям учебного заведения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение;
  • соответствует требованиям, способствует развитию этих качеств у одноклассников лишь по просьбе наставника; 
  • не всегда соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • крайне редко соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • не соответствует требованиям, высмеивает наличие этих качеств у других;

5

4

3

2

1

12.

Интересы и увлечения:

  • любит читать, проявляет  постоянный и живой интерес  к музыке,  живописи, мировой культуре и её значению, охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурному просвещению;
  • много читает,  интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами лишь по просьбе учителя;
  • читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия;
  • интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию;
  • не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интереса своему культурному просвещению.

5

4

3

2

1

13.

Уровень этической культуры:

  • высокий,  не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения,  разъясняет необходимость их соблюдения среди одноклассников,  обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;
  • хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;
  • средний,  соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики,  допускает неуважительное отношение к окружающим;
  • низкий, использует  нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим,  редко задумывается над необходимостью работы над собой;
  • очень  низкий,  неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

5

4

3

2

1

14.

Работа над вредными привычками:

  • активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно  проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов,  внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам;
  • активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других; 
  • особой активности не проявляет,  в работу включается по мере необходимости и под контролем старших;
  • пассивен  в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов;
  • уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению  окружающих.

5

4

3

2

1

15.

Отношение к физической культуре и спорту:

  • активно участвует  в занятиях спортивных секций, посещает бассейн, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет  водные закаливающие процедуры, ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его среди сверстников, постоянно улучшает свои спортивные достижения;
  • занимается в спортивной секции, посещает бассейн, занимается утренней гимнастикой, не всегда проводит закаливающие водные процедуры, пропагандирует здоровый образ жизни по просьбе старших, спортивные достижения  нестабильны;
  • активность в занятиях физкультурой ситуативна, не всегда посещает спортивную секцию и бассейн, не проявляет интереса к необходимости  ЗОЖ. Безразличен к своим  спортивным достижениям, не всегда делает утреннюю гимнастику, старается не выполнять закаливающие процедуры;
  • пассивен в занятиях физкультурой и спортом, редко  делает утреннюю гимнастику, старается не посещать  бассейн, не выполняет закаливающие процедуры, уровень спортивных достижений низкий;
  • безразличен к физической культуре и спорту, ЗОЖ, не выполняет закаливающие процедуры, не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивную секцию, уровень спортивных достижений  очень  низкий. 

5

4

3

2

1

16.

Общественная активность:

  • постоянно  выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего  числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия;
  • ответственно  относится к порученным заданиям, но  безынициативен, не старается проявлять  организаторские способности без особой надобности;
  • активность в делах коллектива ситуативна,  организаторские способности развиты слабо, не стремится довести  дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;
  • пассивен.  Характерная позиция -   «слушатель»,  «наблюдатель», «зритель».
  • безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает  выполнению поставленных задач.

5

4

3

2

1

17.

Исполнение должностных обязанностей:

  • работает активно, инициативно, доводит до конца любое порученное дело, аккумулирует активность подчиненных;
  • работает хорошо, но особой активности не проявляет;
  • не проявляет интереса к порученному делу, безынициативен, не ведет документацию, для выполнения работы необходимо давление взрослых;
  • активность ситуативна,  порученное дело не доводит до конца, необходим постоянный контроль со стороны  взрослых;
  • не выполняет своих обязанностей, к решению поставленных задач безразличен.

5

4

3

2

1

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Показатели

                         Список учащихся

      Количество

           баллов

Средний уровень

личностного роста

       

                                                                                   

 



Подписи к слайдам:

Модель системы
рефлексивной деятельности
с учащимися
в современных
условиях.
Творческая группа:
Старшинова О.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5, руководитель творческой группы;
Евдокимова Л.Ю., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 5;
Лядова Л.В., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5;
Мельникова Т.И., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5;
Сараева Л.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34;
Уголкова С.Н., учитель начальных классов МБОУ ООШ №5.


Подписи к слайдам:

Наблюдения над динамикой развития рефлексии настроения и эмоционального состояния
Приёмы:
цветопись,
букет настроения,
дерево чувств,
художественные изображения,
картина,
музыкальный фрагмент,
эмоциональное состояние,
настроение телом.
карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
гномики,
маятник настроения.
Формирование благоприятного микроклимата на уроке,
снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации данной здоровьесберегающей технологии.
Наблюдения над динамикой развития рефлексии деятельности
Приёмы:
лесенка успеха,
наряди ёлку,
дерево достижений,
солнышко,
Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах ( индивид, коллект, группов).
Рост активности каждого учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Моделирование системы организации внеурочной деятельности в современных условиях"

В данной презентации даются понятия, цели, задачи внеурочной деятельности школьников. Рассматриваются принципы внеурочной деятельности, её модели и формы....

Моделирование системы работы над проектной деятельностью с учащимися школы 1 ступени

проект по теме: "Моделирование системы работы над проектной деятельностью с учащимися школы 1 ступени...

педагогический проект "Система рефлексивной деятельности с учащимися".

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать систему развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы....

Система оценки качества знаний учащихся ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы. Март 2015 год...

Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...