Главные вкладки

    Система оценки качества знаний учащихся ФГОС
    статья (4 класс) на тему

    Хохлова Инна Валентиновна

    Выступление на педагогическом совете школы. Март 2015 год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_otsenki_kachestva_znaniy_uchashchihsya.docx23.69 КБ

    Предварительный просмотр:

         Педсовет

         Дата проведения: 26 марта 2015 г.

         Тема: «Система оценки качества знаний учащихся».

          ГБОУ СОШ № 117

          г.Санкт-Петербурга

         Учитель начальных классов  Хохлова И.В.

            (Слайд 2) Оценивание является постоянным процессом, основным критерием которого  является накопительная система отметок. В четвёртом классе используются следующие виды работ:

    • Тесты
    • Проверочные работы
    • Самостоятельные работы
    • Контрольные работы
    • Домашние задания
    • Творческие работы
    • Проектная деятельность (сообщения)
    • Интегрированные работы
    • Диагностические работы
    • Устный опрос

            Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. (слайд 3) В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

    • Смайлики - по условным обозначениям мы можем понять, какое настроение было у ребёнка во время выполнения данной работы

    Если работа была лёгкой, всё получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

    Если  не все задания были простыми, то рисуй спокойное  лицо

    Если  было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

     Рядом с трудным заданием поставь знак вопроса 

    Условные обозначения выбираются по усмотрению учителя                                 (?, !, +, -,  звезочка и т.д)      )

    • Линейка качества знаний

          Самоанализ может быть изображён с помощью линейки качества знаний: ученик на оценочной линейке крестиком отмечает нужное положение и внизу ставит себе отметку, После самооценки наступает очередь оценки учителя.  Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

    Основные функции самооценки следующие:

    - констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

    - мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

    - проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить …).

            Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

    Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

    • Карточки самоанализа (Слайд 5) Очень помогают в работе карточки самоанализа, вопросы могут быть следующими:

    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что ________

    Наиболее трудным мне показалось ____________________________

    Я думаю, это потому, что ___________________________

    Как ты оцениваешь свою работу ОТЛИЧНО, ХОРОШО, СРЕДНЕ, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

    Нужна ли тебе помощь (в чём?)

    (Слайд 6) Тест по окружающему миру, использована линейка качества знаний.  

          ФГОС рекомендует педагогам использовать для оценки качества знаний 

                                  Лист индивидуальных достижений  ученика 

          Общие положения 

    • 1.1. Лист индивидуальных достижений вводится для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися.
    • 1.2. Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая  успешность формируемых  навыков и умений по основным предметам.
    • 1.3. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти, полугодия (по выбору педагога).

    Критерии оценки достижений вносятся в таблицу с помощью условных обозначений: цвет, буквы, баллы, проценты и т.д.

    (Слайд 8)  Образец ЛИДУ по русскому языку.

          Заполнение таких листов требует от педагога большого количества времени, поэтому каждый учитель может пересмотреть данный материал и выбрать более удобную для себя форму работы.

         Так, например, на основе данного образца я веду учёт контрольных работ

     Таблица проверки контрольных работ по математике (Слайд 9)

    Таблица включает в себя:

    1. Список учащихся, согласно списку в классном журнале.
    2. Виды контроля, дата
    3. Перечень заданий.
    4. Отметка недочёта в работе «V»

     Данные этой таблицы помогут мне правильно скорректировать работу на следующем уроке

    (Слайд 10) Диагностическая тетрадь включает следующие графы:                                                                              1. Список учащихся, согласно списку в классном журнале.

    2. Вид контроля, дата

    3. Оценка за работу

    4. Дополнительное время, затраченное на работу

    5. РНО

    6. Пересдача

    7. Примечание

    Такие карты очень удобно использовать на родительских собраниях, где каждый может увидеть конкретные недочёты своего ребёнка, обратить на них внимание при выполнении домашних заданий

     (Слайд 11, 12) Индивидуальные листы достижений различной направленности (заполняются в конце года учеником и учителем). Данные листы хранятся в портфолио ученика. 

            В начальной школе каждый учитель добивается 100% выполнения устных и письменных домашних заданий - это ежедневная проверка рабочих тетрадей, тетрадей на печатной основе, проверка наличия письменного задания в начале каждого урока, для сдачи устного материала находим время после уроков, поэтому дети редко приходят  в школу неподготовленными. Невыполненное вовремя задание ученик пересдаёт в установленные учителем сроки. Во время занятий в ГПД мы можем контролировать выполнение домашней работы. За д/задание, выполненное самостоятельно и без ошибок, слабым и средним ученикам для поднятия самооценки, уверенности в себе отметка может быть выставлена в журнал.

    (Слайд 13) Портфолио ученика представляет собой индивидуальную папку, в которой фиксируется набор работ учащихся, который связывает все аспекты их деятельности в более полную картину.

     Задачи «Портфолио»:

    • поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
    • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;
    • содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

     Содержание портфолио должно включать в себя три обязательных элемента

    • Сведения об ученике  (в старшей школе ребёнок в этом разделе может написать сопроводительное письмо, с указанием цели, предназначения и краткого описания содержимого)
    • Основное содержание по разделам (по усмотрению уч-ся и учеников)
    • Самоанализ и «взгляд в будущее», поставленные задачи

    Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.

    Разделы портфолио моих учеников:

    1. Обо мне.  Я и моя семья (слайд 13)
    2. Я и школа (слайд 14)
    3. Мои достижения (слайд 15, 16)
    4. Русская речь (слайд 17)
    5. Мир математики
    6. Окружающий мир (слайд 18)
    7. Творческие работы, которыми я горжусь (слайд 19)

            Таким образом, используемая в начальной школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»

    Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»  Содержание:1. О критериях качества обучения2. Комплекс...

    ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Пров...

    Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся

    В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...

    Инновационные системы оценки качества знаний учащихся

    Выступление-сообщение на МО начальной школы...

    «Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС»

    Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС...

    Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС

    Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?   Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижени...

    Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс

    ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств...