Учебно-методическое пособие по изучению народных сказок в начальной школе на уроках литературного чтения.
материал по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

Постепенное изучение учащимися сказок (народных, литературных) строится по определенной системе, основанной на постепенном освоении конкретных читательских умений. Изучение может происходить по-разному: в процессе самостоятельной работы, на школьных занятиях, на занятиях по внеурочной деятельности, в общении с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_deti_dolzhny_uchitsya_u_skazok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ахпателова Виктория Владимировна (учитель начальных классов)

                   Кулакова Анастасия Дмитриевна (учитель начальных классов)

                ГОУ  средняя школа  № 47 имени Д. С. Лихачева,

 Петроградский район, г. Санкт-Петербург

Статья «Дети должны учиться у сказок жизни!»

Ни для кого не секрет, что дети очень любят сказки. Почему? Давайте зададимся этим вопросом. Потому что в сказках  – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра.

Был период, когда некоторые педагоги и критики считали необходимым исключить сказки из детского чтения. Они аргументировали это тем, что, основная функция сказки – воспитание ребенка в страхе и покорности. «Тут и Баба-Яга, и Кощей бессмертный,  и Сивка-Бурка, и Золушка – тут все излюбленные герои, которые рождают в детях, с одной стороны, самые ложные понятия об истинной красоте человеческой жизни, а с другой – страх, ужас, веру в сверхъестественные силы». Но фантастический сказочный мир сказки, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал, привлекает, и будет привлекать детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети гораздо с большим энтузиазмом и удовлетворением выполняют задания, отвечают на вопросы, чем, будучи просто Петей, Машей.

В сказках слышится голос давно минувшего и мечта о будущем. Глубокое содержание, национальное своеобразие и богатство языка – вот в чем ценность и прелесть народных сказок. Сказки создавались, развивались и распространялись как устно-исполнительское искусство. При каждом новом исполнении сказка в какой-то мере видоизменяется, то есть меняется ее язык. Жизнь врывается своими приметами в древнюю сказку, обновляя ее, и, созданное давным-давно произведение продолжает звучать современно.

Возникшие в глубокой древности сказки о животных являются достоянием самой младшей детской аудитории. Сказки о животных нередко ритмизованны: «Жили-были дед да баба, была у них курочка ряба…». Ритмизация повествования сопровождает иронический замысел сказки. Иронический смысл таких сказок выражается в нарочно подчеркнутых рифмованиях и созвучиях слов по ходу рассказа. В таких сказках встречаются стилевые ритмические обороты: зачины, концовки, типичные формы с характерными инверсиями. Образ в сказке создается с помощью точного отбора слов, их определенной расстановки во фразах: повествовательная интонация с обратным порядком слов, с богатством интонаций, емкостью смысла разговорной речи – много диалогов, включение в текст песен.

В бытовой народной сказке распространен прием утрированного изображения главной черты персонажа. Гиперболизированное изображение жадности, глупости, лени...; обыгрывание мотива чуда; своеобразные формы гротеска - выполняют особую идейно-художественную функцию.

        Несомненно, писатели - сказочники обладали богатейшей фантазией, но большинство из них использовало народные мотивы для создания своих сказок.

        Какая же связь может быть между фольклорной и авторской сказкой? И зачем автор использует фольклорный материал? И что именно привлекает из фольклора?

        Связи фольклорной и авторской сказок лежат, прежде всего,  в истории, и если в давние времена сюжеты сказочники черпали из народного творчества, то в дальнейшем авторская сказка стала развиваться как жанр самостоятельный. Однако в памяти жанра сохранились основные черты:

- установка на вымысел – свободу «лжи», отчетливо противопоставляемой «правде» реального конкретного мира;

- стремление к всеобъемлющему содержанию.

        Фольклорная сказка рвется объять необъятное; рассказать и о царстве жизни, и о царстве смерти; о том, где лежит верный путь для человека, какова расплата за ошибки, в чем счастье и несчастье, и многое другое.

Наличие в фольклорных сказках выдумок, случайностей, неожиданностей – это стремление вскрыть природу важнейших явлений. Прелесть фольклорных сказок в необычной свободе вымысла и в живости рассказа.

        Архаичность, наивность изобразительных средств давно умертвили бы народную сказку, если бы она не обладала удивительным свойством давать в емкой форме картину мира, причем между зачином и концовкой умещается так много, что впору и роману.

        В отличие от народных литературные сказки поражают великим разнообразием, с трудом, вмещающимся в рамки какой-то классификации. Каких только сказок мы не знаем! Сказки-притчи, сказки-рассказы, сказки-были, сказки-истории, сказки-пьесы, циклические сказки, и, наконец, сказки-романы.

        Как правило, в волшебных авторских сказках свой стиль и язык написания. Герой – образец совершенства, доблести; героиня – воплощение молодости, красоты. Насколько прекрасен внутренний и внешний облик положительных героев, настолько безобразен облик персонажей, причиняющих вред человеку. Для волшебных сказок характерен прием – своеобразное повторение эпизода с нарастанием эффекта. Повествование в волшебной сказке возвышается до величественной эпичности, присущей фольклору.

        А существует ли литературная сказка сама по себе, в чистом виде? Всегда есть примеси иных литературных жанров. Могли бы составить исключение сказки, созданные по мотивам народных, как, например сказка Жорж Санд «Грибуль». «Грибуль» - по-французски означает «простофиля». Такие простофили часто действуют в веселых народных сказках. Вот и Грибуль всегда поступает наоборот: когда ему больно, он смеется, когда страшно – поет. Но так ли он глуп? Его, как и русского Иванушку-дурачка, прозвали простофилей жадные, трусливые люди за то, что он не похож на них. Для них всякий, кто помогает другим и не заботится о собственной выгоде – дурачок и простофиля. Однако, настоящие чудеса, настоящие подвиги совершают именно такие «простофили». В отличие от «простофиль» в народных сказках, Грибуль осознает свою непохожесть, он очень разумен: «Я мечтал бы стать умным, но я не хочу быть таким же бессовестным и злым, как они! Если умным и добрым одновременно быть нельзя, то лучше уж я останусь дурачком!»

        Сказка в литературе утрачивает свою самодостаточность и требует непременного синтеза с другими жанрами собственно литературной природы. Кроме того, непременным условием такого «перевода» становится самопародирование, вносящее в повествование иронический тон.

        Сказка в литературе получает способность проникать, растворяться, окрашивать в свойственные ей тона совершенно несказочные произведения. В этом смысле литературная сказка подобна сатире: помимо «чистого жанра», существует еще множество жанровых и стилевых модификаций. С самого начала своей литературной истории сказка не существовала как независимый от других жанр.

        Известно, что фольклорных царевичей и царевен из народных сказок никакое чудо смутить не способно, может быть, потому, что сами они не слишком-то реальны. В литературе же герой, попадая в необычную, чудесную ситуацию, восхищается, радуется, хочет поскорее узнать, как устроена сказочная страна. Сюжет подобных сказок представляет собой чаще всего путешествие, в котором герой не только переживает приключения, но и удовлетворяет свою любознательность. Весь эффект таких сказок в переплетении реального и нереального, субъективного и объективного.

        Нетрудно заметить, что сказочники предпочитают глагол всем остальным речевым формам – слушатель невольно становится сопереживателем действия.

        Х. К.  Андерсен утверждал, что вся жизнь – есть сказка, поэтому ему было так легко извлекать свои волшебные истории из любой житейской мелочи.

        Сказочная условность, как правило, необычайно сильна, особенно если речь идет о чудесном – о превращениях. Она способна преобразить в сказку любой жанр.

        Но что же такое литературная сказка? Какое она занимает место в литературе? Литературная сказка занимает промежуточное положение между волшебным вымыслом фольклора и жизнеподобием романа. Она может тяготеть к одному их этих полюсов, никогда с ним не сливаясь. Напрасно старались бы мы сочинить такую сказку, в которой был бы лишь один план – сказочной условности, обязательно донесется голос реальности. Без нее не обойтись, она – «противовес», не позволяющий сказке воспарить в чистую отвлеченность, разорвать нить, соединяющую с землей.

        Какие же черты романтизма и реализма наиболее характерны для сказочников-романтиков и сказочников-реалистов?

Для сказочников-романтиков очень важно понятие души. Главное – любовное стремление к добру. «В каждом человеке в тайнике живет любовь, страстное томление по высшему миру и выше этого ничего в человеке нет» - писал Ф. Шпигель. Все сказки романтиков проникнуты любовью, добром;  главные герои обладают устремленностью в высшие сферы. Именно романтики ввели категорию детства. Как правило, герои сказок-романтиков – дети, у них врожденное чувство справедливости, привязчивость, нежность; герои обречены на одиночество – категории романтизма. Но все же, большая часть, проникнутых романтизмом детских литературных сказок, имеет счастливый конец фольклорной сказки: Ж. Санд «Королева Квакуша», «Замок Пиктордю», А. Франс «Пчелка», Х. К. Андерсен «Снежная Королева».

Сказочники-реалисты обращаются, как правило, к миру прошлого, берут за основу историческое время. Для реалистов важно социальное начало, социальные факторы влияют на развитие человека. В литературе реализма бедный – всегда положительный герой, богатый – всегда отрицательный.

Несомненно, сказки необходимо включать в программу по литературному чтению, изучать на уроках внеклассного чтения. Дети должны учиться у сказок жизни. Нам уже не нужно доказывать, какое большое место занимает сказка в формировании духовного мира маленького человека. Разумеется, маленький ребенок воспринимает, прежде всего, прямую мораль, заключенную в сказке, но, может быть, и нечто большее – эмоциональный смысл. И когда – нибудь, этот первый маленький опыт отзовется при чтении других неизмеримо более сложных произведений.

 

Список литературы:        

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской  субкультуре. – Москва, Воронеж, 2000 год
  2. Арзамасцева И. Метаморфозы жизни (Размышления о сказке) // Детская литература, 1991 год № 9-10
  3. Сафонова Н. Воспитание сказкой // Детская литература, 1989 год № 8
  4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- Москва // Эксмо – Пресс, 2001 год
  5. Чернявская И.  О сказках и сказочниках // Москва, издательство «Правда», 1987 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"...

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...

«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

       Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...

Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.

Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...