Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Жарова Елена Геннадьевна

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.

1 класс

Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.

  • Слова, написание которых отличаются одной буквой:

козы - коса

 

друг-враг

 

ветер-вечер

травы - травка

 

След - следы

 

дедушка-девушка

  • Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

город-горох-грохочет
вьют - вьюн- вьюга
жалеть-желтеть, жилет, желать.

  • Чтение слов с твердой и мягкой согласной:

ест-есть

 

угол-уголь

 

мел-мель

полка-полька

 

крыло - крылья

 

галка-галька

мел-мель

 

лист - листья

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_chteniya.docx61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на развитие скорочтения.

Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

           На уроках я использую приемы и методы для развития скорочтения. Это чтение в парах, чтение за диктором, групповое чтение, жужжащее чтение и многие другие виды работ.

          Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм, компьютерным играм. Поэтому мы учителя должны открыть детям целостность книги, чтобы ребята полюбили книгу, ведь книга,  прочитанная в детстве остается в памяти на всю жизнь. В 1 классе для стимулирования я читала детям интересные эпизоды из книг, а дальше ребята с большим интересом шли в библиотеку, где их встречала библиотекарь и знакомила с рядом книг на полках красочно оформленных. Дети кто мог сразу продемонстрировать свои способности читать сразу становились читателями библиотеки. Работа с книгой тесно стала продолжаться во 2 классе, когда все ребята уже достаточно хорошо читали целыми словами. Чтобы как-то не ослабить читательский интерес и привлечь ребят, на протяжении всего учебного года я поддерживала тесную связь с городской детской библиотекой. Раз в 2 недели нам приносили книги на каждого ученика. В течение этого времени ребята с большим интересом обменивались каждый день книгами. Это позволило каждому ученику прочитать за 2 недели более 6 книг в течение года. Я наблюдала, как дети читали на переменах, после уроков, в ГПД, читали в парах, задавали вопросы друг другу. В классе были заведены читательские дневники, где ребята заполняли информацию о прочитанной книге, рисовали рисунки, делали выставки. На уроках внеклассного чтения подводили итоги, прочитанных книг. Используя свой опыт работы на протяжении многих лет, хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа помогает достичь результатов чтения в начальной школе, когда на уроках вводятся специальные упражнения, направленные на совершенствование процесса чтения зрительного воспроизведения слова и его произношения.

В 2009- 2010  учебном году  мои ученики  3 «Б»  класса заняли 3 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2009» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе  «Верхнеуральское книжное лето-2009» в номинации «Лучшие читатели 2009» Артемьев Максим занял 1 место.

В 2010 – 2011 учебном году мои ученики 4 «Б» класса заняли 1 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2010» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе  «Верхнеуральское книжное лето-2010» в номинации «Лучшие читатели 2010» Артемьев Максим, Какурин Роман, Богруденко Саша заняли 1 место.

В 2012 – 2013 учебном году мои ученики  2«А» класса заняли 1 место в Городском конкурсе  «Верхнеуральское книжное лето – 2012» в номинации «Самый читающий 2 класс». В Городском конкурсе  «Верхнеуральское книжное лето-2012» в номинации «Лучшие читатели 2012» Калашников Вова, Цыбин Саша, Жигулёв Данил заняли 1 место.

Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.

1 класс

Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.

Слова, написание которых отличаются одной буквой:

козы - коса

 

друг-враг

 

ветер-вечер

травы - травка

 

След - следы

 

дедушка-девушка

Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

город-горох-грохочет
вьют - вьюн- вьюга
жалеть-желтеть, жилет, желать.

Чтение слов с твердой и мягкой согласной:

ест-есть

 

угол-уголь

 

мел-мель

полка-полька

 

крыло - крылья

 

галка-галька

мел-мель

 

лист - листья

Чтение разных слов с одинаковой приставкой:

развел-развесил

 

прогибать - пробегают

побежал-полежал

 

прихлопнуть - притопывать

(для слабо читающих)

 

(для быстро читающих)

Чтение слов с одинаковым окончанием:

салазках

 

колючий

 

соседи

 

небесами

 

простые

 

лесок

сказках

 

случай

 

медведи

 

коврами

 

золотые

 

голосок

веселый

 

олени

 

лебедями

 

смешные

 

снежок

лиловый

 

тюлени

 

тополями

 

зеленые

 

лужок

Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.

Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.

Чтение односложных слов:

ус

 

крот

 

брат

 

вдруг

 

хруст

уж

 

глаз

 

волк

 

гвоздь

 

взять

душ

 

двор

 

внук

 

дрозд

 

брат

нос

 

круг

 

полк

 

класс

 

хвост

рот

 

порт

 

гость

 

гром

 

взгляд

рог

 

стул

 

крот

 

треск

 

дрожь

день

 

квас

 

пень

 

слон

 

блеск

петь

 

двор

 

день

 

кран

 

ткач

Чтение двусложных и трехсложных слов:

зима

 

доктор

 

деревья

поле

 

валенки

 

травинки

кусты

 

пестрый

 

подумал

земля

 

снежок

 

навстречу

сучок

 

стряхнул

 

бабушки

каждый

 

прикрыл

 

кормушка

страна

 

трактор

 

настала

Чтение однокоренных слов (эту группу слов надо включать в урок, когда «поле» чтения будет не менее 5-7 букв):

бег – бежать – бегство

 

море – моряк - морской

вода - водный – водяной

 

чисто - чистить – чистильщик

Чтение слов – синонимов:

ключ-родник
забор - изгородь-плетень
стеречь - охранять - караулить- сторожить
храбрый – смелый - отважный.

Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога;

дед да баба

 

грачи прилетели

весна - красна

 

кататься на санках

медведь в берлоге

 

заяц- беляк

последний снег

 

жили-были

2 класс

Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.

Слова трехсложные и четырехсложные:

Наблюдает-соблюдает.
Срывают-скрывают.

Слова с наращиванием, на карточках для быстрого чтения:

Зелень – зеленело - зазеленело.
Двигать – двигаются – подвигаются.

Более трудные слова, написание которых, включает несколько одинаковых букв:

Догореть – догорать - догонять.
Бархат – бархан – бронхит.

Словосочетания и предложения:

Медведица с медвежатами.
Лисица с лисятами.
Птицы улетают на юг.
Огромные лужи воды.
Пестрый ковер из листьев.

Группа слов синонимов для быстрого чтения:

Родной - родимый, знакомый, близкий.
Смелый - зрелый, плохой, увядший.
Готовить-варить, стряпать, есть.

2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.

Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.

1 класс

Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

и, а, э, у, ы
и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и
а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.

Упражнения в чтении букв парами:

э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;
О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;
У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

Упражнения, в чтении согласных:

Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи
Щ - плащи, клещи вещи, щенок
С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье
Ц - цапля палец, царапина, мельница.

Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

Произношение скороговорок и чистоговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Проворонила ворона вороненка.
Наш Полкан, попал в капкан.

Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:

произноси медленно;

произноси чуть быстрее;

произноси чуть выше;

произносите тихо.

Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:

упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;

упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.

упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.

3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.

Упражнения, в подборе обобщающего слова:

чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
шарф, варежки, шапка, пальто.

Разделение слов на группы:

коза корова, соловей, овца, сорока;
заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.

Найти лишние слова:

река

 

муравей

 

голубь

ручей

 

ель

 

воробей

лейка

 

ольха

 

синица

озеро

 

береза

 

клест

пруд

 

осина

 

верблюд

Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:

чтение текста про себя;

чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;

чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;

выборочное чтение;

выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;

чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;

нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;

нахождение и чтение отрывков по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"...

«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

       Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...