Технология проблемного обучения в начальной школе
статья по теме

Забродина Наталья Анатольевна

В последние годы перед учителями встали проблемы:

  • несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям
  • низкий уровень мотивации;
  • снижение или отсутствие интереса к предмету;
  • высокий уровень тревожности учащихся;
  • быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.

Одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности учащихся. Этого можно добиться  средствами современных педагогических технологий. Одной из них является технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx644.72 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с требованиями  государственных образовательных стандартов  главное в изучении любого предмета и любого вида школьной деятельности – это не набор знаний, а система умений по использованию предметного содержания.

В последние годы перед учителями встали проблемы:

  • несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям
  • низкий уровень мотивации;
  • снижение или отсутствие интереса к предмету;
  • высокий уровень тревожности учащихся;
  • быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.

Одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности учащихся. Этого можно добиться  средствами современных педагогических технологий. Одной из них является технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Обратим внимание на особенности создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос становится проблемным, если   он содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Наибольшая эффективность технологии достигается на уроках изучения нового материала и первичного закрепления, комбинированных и блоковых проблемных занятиях, тренингах.

Проблемно-диалогический метод включает в себя два вида диалога:

Побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

На этапе постановки проблемы это выглядит так.  Сначала даётся задание ученикам на новый материал: «сделай то, что только сегодня будем проходить».  Ученики правильно выполнить задание не могут, и для них возникает проблемная ситуация. Специальные реплики помогают ученикам осмыслить неудачу и на уроке разворачивается  побуждающий диалог.  А в результате  ученики сами формулируют либо вопрос для исследования, либо тему урока. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает  открытие знаний путем проб и ошибок.

На уроках используются  следующие виды проблемных заданий:

  1. Разрыв причинно – следственных связей. (Весенние изменения в природе)

Третьеклассники на уроке окружающего мира перечисляли весенние явления природы: становится теплее, увеличивается продолжительность дня, тает снег, появляются проталины, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются листья на деревьях.

Выпиши пары явлений природы, которые связаны между собой

__________, потому что ______________

______________, потому что _________

____________, потому что ___________________________________

При  каком условии 100 меньше 15 (100см и 15м, 100 коп. и 15 рубл.)

2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…». (Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?)

3. «Как объяснить тот факт, что …». (Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы)

4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …». (Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты , если исчезнет солнце?)

5.  Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть. (Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.)

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей. Например, задачи с несформулированным вопросом. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

Задачи с недостающими данными. У Алеши 3 альбома с марками. В одном - ___ марок, а в двух других  по 40 марок в каждом. Сколько всего марок у Алёши?

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

        Окр. мир. «Какое полезное ископаемое используется для получения тепла? (не хватает знания об агрегатном состоянии вещества: жидкое (нефть), твердое (каменный уголь), газообразное (природный газ)».

«Я загадала орган пищеварения. Какой?» (Не хватает знаний о функции этого органа и его местоположении в организме.)

«Растение очень высокое. Что это: дерево, куст или трава?» (Не хватает знаний о количестве и характере ствола.)

Задачи с излишними данными. Масса 2 ящиков слив 18кг, а масса 3 ящиков груш 36 кг. В магазин привезли 10 ящиков слив и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика слив меньше  массы одного ящика груш.

Задачи с несколькими решениями. За три дня музей посетили 140 школьников. В первый день было проведено 4 экскурсии по 15 человек, во второй – 2 такие же экскурсии. Сколько школьников посетили музей в третий день?  

Задачи на доказательство. Докажите, что числа 4, 12, 16 чётные.

Задачи на соображение, логическое рассуждение. У Алёши и Коли вместе 11 машинок, у Вани и Коли 12, у Алёши и Вани вместе 13. Сколько машинок у каждого мальчика?

Другим видом диалога является подводящий диалог, который представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому материалу, т.е. ведет к открытию знаний.

При изучении темы «Грибы» обсуждается диалог:

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Но урок - это не только методы. Есть ещё формы и средства обучения. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения (ТСО) и опорные сигналы.

Используя проблемно-диалогическое обучение, мы способствуем формированию универсальных учебных действий. О результатах работы можно судить по данным внешнего мониторинга в течении года.

Данная технология позволяет: 

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Доклад на тему: «Технология проблемного обучения в начальной школе"

Одна из технологий ,используемых в начальной школе ,является проблемная технология.О ней и говорится в докладе....

Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...