Условия формирования творческого мышления младших школьников.
статья по теме

В настоящее время  вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya_tvorchskogo_myshleniya_detey.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования  творческого мышления младших школьников.

В настоящее время  вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.

Традиционно в  отечественной психолого - педагогической литературе под «творческим мышлением» понимается психический процесс, для которого характерны создание субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности. Творческое мышление – высший уровень развития мышления.

Особая роль в школьном обучении детей принадлежит начальной школе. В психологической литературе отмечается, что уже в младшем школьном возрасте учебно-познавательная деятельность под влиянием системы образовательных факторов может приобрести репродуктивную или творческую направленность. Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Учителя начальной школы заинтересованы в развитии творческого мышления детей, однако они не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления. Поэтому педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях, как осуществлять работу, направленную на развитие творческого мышления детей.

Во многом уровень развития творческого мышления младших школьников зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, учитель может  систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать самим и  делать выводы, находить новые оригинальные подходы и т.д.

Существуют определенные методы, способствующие развитию  творческого мышления  у младших школьников, к которым можно отнести следующие: метод «подбрасывания идей»; метод «личного примера»; прием «увеличение - уменьшение»; изменение законов природы; фантастические изменения человека и человечества; добавление одного или нескольких новых качеств; превращение объектов неживой природы в живых существ; изменение привычных отношений, функций и связей между объектами; приём «машина времени»; свободное фантазирование; методика создания новых сказок; ассоциативные загадки, метафоры; кроссворды, викторины, головоломки; шуточные истории и затейные математические задачи. Вышеперечисленные методы можно применять практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

Так же необходимо создать условия для формирования творческого мышления школьника. Важнейшими здесь являются образовательные факторы. Прежде всего, педагог не должен подавлять интуицию ученика. Необходимо формировать у него уверенность  в своих силах, веру в свою способность решить задачу. В процессе обучения учителю желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции, поскольку отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Учителям начальной школы следует чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Необходимо шире применять проблемные методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания.

Кроме образовательных факторов условиями формирования творческого мышления выступают так же семейные, социально-психологические, культурные факторы.

Однако, следует учитывать, что формирование творческого мышления не происходит одномоментно. Для того чтобы, можно было полноценно развивать творческое мышление у учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия.

Список литературы

  1. Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - с. 13-16.
  2.  Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.пед.н:  13.00.01.- Екатеринбург, 1998 – 23 с.
  3.   Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07.  – М., - 2010. – 23 с.
  4. Мукина А.Н. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – СПб., 2008. – 23 с.
  5. Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе. // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып. №31. – том 10. – с.213-218
  6. Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков. // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Вып.3. – том 6. – с.96-103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

Условия формирования творческого мышления младших школьников

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...

Условия формирования творческого мышления младших школьников.

Статья посвящена комфортным условиям формирования  творческого мышления у младших школьников...

Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников

Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие т...