Условия формирования творческого мышления младших школьников.
статья по теме
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_tvorchskogo_myshleniya_detey.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.
Традиционно в отечественной психолого - педагогической литературе под «творческим мышлением» понимается психический процесс, для которого характерны создание субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности. Творческое мышление – высший уровень развития мышления.
Особая роль в школьном обучении детей принадлежит начальной школе. В психологической литературе отмечается, что уже в младшем школьном возрасте учебно-познавательная деятельность под влиянием системы образовательных факторов может приобрести репродуктивную или творческую направленность. Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Учителя начальной школы заинтересованы в развитии творческого мышления детей, однако они не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления. Поэтому педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях, как осуществлять работу, направленную на развитие творческого мышления детей.
Во многом уровень развития творческого мышления младших школьников зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, учитель может систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать самим и делать выводы, находить новые оригинальные подходы и т.д.
Существуют определенные методы, способствующие развитию творческого мышления у младших школьников, к которым можно отнести следующие: метод «подбрасывания идей»; метод «личного примера»; прием «увеличение - уменьшение»; изменение законов природы; фантастические изменения человека и человечества; добавление одного или нескольких новых качеств; превращение объектов неживой природы в живых существ; изменение привычных отношений, функций и связей между объектами; приём «машина времени»; свободное фантазирование; методика создания новых сказок; ассоциативные загадки, метафоры; кроссворды, викторины, головоломки; шуточные истории и затейные математические задачи. Вышеперечисленные методы можно применять практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Так же необходимо создать условия для формирования творческого мышления школьника. Важнейшими здесь являются образовательные факторы. Прежде всего, педагог не должен подавлять интуицию ученика. Необходимо формировать у него уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. В процессе обучения учителю желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции, поскольку отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Учителям начальной школы следует чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Необходимо шире применять проблемные методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания.
Кроме образовательных факторов условиями формирования творческого мышления выступают так же семейные, социально-психологические, культурные факторы.
Однако, следует учитывать, что формирование творческого мышления не происходит одномоментно. Для того чтобы, можно было полноценно развивать творческое мышление у учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия.
Список литературы
- Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - с. 13-16.
- Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.пед.н: 13.00.01.- Екатеринбург, 1998 – 23 с.
- Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – М., - 2010. – 23 с.
- Мукина А.Н. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – СПб., 2008. – 23 с.
- Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе. // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып. №31. – том 10. – с.213-218
- Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков. // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Вып.3. – том 6. – с.96-103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
В статье собраны описания некоторых игр для развития творческого мышления....
Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...
Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
Применение ТРИЗ технологий на уроках....
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
Статья посвящена комфортным условиям формирования творческого мышления у младших школьников...
Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников
Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие т...