Главные вкладки

    Современные цифровые образовательные ресурсы в начальной школе
    статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Металлова Елена Витальевна

    Статья предназначена для учителей начальной школы. Для разработки собственных ресурсов с применением flash - технологий,целесообразно выяснить, что такое цифровые образовательные ресурсы и какие виды ресурсов для обучения русской грамматике в начальной школе уже существует.

    В статье рассказывается о классификации программных продуктов, предназначенных для организации и поддержки учебного процесса.Предоставляются ссылки к программным продуктам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Современные цифровые образовательные ресурсы для изучения русской грамматики в начальной школе»

    Цифровые образовательные ресурсы (в дальнейшем ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

            В настоящее время существуют бесплатные общедоступные цифровые ресурсы, которые находятся в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на сайте http://school-collection.edu.ru/. Существуют готовые комплексы цифровых материалов, специально разработанных для систем учебников УМК «Школа России», «Школа 2100», учебников, входящих в систему Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

            Есть и универсальные ЦОР, не связанные с конкретной системой учебников. Подобные ресурсы в составе инструментальной компьютерной среды (ИКС) входят в Интегрированный учебно-методический комплекс «Открываем законы родного  языка, математики и природы, 1-4 классы»(ИУМК). Также в школе используются разнообразные информационные источники: электронные справочные ресурсы(электронные энциклопедии и словари); материалы с различных сайтов; электронные учебные пособия.

            Существуют различные классификации программных  продуктов, предназначенных для организации и поддержки учебного процесса. Рассмотрим наиболее часто используемые в начальной школе цифровые издания образовательной направленности(ЦИОН) и на педагогические цели применения электронных ресурсов при обучении младших школьников.

            1. Демонстрационные средства содержат различные материалы: текстовые и звуковые, графические изображения, видеофрагменты, анимационные сюжеты и т. д. Демонстрационное средство обеспечивает наглядное представление учебного материала, что позволяет учащемуся лучше воспринимать информацию. К демонстрационным  ЦИОН следует отнести электронные книги, электронные версии учебных фильмов. Пример демонстрационного средства: http://www.youttube.com/watch?v=vZeQzEx03Kw&Feature=related/

            2. Информационные источники содержат учебный материал, представленный в систематизированном и структурированном виде, а также удовлетворяют индивидуальные образовательные потребности учащихся с учетом возрастных особенностей. К информационным источникам относятся электронные энциклопедии (например, «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»), справочники, словари. Преимущества использования электронных энциклопедий и словарей связаны с доступностью, так как электронным вариантом книги или словаря ребенок может воспользоваться, когда захочет. Пример информационного источника: http:www.cwer.ru/node/237131/.

           3. Инструментальные ЦИОН. Этот вид компьютерных программ предоставляет учащемуся инструментарий для  воплощения индивидуальных замыслов. С их помощью учащийся  имеет возможность реализовать свои творческие способности при создании рисунков и текстовых материалов, конструировании моделей различных объектов. Данный класс средств должен обеспечивать условия для развития учащихся с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Примерами инструментальных ЦИОН могут являться текстовые редакторы, графические редакторы и конструкторы, музыкальные редакторы, конструкторы игр, электронные таблицы и др. С их помощью ребенок может создавать музыку, рисунки, фильмы. Пример инструментальных средств: http:school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227-4aff-bcce-181c9a9ce25e/111017/?interface=44&class=44&  subject=8 («Медиатека»> части речи»> «глагол»).

             Контролирующие средства ориентированы на контроль и самоконтроль уровня усвоения учебного материала. Примером данного класса ЦИОН являются электронные тесты различных типов, которые позволяют проверить знания по любому предмету. Пример контролирующего средства: http://sckool-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/111017/?inreface=pupil&class=44&subject=8 («Плеер заданий»).

            5.Развивающие игры способствуют развитию у школьников ведущих психических процессов, в частности, восприятия памяти, мышления. Определенные продукты данного класса ЦИОН ориентированы на развитие внимания, реакции, мыслительных процессов(абсьракции, обобщения, анализа, синтеза).Так, например, в игре «Гарфилд второклассникам. Грамматика и письмо» есть задание, в котором ребенку необходимо вставить в текст глаголы подходящего вида. Это способствует закреплению знаний о виде глагола.

            Безусловно, любой ребенок легче воспринимает информацию в процессе игры, поэтому развивающие игры образовательной направленности должны быть в арсенале каждого учителя. Пример игры:http://free-torrents.org/foprum/viewtopic.php?t=41850.

           6. Электронными учебными пособиями являются комплексы ЦИОН, которые содержат модули, позволяющие в процессе обучения решать  совокупность педагогических задач. Подобные модули по русскому языку для начальной школы можно найти на сайтеhttp:/www.openclass.ru/node/34008.

           Таким образом, в Интернете (в частности, в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов) представлены разнообразные ЦОр, создающие возможность наглядного, красочного и динамического представления информации. Их использование в обучении будет способствовать формированию положительного отношения к процессу познания, росту интереса младших школьников к изучению русской грамматики и повышению эффективности ее усвоения.

    Литература

    1. Осетрова, Н. В. Книга и электронные средства в образовании [Текст] / Н. В. Осетрова, А. И. Смирнов, А. В. Осин. - М.: Логос, 2003.
    2. Савельева, Л. В. Возможности применения цифровых образовательных ресурсов при обучении грамоте русскому языку в начальных классах полиэтнической школы [Текст] / Л. В. Савельева, Г. С. Щеголева, Е. А. Гогун // Русский язык в национальной школе. - 2009. - № 9.
    3. Савельева, Л. В. Компьютерная поддержка начального языкового образования в полиэтнической школе [Текст] / Л. В. Савельева, Г. С. Щеголева, Е. А. Гогун // Русистика и современность: Матер. X междунар. на- уч.-практ. конференции. - СПб.: МИРС, 2007. - Т. 2. - С. 361 - 367.
    4. Фомичёва, О. С. Воспитание успешного ребёнка в компьютерном веке [Текст] / О. С. Фомичёва. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
    5. Щеголева, Г. С. Возможности компьютерной поддержки уроков развития письменной речи в начальной школе [Текст] / Г. С. Щеголева // Система дошкольного и начального образования: пути развития: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2005.

    Электронные ресурсы

    1. http://www.ccm.kz/article/default.aspx?ArticleID=157.
    2. http://mmc74212.narod.ru/Biology/pllaal.html.
    3. http://uchitelu.net/media.

    Е. В. Металлова, учитель начальных классов,

    ГБОУ СОШ № 193, г. Санкт-Петербурга


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...

    Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

    «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость.        Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в совре...

    Электронные образовательные ресурсы в начальной школе

    Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему...

    Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".

    ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...

    Статья «Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе»

    laquo;Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе»...

    Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе.

    Статья отражает роль цифровых образовательных ресурсов при использовании их в начальной школе. Дано краткое описание некоторых ресурсов для использования их в работе....