Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка
статья на тему

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. А. Шешукова,

учитель начальных классов

МКОУ Лицей №9 г. Слободского Кировской области

Реализация технологии деятельностного метода обучения

на примере урока русского языка

Если бы мне на выбор

предложили путь к истине

или саму истину, я бы выбрал путь.

Эммануил Кант, философ

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед  педагогами и родителями проблему формирования у детей личностных качеств, а также универсальных учебных умений и способностей как условие успешной соцализации каждого человека в современном обществе.

Одной из приоритетных задач в развитии российского образования является формирование у учащихся не просто знаний и умений в различных учебных дисциплинах, но и способностей к самостоятельной учебной деятельности.

Решению указанных задач способствует применение в образовательном процессе технологии деятельностного метода (ТДМ), благодаря которому учитель имеет возможность на различных уроках независимо от их предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках, проводимых в ТДМ,   школьники приобретают первичный опыт анализа ситуаций, постановки проблемы, целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки и т.д. [2]

При этом функция учителя заключается «в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учащихся в их учебной деятельности». Поэтому учитель выполняет две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель он выбирает способы и средства обучения, организует процесс познания, задает вопросы и предлагает задания. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, однако его основная задача – научить учащихся учиться – остается неизменной [4].

При подготовке к уроку в ТДМ необходимо определить:

  • новое знание, которое получат учащиеся на уроке;
  • пробное действие, которое учащиеся будут выполянять;
  • фиксацию затруднения;
  • причину затруднения;
  • формулировку цели деятельности (ставят учащиеся);
  • фиксацию нового знания (алгоритм, эталон).

В качестве примера рассмотрим этапы урока русского языка в ТДМ по теме «Изменение глаголов по временам» (2 класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова, программа А.В. Поляковой).

Цель урока  – сформировать первичное умение определять время глаголов.

Новое знание – алгоритм определения времени глагола.

Пробное действие – определить время глаголов.

Фиксация затруднения – не могу определить время глаголов или не могу обосновать свой выбор.

Причина затруднения – не знаю, как определить время глаголов.

Формулировка цели деятельности – узнать, как определить время глаголов, научиться определять время глаголов.

Фиксация нового знания – алгоритм определения времени глаголов и эталон (см. ниже).

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Комментарии. Продолжительность – 1 – 2 минуты. Цель этапа – включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Происходит осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу») [5].

Результатом этапа является положительная мотивация каждого учащегося.

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками), регулятивные (волевая саморегуляция).

Пример.

-На доске записаны слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Прочитайте их.

= «Если быть, то быть лучшим».

-Как вы понимаете это высказывание?

-В чем человек может быть лучшим?

-А ученик?

-Кому из вас нравится, если вас считают лучшим в спорте? В рисовании животных? В игре на музыкальных инструментах? В учебе?

-Давайте и сегодня на уроке попытаемся показать себя с лучшей стороны, будем активными, внимательными, старательными.

-О какой части речи мы с вами говорим уже на протяжении нескольких уроков?

= О глаголе.

-Сегодня мы узнаем о глаголе что – то новое. А как действует настоящий ученик, когда хочет узнать что – то новое? Ответьте одним словом.

= Сам.

-А что буду делать я?

= Помогать нам и организовывать нас.

-С чего мы обычно начинаем урок, на котором узнаем что – то новое?

= С повторения.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Комментарии. Продолжительность – 5 – 7 минут. Цель этапа – подготовка мышления и организация осознания потребности к построению нового способа действия. Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании (затруднение – это фиксация невозможности получить запланированный результат) [5].

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – структурирование знаний, использование знаково – символических средств, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов), регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Пример.

-Еще раз внимательно посмотрите на запись на доске. Что интересного заметили?

= Слово «быть» повторяется два раза.

-Какой частью речи является слово «быть»?

-Что такое глагол?

-Запишите под диктовку слова в тетрадь: бежал, мальчик, шагает, помчится.

-Какое слово лишнее? Почему?

= Лишнее слово «мальчик», т.к. это существительное.

-Что общего в остальных словах?

= Это глаголы  в форме единственного числа, обозначают движение.

Пробное действие:

-Определите время этих глаголов. На работу 1 минута.

Фиксация затруднения:

-У кого нет ответа?

-Что вы не смогли сделать?

= Мы не смогли определить время глаголов.

-У кого есть ответ?

-Обоснуйте свой ответ, покажите эталон, которым вы пользовались.

= Мы не можем обосновать.

-Молодцы, вам удалось понять, в чем ваше затруднение. А что вы должны сделать в этом случае?

= Остановиться и подумать.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Комментарии. Продолжительность  этапа – 3 – 4 минуты. Цель этапа – выявление и фиксация места и причины затруднения. Для этого:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения [3].

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, постановка и решение проблемы).

Пример.

-Какое задание вы выполняли?

= Мы определяли время глаголов.

-Значит, в чем причина вашего затруднения? Чего вы не знаете?

= Мы не знаем, как определить время глаголов.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Комментарии. Продолжительность  этапа – 4 – 6 минут. Цель этапа – постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Результатом этапа является план действий выхода из затруднения [5].

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково – символических средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий), регулятивные (целеполагание, планирование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).

Пример.

-Какую цель вы поставите перед собой?

= Узнать, как определить время глаголов, и научиться определять время глаголов.

-Как бы назвали тему сегодняшнего урока?

= «Время глаголов».

-Мне хотелось бы уточнить тему урока. Давайте прочитаем ее хором (запись на доске).

= «Изменение глаголов по временам».

-Что вам поможет освоить эту тему и достичь той цели, которую вы перед собой поставили?

= Учебник.

-Как будет строиться ваша дальнейшая работа?

= Мы познакомимся с информацией в учебнике и составим алгоритм.

-Вы будете работать в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

= В каждой группе должен быть ответственный.

= В группе должен работать каждый ученик.

= Когда один говорит, другие слушают.

= Свое несогласие высказывай вежливо.

= Если не понял, переспроси.

  1. Реализация построенного проекта.

Комментарии. Продолжительность – 5 – 8 минут. Цель этапа – построение и фиксация нового знания. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Результатом этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, речевая и знаковая фиксация нового знания (эталон) [3].

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, логические – построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера), регулятивные (планирование), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).

Пример.

Работа в группах.

Представление каждой группой построенного алгоритма.

Сравнение с эталоном.

Вывод: что нужно сделать, чтобы определить время глагола?

Возврат к пробному действию, проверка в соответствии с алгоритмом, оценивание результата пробного действия (верно – ставим «+», неверно – ставим «?»).

Алгоритм определения времени глагола.

1.Поставь вопрос к глаголу.

2.Определи, какое действие обозначает глагол.

3.По вопросу и действию определи время глагола: настоящее время (н.в.), прошедшее время (п.в.), будущее время (б.в.).

Эталон.

Время глагола

Что делает (-ют)?

Что делал (-о, -а, -и)?

Что сделал (-о, -а, -и)?

Что сделает (-ют)?

Что будет (-ут) делать?

Действие происходит сейчас

Действие уже произошло

Действие произойдет

Настоящее время (н.в.)

Прошедшее время (п.в.)

Будущее время (б.в.)

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Комментарии. Продолжительность – 4 – 5 минут. Цель этапа – применение нового знания в типовых заданиях. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух [5].

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера), регулятивные (саморегуляция).

Пример.

-Вы открыли новое знание, что теперь нужно сделать?

= Потренироваться.

Организация работы по определению времени глаголов: в парах – бегу, рисовал, по цепочке с комментированием – подумают, сходит, вышел, пишут, видели, просит, будет шить и т. д.

Дидактическая физкультминутка (учитель называет глаголы в разных временных формах, учащиеся выполняют заданные физические упражнения): чистит, склеили, вырежут, соединяют, будет петь, строила, воет, грызут, купили, плакать, рассмеется.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Комментарии. Продолжительность – 3 – 5 минут. Цель этапа – самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность [3].

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, доказательство), регулятивные (контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Пример.

-А теперь проверьте себя, как вы самостоятельно сможете применить новое знание.

Самостоятельная работа: выписывание глаголов в нужном времени (по рядам – н.в., п.в., б.в.): рассказали, поведут, летят, будут работать, стирают, повесили, режут, спилят, съели, прочитают, прогуляли.

-Итак, вы выполнили самостоятельную работу. Какой следующий шаг вам нужно сделать?

= Проверить свою работу.

-Что вам поможет узнать, правильно вы выполнили задание или нет?

= Образец.

-Посмотрите, что у вас должно получиться.

Образец.

Поведут, летят, стирают, режут. Рассказали, повесили, съели, прогуляли. Будут работать, спилят, прочитают.

Учащиеся фиксируют свой результат с помощью знаков «+» или «?». Если были допущены ошибки, они разбираются и исправляются.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Комментарии. Продолжительность – 5 – 8 минут. Цель этапа – включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг [3].

Формируемые УУД: личностные (нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания), познавательные (общеучебные – моделирование, преобразование модели, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей), регулятивные (прогнозирование), коммуникативные (постановка вопросов).

Пример.

  1. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Глаза боятся, а руки делают.

Кончил дело – гуляй смело.

- Объясните их смысл.

- Определите тему пословиц.

= Эти пословицы о работе.

-Спишите пословицы, определите время глаголов.

Взаимопроверка.

  1. Наблюдение за глаголами неопределенной формы.

- Вернемся к тем глаголам, с которых мы начали урок. Измените глаголы бежал, шагает, помчится так, чтобы они отвечали на вопрос что (с)делать?

= Бежать, шагать, помчаться.

- Определите время этих глаголов.

= Мы не можем определить время этих глаголов!

- Почему?

= Ни один из вопросов не подходит!

- Тогда попробуем определить время глагола «быть» в высказывании Валерия Чкалова.

= Этого  тоже нельзя сделать!

-Почему?

= Ни один из вопросов не подходит!

- На какой же вопрос отвечает глагол «быть»?

= Быть – что делать?

- Давайте вместе попробуем сделать вывод, я начну, а вы продолжайте: у глаголов, отвечающих на вопрос …(что делать? что сделать?), время…(определить нельзя).

-Устно расположите глаголы в порядке усиления действия.

= Шагать, бежать, помчаться.

-Более подробно о таких глаголах мы будем говорить на следующих уроках русского языка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Комментарии. Продолжительность – 2 – 3 минуты. Цель этапа – самооценка работы на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности [5].

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция).

Пример.

-Подведем итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

= Мы построили алгоритм определения времени глагола.

-Как вы его открывали?

= Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое.

-Как вы записали новое знание? Что составили?

= Алгоритм, эталон.

-Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, нарисуйте на полях зеленый кружок; те, кто сомневается, - желтый; те, кто не разобрался в новой теме,  - красный.

Домашнее задание дается в соответствии с цветом кружка: красный – разделить глаголы на 3 группы по временам; желтый – выписать из предложенных глаголов глаголы одного любого времени, указать время; зеленый – списать текст и определить время глаголов (в тексте должны быть глаголы в неопределенной форме).

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. 

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов ТДМ обеспечивается системный тренинг всего комплекса универсальных учебных действий. 

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1 – 4 общеобразовательной начальной школы. – М.: Институт СДП, 2012. – 48 с.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с.
  4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 80 с.
  5. Технология ТДМ/Центр системно  –  деятельностной педагогики «Школа 2000…». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения 08.09.2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.

С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения....

Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Деятельностный подход –это  организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности шк...

Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»

Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...