Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Сорокина Г.Н.

Деятельностный подход –это  организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В которые  должны думать, искать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка учитель начальных классов Сорокина Галина Николаевна МБОУ « СОШ № 6»

Слайд 2

Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. В. Ключевский

Слайд 3

Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 4

искать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться Деятельностный подход

Слайд 5

Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов, которые представлены в виде схемы (опорного сигнала-алгоритма)

Слайд 6

Приемы познавательской деятельности Использование схем и пиктограмм для самостоятельных выводов, а также использование их в последующем как опоры

Слайд 7

Корова- молоко, костёр - в овала Расшифруйте анаграммы Липа-пила Атлас-салат Адрес- среда Подумай и расшифруй Словарные слова

Слайд 8

Синонимы Синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: метель, метелица, вьюга, пурга, буран; кратко, коротко, сжато, лаконично, вкратце и т.п. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и большая их часть – яркие, эмоционально окрашенные слова и обороты

Слайд 9

В речи синонимы служат для разных целей . Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и тоже слово: К зиме строительство должно быть закончено . Завершены будут и отделочные работы. Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного названия близких, но всё же различающихся свойств: « Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.» (М.Горький) Для чего?

Слайд 10

Алгоритм проверки Безударной гласной в корне слова Произнеси слово и поставь ударение Есть безударный гласный в корне? Подбери однокоренное проверочное слово или измени форму слова Определи какую гласную писать Обозначь орфограмму Напиши слово

Слайд 11

Морозы, тр * скучие , на, ст * яли , улице. Таня, каждое, корм, утро, насыпала, к* рмушку , в. Гости, прил *тали, сразу. Тут, синички, сн*гири, и, были, в, рубашках, красных.

Слайд 12

На улице ст о яли тр е скучие м о р о зы. Каждое утро Таня насыпала корм в к о рмушку. Гости сразу прил е тали. Тут были синички и сн е гири в красных рубашках.

Слайд 13

Знай Имя существительное Очень удивительное. На вопросы КТО? И ЧТО? Отвечать оно должно.

Слайд 14

Кто? Что? Кот Волк Слон Лес Трава Стол

Слайд 15

Кот, котик, котище Волк, волчата, волчище Трава, травинка, травушка Лес, лесной, лесник Стол, столик, соловая Слон, слонёнок, слонята Морфемный разбор

Слайд 16

Имя существительное Часть речи Кто? Что? Обозначает предмет Одушевлённое и неодушевлённое Ж.р , М.р , Ср. р

Слайд 17

Аукцион А теперь аукцион, Подведёт итоги он. Тот, кто больше слов найдёт, Тот пятёрку обретёт.

Слайд 18

Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Слайд 19

Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

использование системно-деятельностного подхода в

обучении школьников на уроках русского языка

учитель начальных             классов

МБОУ « СОШ № 6

Сорокина Галина Николаевна

Без специальной организации учебной деятельности

не может быть эффективного усвоения знаний.
В. Ключевский

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

 (слайд № 4) Деятельностный подход –это  организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной    деятельности школьника. (Слайд № 4)  В которые  должны думать, искать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. (Слайд№5) Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, включающаяся в себя систему деятельностных шагов, которые представлены в виде схемы (опорного сигнала-алгоритма) ( Слайд № 6 схема) Мы воспитываем молодёжь, живущую в современном обществе, а современному обществу нужна  молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.  Педагог новатор Софья Николаевна Лысенкова говорит: «На уроках каждый ученик может отвечать в то время, когда освоит материал. Знающий ученик,  будет учить незнающего»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Учитель должен осознать, что именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, следовательно,  деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима.. Нужны инициативные люди!

Но для того, чтобы подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех,  необходимо создать условия для познавательной активности учеников. И для этого используются разные средства , формы, методы  и приёмы, позволяющие добиться успеха. Учитель должен знать возрастные, психологические, индивидуальные качества своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал. В своей работе я использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения материала:

  • игровой метод;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • метод проектов;
  • алгоритмический метод;
  • групповую работу;
  • исследовательские методы;
  • компьютер (презентация).
  • использую коллективные формы учебного труда: парные, групповые.
  • Внутри групп каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении поставленных вопросов и задач, в соответствии с возможностями, интересами и склонностями. Такое обучение даёт ощутимый результат. Слабые учащиеся перестают стесняться, наоборот, пытаются тянуться за сильными, смело отстаивают свою точку зрения, свободно формулируют вопросы.

На уроках русского языка можно использовать следующие игры: (Слайд №7)

Расшифруйте анаграммы (если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила»).

Условие:

Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.

Задание:

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол ), чувство (ус, вот). Методические цели и задачи:

 - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся;

- развитие речи учащихся;

- сплочение коллектива;

- развитие коллективизма у учащихся;

- воспитания у учащихся чувства языка.

Синонимы  (слайд № 8)

Синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: метель, метелица, вьюга, пурга, буран; кратко, коротко,

сжато, лаконично, вкратце и т.п. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и большая их часть – яркие, эмоционально окрашенные слова и обороты (слайд № 9)

В речи синонимы служат для разных целей. Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и тоже слово:    К зиме строительство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.

    Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного названия близких, но всё же различающихся свойств: «Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом

   сверкала река.» (М.Горький)

 (слайд № 10,11,12) В своей практике часто использую деформированные предложения. По теме «Безударные гласные в корне слова» Даю детям в группах  задания «на восстановление деформированного текста

По теме «Части речи имя существительное» По методике Совьи Николаевны Лысенковой использую « Блочный, идти с опережением» ( Слайд № 13,14,15,16)

Работа фронтальная и групповая учащиеся делят слова на две группы (кот, волк, стол, трава, слон, лес). Находят сходство и различие, дополняют  родственными словами,( кот, котёнок. Котик, волк, волчок, стол, столик, столовая, трава, травка, травинка)  выделяют корень слова и суффикс. Сами формулируют правила.

Во время рефлексии можно использовать Аукцион  ( слайд №17)

 А теперь аукцион, Подведёт итоги он. Тот, кто больше слов найдёт, тот пятёрку обретёт.

(слайд № 18) Для решении продуктивных задач надо учить детей, чтобы они:

Осмысли задание (что надо сделать?)

Найди нужную информацию (текст, рис…)

Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)

Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы

учителя

И в заключении своего выступления хочу сказать :«Не надо давать рыбу, надо научить её ловить»

  • Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
  •  Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  •  http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm 
  • Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»...

Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...