Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения
статья на тему

Наталья Сергеевна Тупикова
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тупикова Н.С. учитель начальных классов

 МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Реализация метапредметного подхода
при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностные 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Начальный курс русского языка «Школа 2100 ” представлен , как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметны и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

«Литературное чтение» — это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно - важных, нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме.

Как организовать работу на уроке, чтобы развивались УУД? Необходимо научиться соотносить этапы урока и УУД, которые лучше всего формируются на конкретном этапе.

Современная программа позволяет нам в период обучения грамоте проводить интегрированные уроки по литературному чтению и письму. Смена видов деятельности позволит избежать монотонности и снять эмоциональную нагрузку ребёнка.

Предлагаю вам рассмотреть универсальные учебные действия на разных этапах урока по теме: «Строчная буква е. Упражнения в чтении и письме»

«Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать»

Поэтому в самом начале урока я взяла такое задание, которое легче поможет создать ситуацию успеха, снимет страх и подготовит провести скрытое инструктирование перед решением проблемы.

Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку, для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.

Я работаю над умением осваивать смысл учения, обеспечивать личностный моральный выбор.

На этапе урока - Открытие нового знания и формулирование темы урока организую диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирую понятие буква Е. Провожу игру «Доскажи словечко», тем самым подвожу детей к формулированию и постановки темы и целей урока. В ходе этого задания я работаю над умением формулировать познавательные цели, отбирать информацию.

Далее провожу задание «Раздели слова на две группы». По какому признаку мы будем их делить? Дети могут высказывать разные предположения. Здесь идёт скрытое инструктирование. А чтобы легче разгадать правило, я бы вам посоветовала прислушаться к звучанию новой буквы.

В результате проблемного диалога мы с детьми рассматриваем разные варианты и приходим к единому мнению. В ходе этого задания я работаю над умением анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, высказывать свою точку зрения, оценивать личностный смысл учения.

После данного задания ^ переключаю детей на следующий этап - Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. На данном этапе провожу коррекцию отработки написания строчной буквы е. Даю полный комментарий  написания буквы. Этот вид деятельности снимает напряжение и усталость. Дети отрабатывают способ в целом. А также осуществляют пошаговый контроль по результату, используют речь для регуляции своего действия.

Каждый урок обучения грамоте включает этап «Работа с текстом». Данный этап впоследствии перетекает в уроки литературного чтения.

Работа с текстом на уроках обучения грамоте предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая обеспечивает освоение содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

В начальной школе важным средством действительности является использование при чтении текстов элементарных приемов понимания текста: комментированное чтение, диалог с автором через текст. На этом этапе я организовываю учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Что услышал - то забудешь, что увидишь - то запомнишь, что сделаешь - тому научишься.

На заключительном этапе «Рефлексия», цель которого: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. Использую активный метод обучения «Елочка». Дети дают оценку своей деятельности и деятельности другим.

Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...