Развитие регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
статья на тему

Ивершина Татьяна Михайловна

В наши дни целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. 

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_regulyativnykh_uud_na_urokakh.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие регулятивных УУД на уроках  

       В наши дни целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

       Сегодня УУД придаётся огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

       СЛАЙД 2. Универсальные учебные действия делятся на 4 группы:

                                   - личностные;

                                   - регулятивные;

                                   - познавательные;

                                   - коммуникативные.

       Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

       В состав регулятивных учебных действий входят следующие учебные действия: СЛАЙД 3

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности выполняемых действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль - форма сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция – способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

       И прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает и, что хотел бы узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.

       Существуют различные педагогические приёмы для формирования регулятивных УУД. Некоторые из них я использую в своей практике.

Примеры:

  1.  для формирование действия целеполагания я использую следующие приёмы:
  • Определение “поля знания и незнания” + опора на жизненный опыт урок математики (1 класс) – даются примеры для устного счёта  СЛАЙД 3

         0 + 1                    5 + 1

         2 + 1                    7 + 1

         3 + 1                    3 + 2

При решении последнего примера ребята приходят к выводу, что они ещё не умеют решать примеры такого вида. С помощью учителя формулируют тему урока (Прибавление числа 2.) и его цель (Научиться прибавлять число 2). После этого ребята вспоминают, что число 2 – это 1 и 1, поэтому к 3 можно прибавить число 2 по частям.

  • Выбор цели из предложенных

Например, СЛАЙД 4 тема “Слова-синонимы”.

Мы начинаем изучать данную тему. Выберите из предложенных цель урока:

        - Узнать, какие слова являются синонимами.

        - Учиться находить синонимы в тексте.

        - Тренироваться в редактировании предложений, используя си-

          нонимы.  

       

  1. для формирования действия планирования мною используются следующие приёмы:
  • деформированный план

Например, СЛАЙД 6 даётся план урока, но его необходимо исправить, чтобы достичь поставленной цели:

          - Сравниваем свой вывод с авторским

          - Вспоминаем то, что мы знаем

          - Применяем новые знания, развиваем умения

          - Решаем проблему, открываем новые знания

Ребята с удовольствием выполняют задания такого рода и у них получается вот такой план: СЛАЙД 7

          - Вспоминаем то, что мы знаем

          - Решаем проблему, открываем новые знания

          - Сравниваем свой вывод с авторским

          - Применяем новые знания, развиваем умения

         

  • составление алгоритма, плана (с помощью учителя) СЛАЙД 8

              - Вспомним, что мы знаем

              - Попробуем

              - Проверим сделанные выводы

              - Применим полученные знания

  1. для формирования действия контроля возможно применение таких приёмов, как:
  • сравнение с эталоном

Например, учащимся предлагается выполнить какое-то задание (решить задачу) СЛАЙД 9, а затем проверить своё решение с решением на доске СЛАЙД 10;

  • “светофор”

“светофор” – это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны – красная, с другой – зелёная.

Например, учащимся даётся задание на определённое время, по сигналу учителя поднимается “светофор” СЛАЙД 11: красной стороной, если не готовы или не знают ответа, зелёной стороной – ответ готов;

  • “преднамеренная ошибка”

Например, учащимся даётся упражнение по русскому языку СЛАЙД 12; надо найти ошибки и в своей тетради сделать работу над ошибками.

   

  1. Существует много педагогических приёмов для формирования действия оценки/рефлексии, также учителя стараются найти что-то новое.
  • ранжирование по шкалам

Например, учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы СЛАЙД 13, а ещё изменённую шкалу я использую на уроках математики, которые посвящены коррекции знаний: учащиеся выполняют определённое задание, сравнивают его с эталоном, затем оценивают своё решение с помощью шкалы СЛАЙД 14;

  • незаконченное предложение

Например, СЛАЙД 15

                  - Я узнал, что …

                  - Я научился …

                 - Мне удалось …

                 - Мне было трудно …  

  • эмоциональная рефлексия (цвет, рисунок, смайлики, фигура и т.д.)

Например: СЛАЙД 16

          - Покажите цветочек      

              У меня всё получалось, я молодец

          Я старался, но не всё получалось

          Я испытывал затруднения, мне было скучно

         - Составим букетик для мамы СЛАЙД 17

         - Покажите смайлик. Технология применения очень проста. У

           каждого ребёнка находится набор из трёх смайликов. Отвечая

           на ситуативные вопросы, ребёнок поднимает и показывает

           одну из карточек (у меня всё получилось, не доволен своей

           работой, ничего не получилось). Приём “Смайлик” я также

           использую в начале урока (учащиеся отвечают на вопрос: “С

           каким настроением вы пришли сегодня на урок?”).

       

       Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие и каждая звёздочка мечтает сиять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Итоговая работа в рамках повышения квалификации....

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

 Согласно требованиям нового федерального образовательного стандарта на каждом уроке в начальной школе необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Моделирование уроков п...

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.Для успешного существовани...

Разработка внеурочного занятия, направленного на развитие регулятивных УУД у учащихся в начальной школе, по теме: «Спешите делать добро».

Разработка внеурочного занятия, направленного на развитие регулятивных УУД у учащихся в начальной школе, по теме:«Спешите делать добро»....

Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...