Проектная задача, её назначение и решение в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Заерко Татьяна Николаевна

Проектная задача,  её назначение и решение  в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_zadacha.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Митрофановская СОШ

Проектная задача,

её назначение и решение

в урочной и внеурочной деятельности

Учитель начальных классов  Заерко Т.Н.

Проектная задача, её назначение и решение в урочной и внеурочной деятельности

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

(Слайд 2)

В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Школа должна дать детям не только крепкие знания, умения и навыки, но ещё помочь им ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи, легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу призвана положить именно  начальная школа. Одним из путей достижения этой цели является  проектная деятельность. (Слайд 3)

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Мы все понимаем, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным    возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности становятся проектные задачи. (Слайд 4) Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Отличие учебной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

    Проектная задача принципиально носит групповой характер. Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей как учебное сообщество. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей.        

     Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их,  дети не ограничиваются рамками обычного задания, они вольны придумывать. Фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, возможность опробовать различные пути решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

       (Слайд 5)  Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности (универсальные учебные действия) :

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели).
  • Планировать (составить план своей деятельности)
  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное)
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными.       (Слайд6)   В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. Учитель предлагает, разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т. д.

На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Задача

Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для это нужно? Всего лишь ваши знания по учебному предмету, умение работать в команде и чуточку фантазии и воображения.

В добрый путь!

Напомните начальные строки из  отрывка поэмы А.С.Пушкина «У Лукоморья…».

Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Много ли, мало ли времени прошло, получают Маша и Алёша сообщение по Интернет-почте от Кота из вершины Фантазии:  

«Дорогиепомогитеунесломеняураганом следуйтепокартеинайдётеменя. Спаситепожалуйста.»

Не поняли ничего Маша и Алёша и обратились к вам за помощью расшифровать сообщение.

Требования к данной проектной задаче. (Слайд 7)  

  1. Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. В данном  случае – это сообщение помочь Учёному Коту. (письмо)
  2. Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. (набор заданий для спасения Ученого Кота)
  3. Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить. (отчет о проделанной работе, в данном случае маршрут по карте Знаний).  

Данная проектная задача имеет следующие задания:

  1. Помогите героям расшифровать сообщение Кота.

«Дорогие ребята, унесло меня ураганом, следуйте по карте -  и найдёте меня. Спасите, пожалуйста.»

  1. Маршрут по реке Речь (№1)

Запишите слова буквами, выделяя слабые позиции:

[п л а т о к] ,    [а л, б о м] ,   [с л, и д ы],    [т, у л, п а н],   [с, и р, э н,] .

3) Маршрут по дороге Поиска (№2)

Запишите названия предметов, пропуская орфограммы слабых позиций.

                        j0183328                                                    j0299587 

                           j0215086        

  1. Маршрут в городе Догадок. (№3)

Стрелкой укажите, к какому типу принадлежит предложение по цели  высказывания:

                                                                              вопросительное              

Наступила осенняя пора!                                    повествовательное

                                                                              побудительное

  1. Маршрут по полуострову Высказываний (№4)

Выберите  высказывание, которое подходит к такой схеме:

        .        

На лесной полянке краснеют ягоды.

За чёрными деревьями блестели звёзды.

Над дорогой образовался туман.

Ну вот,  вы и справились со всеми заданиями по данному маршруту.

Благодаря умелым действиям, учёный Кот спасён.  

Операция: спасти учёного Кота завершена.  

В содержании проектной задачи есть  ориентир на ранее изученные темы, то есть данный урок несет характер качества проверки знаний учащихся. Но можно использовать проектную задачу, в качестве введения в новую тему, где школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и тем более конечного результата.

В ходе работы над  проектными задачами   учащиеся видят реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвуют в их решении. Участие в такой работе  позволяет им понять границы своих знаний, появляется потребность их расширить; у них проявляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.  

Функциями учителя в процессе решения  обучающимися проектных задач  выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...