Формирование УУД через ИКТ технологии
методическая разработка на тему

Савина Светлана Юрьевна

Основы ИКТ – компетентности  (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД через ИКТ технологии

          В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

        Основы ИКТ – компетентности  (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

        Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

        Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

          В работе я и мои коллеги используют  готовые компьютерные обучающие программы, создают  собственные презентации, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии мы  применяем на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности.

         Хорошим подспорьем в работе стал, поступивший два года назад комплект оборудования, в состав, которого вошли: система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, документ камера и цифровой микроскоп. 

        На уроках доску Smart Board удобно использовать  в двух режимах: «режим компьютера» и «интерактивный режим».  В режиме «интерактива» на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами, использовать странички с разными фонами, набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст, работать с рисунками и иллюстрациями. На экране  можно разместить разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных «волшебных палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

        Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой  деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом.

        У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом зрительного представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). 

        Часто низкая успеваемость объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Благодаря размерам  интерактивной доски изображения крупные и чёткие, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удержать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. 

          Полезно сочетать использование интерактивной доски с электронной системой голосования «PROClass». При помощи системы голосования можно проверять домашние  задания, проводить устные вычисления по математике и отрабатывать правила правописания по русскому языку. Систему можно использовать при тестировании и анкетировании ребят, а также  их родителей.

         Сочетание работы  цифрового микроскопа  с  интерактивной доской погружает ребят  в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

        Документ-камера – это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию, это современное средство презентации, решающее задачу донесения необходимой визуальной информации до группы слушателей (учеников).

        Рассматривая применение данного интерактивного устройства в образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:

  • возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным;
  • документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.
  • у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
  • существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу;
  • расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

        Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что  Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках в начальной школе позволяет:

  • усилить положительную мотивацию обучения;
  • смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и  хранения;
  • вести мониторинг учебной деятельности учащихся.

         Учителя, работающие с данным оборудованием,  в нашей школе отмечают:                                  

  • рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  •  качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • рост качества знаний.

        Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...

Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии в начальном звене

Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии....

Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах

В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....

Формирование УУД через использование смарт-технологий

Формирование УУД через использование смарт-технологий...