«Методики развития исследовательских способностей младших школьников»
статья (1 класс) на тему

Обобщение педагогического опыта по исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ ООШ № 140 г.о. Самара

Калабиной Татьяны Владимировны

«Методики развития исследовательских способностей младших школьников»

Самара 2013-2014 уч. год

Содержание

  1. Информационная карта педагогического опыта.
  1. Актуальность темы.
  2. Цель технологии.
  1. Описание опыта.
  1. Теоретическая база опыта.
  2.  Апробирование методик исследовательской деятельности в начальной школе.
  1. Результаты применения методики.
  2. Выводы.

1.Информационная карта педагогического опыта.

1.1.Актуальность темы.

« Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска»

А. Савенков

Актуальной темой  в современной педагогической науке является вопрос о формировании и развитии творческой личности. Анализ психолого-педагогической литературы последнего десятилетия чётко указывает на пристальное внимание учёных, методистов, учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который всё чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме.

С введением  ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Исследовательские умения у младших школьников рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений (УУД).

На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была  тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе». Постепенно в педагогической практике стала применять исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.                                                    
  Работа учителя в начальных классах имеет ряд преимуществ, т.к. приходится выполнять несколько функций :

  • учить детей (учебная деятельность);
  • занимать обучающихся по интересам (внеурочная деятельность – кружки, секции и т.д.);
  • обеспечивать развитие и воспитание школьников через внеклассную работу.

Опорой в организации исследовательской работы с детьми является методика исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И., А.Гина, а также материалы курсов повышения квалификации .

Обучающиеся , вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся:

  • Ставить исследовательские вопросы;
  • Формулировать проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Составлять план работы;
  • Вести наблюдения;
  • Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез;
  • Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели ит.д.);
  • Организовывать (систематизировать) информацию;
  • Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).

1.2  Цель технологии

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследование  -  это:

  • процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
  • творчество,
  • вариант бескорыстного поиска истины

2. Описание опыта

2.1.Теоретическая база опыта

Исследовательское обучение предполагает следующее:
-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
-предлагает возможные решения;
-проверяет эти решения, исходя из данных;
-делает выводы в соответствии с результатами проверки;
-применяет выводы к новым данным;
-делает обобщения.

М.В. Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трёх уровнях исследовательского обучения:

  • на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
  • на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
  • на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются детьми самостоятельно.

 Педагогам на 2-м и 3-м уровнях исследования: рекомендуется  больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать детям помощь в работе, избегая задавать ей определённое направление»

В своей работе руководствуюсь принципами педагогической техники А. Гина:

  • Свобода выбора - предоставить  ученику право выбора
  • Принцип открытости - решение открытых задач
  • Принцип деятельности – усвоение знаний в форме деятельности
  • Принцип обратной связи – ученик –учитель
  • Принцип идеальности – вовлечение учеников в управление

2.2. Апробирование методик исследовательской деятельности в начальной школе.

Каждый урок в начальной школе- это открытие для ребёнка ,если он будет знакомиться и учиться самостоятельно добывать знания под руководством учителя.Методики исследовательских умений можно внедрять в каждый урок.

Ключевой технологический элемент в развитии исследовательских умений – эвристическая образовательная ситуация - ситуация активизирующего незнания, цель которой – рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, текста). Методика развития исследовательских умений основывается  на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Практически любой элемент исследовательской деятельности может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините пословицу, установите происхождение объекта, исследуйте явление (например - снегопад). Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальными, они многообразны и различны по степени творческого самовыражения.

Стараюсь на уроках и внеурочной деятельности претворять в жизнь советы А.Гина, которые помогают учить детей по – новому:

  • Ставить перед учащимися привлекательную цель
  • Удивлять на уроке
  • Применение отсроченных загадок
  • «Фантастическая добавка»
  • «Лови ошибку!»
  • Вопрос к тексту

3. Результаты применения методики

Именно здесь хочется сказать несколько слов о степени участия детей в этой исследовательской работе. Среди учителей бытует мнение, что более 90% исследовательской работы выполняется учителем, руководителем работы. Мои юные исследователи очень ответственно относились к своим работам, вместе с родными и одноклассниками готовили свои работы и доклады несколько месяцев.

Спасибо тем ребятам, с которыми мне пришлось делать первые шаги в в практике исследовательской деятельности.

В качестве примера  взаимосвязи между  учебной деятельностью и самостоятельной работой обучающихся можно рассмотреть выполнение исследований  по определённым учебным предметам.

Результат деятельности – победа на районной  и городской школьных  конференциях «Первые шаги в науку» :

  • «Герои  среди нас» - Марьина Ангелина , 2 место в районе, 2 класс, 2010 г.
  • «Лук от семи недуг» - Пудова Екатерина, победа в городской конференции в номинации «Приз зрительских симпатий»

3 класс,2011 г.,

  • «Роль животных в Великой Отечественной войне» - Поликарпова Анастасия, победа в городской конференции в номинации ,4 класс,2012 г.,
  • «Как укрепить иммунитет школьника» - Марьина Ангелина, победа в городской конференции 4 класс,2012 г.
  • «Фразеологизмы и особенности их употребления»- Насибуллина Камилла, победа в городской конференции ,1 класс,2013 г.

Одним из приоритетных направлений работы школы является краеведческое. В планы воспитательной работы, кружка «Край в котором я живу» и план работы летнего оздоровительного лагеря входят такие мероприятия, как знакомство с достопримечательностями края. С детьми младшего школьного возраста летом путешествуем и познаём наш край. Экскурсии в Ботанический сад, зоологический музей, посещение станции юннатов, зоопарка, знакомство с интересными людьми  воспитывают и  развивают.

Сбор материала, который относится к тому месту, где находится школа, имеет неоценимое значение. Школьники принимают участие в создании летописи своей семьи, школы, села, района. Исследовательские работы по изучению своего края могут служить учебным материалом для других поколений обучающихся.

В прошлом учебном году приняли участие самые юные исследователи - первоклассники. Сбор информации, проведение опроса, творческие работы – рисунки и устные рассказы – первые шаги в исследовательской практике (большинство уроков по обучению грамоте в 1 классе так же носили исследовательский характер).

  Работа Камиллы, была отмечена в городской конференции, (в районной она заняла 1 место).Девочка сама сочинила стихи и сказку, употребив фразеологизмы, кропотливо ,вместе с мамой и учителем собирала материалы: анкетирование, наблюдала за речью ,окружающих. Камилла выступила со своей работой перед всеми ребятами начальной школы и родителями класса.

4.Выводы

Подводя итог, хочется отметить ,что:

- все обучающиеся начальной школы готовы и могут стать юными исследователями на уроке, на занятии кружка; под руководством учителя и самостоятельно - по природе своей, именно маленький ребёнок является исследователем;

- все приёмы и методики доступны, если их адаптировать к тем, с кем работаешь;

- школьная жизнь наполняется огромным смыслом, важными делами, как для самих детей, так для школы и  нашей Родины в целом;

- а учителю необходимо, продумав свои действия до мелочей, соединить всё в систему и попробовать реализовать задуманное.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…,

Потрогать…

И подержать в руках,

Послушать…,

Понюхать…

И, может быть,

попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры, как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.


Список использованной литературы:

1. Бабаева Т.И. У школьного порога.- М.: Просвещение, 1993
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2003.
3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.- М.: АРКТИ, 2008.
5. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6
6. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе // Начальная школа.- 2008.- №5.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М., 1994.
8.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. 
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» 
В. А. Сухомлинский 
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). 
Исходя из вышесказанного, эта тема приобрела актуальный характер для меня как учителя начальных классов. Встает вопрос: 
- «Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?» 
Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни. 
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

"Развитие исследовательских способностей младших школьников" (из опыта работы с одарёнными детьми)

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

"Развитие исследовательских способностей младших школьников"

Именно опыт исследовательского, творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка....