ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Вертецкая Ирина Васильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования, включая  в поле зрения факторы, направленные на повышение качества учебного процесса. Это законы времени.

Зависит ли развитие исследовательских способностей младших школьников  от  цифровых средств обучения? На этот вопрос попытаемся ответить.

Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса и наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения  является  одним из главных компонентов дидактической системы.

Сегодня каждый учитель мечтает о том, чтобы в его кабинете были современные технические средства обучения и практичные учебные пособия, и поэтому старается обогатить свой педагогический и технологический инструментарий электронными  учебными программами, тестами, упражнениями. Учителя имеют возможность проводить уроки и занятия внеурочной деятельностью в компьютерных классах, укомплектованных персональными компьютерами и  интерактивными досками.

Наличие  этих  ресурсов дало возможность  преподавателям  не просто использовать их для демонстрации, но и для обучения, что породило специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь – ученик становится субъектом процесса обучения.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволило учителю работать с текстами и объектами, аудио- и  видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию, а также предоставляет уникальные возможности для работы и творчества,  при этом обеспечивая потрясающую легкость в управлении. Интерактивная доска стала особой средой, из которой учитель может извлечь много образовательных возможностей и строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Кроме того, сохраняется уровень креативности, так как  и  ученик активно участвует в работе. Образовательный процесс становится более гибким.

В настоящее время учителя достаточно хорошо освоили такое инструментальное средство как Power Point 2007.  Эта  технология позволяет импортировать файлы практически всех типов для создания современного, с богатой графикой и качественным звуком электронного средства обучения. При разработке электронных средств обучения широко применяется инструмент гиперссылок, параллельных ветвей алгоритма и различные анимационные эффекты.  Презентация позволяет достичь поставленной цели во время учебно – воспитательного  процесса.

Особого внимания заслуживает интерактивная доска  PolyVisionEno. Её технические возможности разительно расширяют поле деятельности образовательного пространства:  учителя и ученики могут легко выполнять совместную работу на уроках. Одновременно на такой доске могут работать до трех пользователей. Это три доски в одной: маркерная, магнитная и интерактивная. Подключив доску к компьютеру, можно записывать в электронном виде ход урока, домашнее задание, любые интересные и важные наброски и идеи. Беспроводные технологии Bluetooth  позволяют свободно перемещаться по аудитории и минимизируют риск случайного повреждения проводов и отсоединения устройств.  Возможности интерактивной доски позволяют управлять любым компьютерным приложением: автоматическая калибровка, открывать файлы, редактировать, применять эффекты 'тени' и 'фонарика', а также в реальном времени воспроизводить записанный ход урока делать мгновенные снимки экрана и фиксировать изменения, а затем размещать скриншоты в сети. Для быстрого создания web-страниц в ПО интерактивной доски предусмотрена специальная функция.     Библиотека клипартов и мощный инструментарий позволяют создавать увлекательные уроки.

Преимуществом мобильного  кабинета является - система беспроводной организации сети. Точка доступа к беспроводной сети, а так же беспроводные адаптеры, встроенные в ноутбуки, позволяют объединить все ноутбуки в устойчивую сеть.

В состав мобильного кабинета входят: 

  •   Макбук   с предустановленным лицензионным программным обеспечением, а так же наушники и микрофон для учителя; 
  •   Макбуки  с предустановленным лицензионным программным обеспечением, а так же наушники закрытого типа для учащихся – 10 шт.

В состав мобильного кабинета также  входят: мультимедийный проектор; проекционный экран на штативе; сканер; лазерный принтер; графический планшет; видеокамера с накамерным светом на штативе; фотоаппарат на штативе; конструкторы Lego; конструктор модульных станков c ресурсным набором; набор психолога;  набор для театрализованных представлений; магнитная доска «Числовая прямая»; микроскоп; набор датчиков для исследований физических явлений; конструктор по началам роботехники LegoSystems;

  • интегрированная творческая среда ПервоЛого;

Программа ПервоЛого разработана специально для дошкольников и младших школьников. По сути дела она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - темы.

Цифровая лаборатория «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. В состав лаборатории входят  22 цифровых датчика. Они являются особо чувствительными и обладают минимальной погрешностью при измерениях. 

По сравнению с традиционными лабораториями, Архимед позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных, что позволяет выполнять сложные научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.

Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности, что позволяет включить ребенка в собственный  исследовательский поиск на любых предметных  занятиях в ходе основного обучения.   А также обучать детей не только наблюдению и экспериментированию, но и осуществлять полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.  

Давайте рассмотрим, какие современные  цифровые  средства  обучения помогают учителю в достижении этих целей и решении поставленных задач, на примере курса «Я - исследователь», автором которого является Александр Ильич  Савенков, и какие при этом формируются универсальные учебные действия.

Подпрограмма

Учащиеся должны  овладеть

Современные средства обучения

УУД

Тренинг исследовательских способностей

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

1.Мультимедийные средства обучения нового поколения, объединяющие в себе все преимущества современных компьютерных технологий;

2. Печатающее устройство предназначается для вывода печатной информации с компьютера. Планшетный сканер со слайдмодулем позволяет переводить в цифровой вид информацию с листа формата А4 или с плёнки формата 135. Для размножения печатного материала используется копировальное устройство «Xerox».

3. Факс-модемом для обмена информацией через телефонную сеть с аналогичными комплексами и выходом в телекоммуникационные сети или подключение по выделенному каналу.

4.Телевизор  и компьютер, проектор и экран-принтер, сканер, мультимедийный и слайд-проектор, оверхед-проектор, видеоплееер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера и веб-камера.

5.Интерактивная доска, которая без подключения к компьютеру - классическая магнитная маркерная доска или безбликовый проекционный экран.

6.Цифровой микроскоп, карманный компьютер  и набором датчиков цифровой естественнонаучной лаборатории.

7. Программа Math Cad для сложных математических вычислений (включая символьные), для моделирования лабораторных процессов использовать программы LabView, Стратум. Вместо калькуляторов можно использовать табличные процессоры Microsoft Excel, текстовый  процессор Microsoft Word.

8. Виртуальный конструктор.

9. Цифровой атлас школьника.

1. Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)

2. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок

3. Дети разрабатывают вместе со взрослым шкалу оценки  работы

Предметом  контроля и оценки со стороны детей являются:

(1) отдельные операции, входящие в состав способа действия;

(2) работа с моделями (схемами) в различных условиях,

(3) соотнесение полученных результатов в ходе решения задачи с ее условиями,

(4) проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий,

(5) критерии оценки заданий, выдвигаемые одноклассниками и учителем.

(6) Свои  внеучебные достижения в школе и за ее пределами.

4. В ходе работы в малой группе учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения

Самостоятельная исследовательская практика

Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

1.Печатающее устройство предназначается для вывода печатной информации с компьютера. Планшетный сканер со слайд - модулем позволяет переводить в цифровой вид информацию с листа формата А 4 или с плёнки формата 135. Для размножения печатного материала используется копировальное устройство «Xerox».

2.Факс-модемом для обмена информацией через телефонную сеть с аналогичными комплексами и выходом в телекоммуникационные сети или подключение по выделенному каналу.

3. Комплект датчиков с аналого-цифровым преобразователем предназначен для получения информации и последующей компьютерной обработки параметров величин в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. 4.Видеокамера предназначена для записи учебной информации или получения изображений микрообъектов на проекционном экране. Используя видеокамеру, на проекционный экран можно выводить тексты из книг, условия задач и многую другую информацию.

5. Интерактивная доска.

6.Телевизор  и компьютер, проектор и экран-принтер, сканер, мультимедийный и слайд-проектор, оверхед-проектор, видеоплееер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера и веб-камера.

7. Цифровой микроскоп, карманный компьютер  и набором датчиков цифровой естественнонаучной лаборатории.

8. Программа Math Cad для сложных математических вычислений (включая символьные), для моделирования лабораторных процессов использовать программы LabView, Стратум. Вместо калькуляторов можно использовать табличные процессоры Microsoft Excel, текстовый  процессор Microsoft Word.

9. Виртуальный конструктор.

10. Цифровой атлас школьника.

1.Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления.

а) Дети участвуют в выполнении проектной работы, результаты которой оцениваются совместно со взрослым.

2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

 (1) Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

(2) Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

(3) Дети используют различные виды редакторов для корректуры  собственного текста с помощью компьютера;

4.Ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Мониторинг исследовательской деятельности

Мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини – курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

1. Персональный компьютер и видеомагнитофон, которые  имеют выход на видеопроектор, отображающий цветную и черно-белую информацию в системах PAL, SECAM и NTSC на внешнем проекционном экране (предусмотрена возможность подключения видеомагнитофона на вход видеокарты компьютера). Возможно управление видеопроектором с помощью пульта дистанционного управления.

2. Интерактивная доска.

1. Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

В заключение необходимо ответить на вопрос о том,  зависит ли развитие исследовательских способностей младших школьников  от  цифровых средств обучения?  И утвердительно ответить, что средства обучения, используемые в школах, одно из главных и обязательных условий качественного образования.

Список литературы
1.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

2. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005

3. Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников.   Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

4. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. Использование  информационных и коммуникационных технологий  в общем среднем образовании. [Электронный ресурс] , 2006.   http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html  (дата обращения 20.09.2012).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...