ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ
статья (2 класс) на тему

Ольга Анатольевна Селезнёва

 

   Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых дней обучения в школе коренным образом изменяет­ся вся организация жизни ребенка. Это новая обстановка, новые лица, новые формы поведения, новое отношение к нему со сторо­ны родителей (более требовательное).  Существует много причин, мешающих ребенку хорошо учить­ся, одна из них - неполное раскрытие возможностей и способнос­тей каждого ученика, т.е. неполное развитие его неповторимой индивидуальности. Считаем, что нельзя научить новым способам мышления старыми способами преподавания. В центре внимания при обучении по развивающей сис­теме Л.В. Занкова - личность младшего школьника. Развитие индивидуальности личности - прежде всего развитие потребности и способности ученика к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику включает в себя:

• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности;

• реализацию своего творческого потенциала;

• самооценку;

• развитие себя через развитие другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_celyoznyova.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ   КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Селезнёва О.А.

                                                                                  МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

                                                                               

   Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обращенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особенности, способности и дарования. С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребенка. Это новая обстановка, новые лица, новые формы поведения, новое отношение к нему со стороны родителей (более требовательное).  Существует много причин, мешающих ребенку хорошо учиться, одна из них - неполное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, т.е. неполное развитие его неповторимой индивидуальности. Считаем, что нельзя научить новым способам мышления старыми способами преподавания. В центре внимания при обучении по развивающей системе Л.В. Занкова - личность младшего школьника. Развитие индивидуальности личности - прежде всего развитие потребности и способности ученика к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику включает в себя:

• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности;

• реализацию своего творческого потенциала;

• самооценку;

• развитие себя через развитие другого.

   Данные идеи вытекают из педагогических принципов развивающего обучения.   Метод «обучения в сотрудничестве» позволяет создать положительную мотивацию к учению, поддержать желание ребенка превратить свои уроки в моменты радости, которых всегда так ждет малыш, ждет с желанием учиться и творить, а при обучении в сотрудничестве это еще и желание помочь другу, порадоваться его успеху.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, образовательный психологический контакт следует строить исходя из уровня личностного развития каждого ребенка, опираясь на субъективный опыт ученика. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей. Обучение в сотрудничестве отличает четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. При освоении обучения в сотрудничестве нам пришлось опираться на:

  •  уровень готовности к обучению в данной области знания и степень общего развития, культуры, то есть ранее приобретенный опыт;
  • особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу;                                                       
  • особенности характера, темперамента.

   Обучение в сотрудничестве является мощным стимулом для развития        личности и формирования важнейших новообразований младшего школьного возраста (рефлексии, произвольности и способности к саморегуляции).

Основные понятия:

-    передача информации - знание - понимание;

-    беседа - диалог - спор - ругань;

-    терпение, вежливость, уступчивость, мягкость;

-    твёрдость,   решительность,   агрессивность,   грубость, бездушие;

-    «со-гласие»,    «со-чувствие»,    «со-переживание», «со-весть».

Мыслительные схемы:

-  в процессе общения соблюдать культуру мышления (последовательность, непротиворечивость, доказательность, обоснованность и т.д.);

-  вырабатывать проницательность по оценке правоты собеседника, учитывать её;

-  умение выразить истину не только в однозначной фразе, но и через противоречие в форме парадокса, учитывающего различные мнения.

      Использование этого метода будет эффективно, если учитель:

  •  помогает ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
  •  постарается, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;
  •  организует необходимую и достаточную для формирования необходимого навыка, умения практику;
  • убеждается, что каждый ученик получает информацию о том, насколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;
  •  стимулирует учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;
  • создает ситуации, в которых ученик обязательно добьется положительного результата.

     Чтобы развитие индивидуальности личности стало ориентиром, надо изобрести, собрать и «склеить» в определенную последовательность приемы организации учебной работы, направленные на самопознание и самоопределение. Нужно окунуть «мертвое тело» приемов в «живую воду» человеческо - педагогического общения.

Удачи в работе:

• многообразие форм работы;

• применение разнообразных методов и приемов обучения (доверительные беседы, экскурсии, познавательные игры, практические работы, ситуации поиска, самостоятельный анализ);

• освоение коммуникативной функции языка;

• развитие речевой деятельности обучающихся;

•умение планировать последовательное выполнение действий и осуществлять контроль;

• творческие «открытия обучающихся»;

• совместная работа «учитель - дети - родители»;

• наличие способности к самооценке и самоконтролю;

• систематическая работа над развитием всех учеников, включая слабых.

   Проблемы:  требуется целенаправленная работа по формированию коллектива; существует проблема преемственности в содержании математического материала на второй ступени обучения; настораживает наличие заданий на анализ-синтез, на решение методом подбора, превышающих возможности ученика в самостоятельной работе, это отнимает слишком много времени во фронтальной работе.

   

Литература

1.Евстифеева, О.В. Индивидуализированный образовательный процесс в школе //3авуч. - 2007. - №5.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров (Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

« Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»

Теоретические особенности развития музыкально- творческих особенностей учащихся на уроках фортепиано. Принципы, методы и приемы развития творческих способностей детей. опытно-эксперементальное исследо...

Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектрной деятельности

Ведущее место среди различных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Под словом "проект" понимается специально...

"Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектной деятельности"

Слайды - сопровожния к статье "Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредстом проектной деятельности"....

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Презентация к статье " "Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектной деятельности"

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений педагогических технологий, связанных с работой по выявлению одаренности на раннем этапе развития ребенка....

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...