Системно - деятельностный подход в обучении.
статья на тему

Калитюк Светлана Евгеньевна
1. Актуальность проблемы. 2. Ведущая идея опыта. 3. Теоретическая база. 4. Технология опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno_deyatelnostnyy_podkhod.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта  работы

«Системно - деятельностный подход  в обучении

как средство развития личности, раскрытия её  способностей, подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

  1.  Актуальность проблемы.

Сегодня я не могу уже, как прежде, с гордостью сказать, что постаралась на уроке понятно объяснить детям необходимый материал. Этого мало будет для успеха моих учеников в современном обществе.

Моё педагогическое кредо – не просто научить, а научить ученика учить самого себя.

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении.

В связи с этим для меня актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода.

Актуальность решения этой проблемы подтверждается на практике начального обучения  и противоречиями:

        

Названные противоречия обусловливают необходимость разработки приёмов организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию младших школьников, что и составляет проблему данного опыта.

  1. Ведущая идея опыта:

Сформировать у младших школьников УУД, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.

  1. Теоретическая база.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать»

Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные.

 Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

  1. Новизна опыта

Заключается в необходимости систематизации приёмов организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию младших школьников.  Данному опыту несколько лет.

  1. Технология опыта.

В апреле 2013 года я прошла подготовку по Дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Начальное образование» и обучение по проблеме: «Модернизация системы начального образования в контексте ФГОС - 2 поколения (УМК «Начальная школа 21 век»)».

С 2001 года работаю по УМК «Начальная школа ХХI век» (руководитель проекта проф.  Н. Ф. Виноградова).

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, что  позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». 

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую исследовательскую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

Для себя составила модель урока на основе деятельностного подхода, которая включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов. Данная модель  может быть использована как универсальное средство проектирования уроков и даёт ответ на вопрос: «Как учить?»

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  1. наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  2. выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  3. выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  4. формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  5. включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.        

  • Прием «Проблемная ситуация». 

На уроке «Знакомство со свойствами воды» использую приём создания проблемной ситуации. Дети получают письмо:

Здравствуйте, ребята!

     Пишут вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились.

 Однажды нагрянул страшный  мороз. Одна из нас съежилась от холода и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала   косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, и очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела  признавать в льдинке родную сестричку. Она сказала: «Я вся из  серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды- замарашка. И ты думаешь, что мы сестрички?

 Ребята, помогите, докажите, что мы, льдинка и снежинка, - родные сестры!

В конце урока дома предлагаю продолжить историю снежинки и льдинки и  закончить словами: «Обе капельки влились в ручеек и, весело переговариваясь, поплыли».  Таким образом, урок начинаю с формирования мотивации и заканчиваю мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой.  

Методы исследования, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета позволяют мне решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия.

В ходе поиска строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают,  доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер.

На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:

  • Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!»
  • Написать памятку «Как вести себя у водоема», «Как вести себя в лесу».
  • «Если бы ты был президентом, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял в первую очередь?»

Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом  организую как индивидуальную, так и групповую работу. Далее оцениваем творческий продукт. Оценивание провожу через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?»  или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.

Стараюсь включать в учебный процесс  работу  с моделями разного вида: предметные и условные изображения,  символические записи.   Считаю, что применение учебных моделей существенно меняет отношение  к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. По мнению учёных, в процессе моделирования  ученик проявляет «внутреннюю активность».   В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Обучая рефлексии учебной деятельности предлагаю учащимся  вопросный план:

  1. Какую задачу ставили на уроке?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Каким способом?
  4. Какие получили результаты?
  5. Что нужно сделать ещё?
  6. Где можно применить новые знания?
  7. Что на уроке у вас хорошо получилось?

Анализируя свою педагогическую деятельность, приходишь к мысли.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Только при деятельностном  подходе в обучении  возможно решение задачи национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» - развитие личности, раскрытие  её  способностей и подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно -деятельностный метод обучения

Системно -деятельностный  методобучения...

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

.Практическая работа по реализации системно - деятельностного метода обучения.

Пошаговая работа учителя по введению  системно - деятельностного метода обучения....

Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики.

Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.

Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе....

Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...