Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Люся Юрьевна

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современного   процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе  которого сохраняется психическое  и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
  Сегодня перед учителем стоит непростая цель – формирование  и развитие мобильной,  самореализующейся  личности, способной к обучению  на протяжении всей жизни. Главным фактором в этом направлении становится умение учащихся ориентироваться в море информации и их способность принимать правильное решение, используя различные источники:  словари, энциклопедии, сеть Интернет.

В 2010/2011 учебном году наша школа стала пилотной площадкой по внедрению   Федерального государственного  образовательного  стандарта начального общего образования второго поколения, основная цель которого – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ученик не сможет  быть  полноценным  участником  учебно- воспитательного процесса .Кроме того  использование  системно – деятельного подхода будет способствовать  развитию таких универсальных  учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться,  развивать  способность к самоизменению, саморазвитию.

   В связи с этим мы, учителя, должен не только понимать, чему и как учить, но и организовать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».  «Для чего мне это нужно?» Обучение должно быть выстроено нами  процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Именно сейчас важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.  

Системно-деятельностный подход позволяет мне формировать  личность ученика и продвигать  его в развитии  не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания», создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть умение учиться. На уроке я стараюсь не давать готовых знаний, а направляю детей  на  самостоятельное   их получение. Приведу в пример урок русского языка в 4 классе по теме: «Текст. Объяснительная записка. »

На  одном из этапов  урока   ставлю постановка проблемный  вопрос.  В формировании проблемы мне помогают    ситуативные задания  из технологической карты по УМК «Перспектива». Предлагаю ученикам рассмотреть проблемную ситуацию. Например,  Ваня стал часто опаздывать на первый урок. После очередного опоздания директор школы попросил его написать объяснительную записку. Ваня написал:

«Объяснительная

Дорогой Иван Иванович! Иду я сегодня в школу, вдруг передо мной — кошка. Какая она красивая! Хвост победно торчит вверх, глаза горят, а шерсть — чёрная пречёрная и блестит. Пришлось из-за неё идти в обход другой дорогой, чтобы не было несчастья».

Директор прочитал написанное, вернул его Ване и сказал, что объяснительная записка — это документ, который оформляется в соответствии с определёнными требованиями. Он снова предложил Ване написать объяснительную записку.

Ваня, не зная, как правильно написать объяснительную записку, обратился к Ане, но девочке ещё не приходилось оформлять подобные документы, поэтому помочь Ване она не смогла. Задаю вопрос:

- Ребята, можем ли мы помочь Ване написать объяснительную записку так, как этого требуют определённые правила?

Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют необходимых знаний и умений, чтобы убедительно представить своё суждение. В связи с этим задаю следующий вопрос:

- Есть ли у вас желание научиться писать объяснительную записку в соответствии с правилами её оформления, чтобы помочь Ване?

Наличие неожиданного препятствия  вызвало у моих детей удивление и    способствовало  появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.

- Чем сегодня будем заниматься, чтобы помочь Ване  и  научиться самим  быть грамотным?

- Какую цель перед собой поставим? ( Научиться  писать объяснительную записку)

  Таким образом, мы  сформулировали  цель урока.

 На  следующем  этапе выявляем  места и причины  затруднений, нахождение выхода из затруднений, « открываем» новые  знания.

Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Дети узнают на уроке , что такое деловая речь. Говорим, что  деловая речь — средство официального общения, как устного, так и письменного, а объяснительная записка — это документ, в котором её автор поясняет причину произошедшего события, используя форму деловой речи и учитывая правила её оформления.

  Даю  алгоритм оформления объяснительной записки.

- Можно ли утверждать, что объяснительная записка является художественным текстом. Ученики должны обосновывать своё мнение.

Работая в паре, определяют предложения, которые относятся к деловой  речи,  корректируют и записывают текст объяснительной записки,  так чтобы он соответствовал правилам оформления документа.

В конце урока дети  соотносят полученный результат с поставленной целью;

 оценивают  результат своей деятельности.

Таким образом, благодаря  системно- деятельностному методу,  все думают и не боятся выражать свои мысли, какие бы они не были. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.

Одним из основных компонентов системно- деятельностного подхода  считаю  самоконтроль и самооценку.

     Предлагаю закончите предложения:

1. Мне важно уметь правильно оформлять текст объяснительной записки, потому что…

2. Чтобы правильно составить и написать текст объяснительной записки, надо…

Для того, чтобы самооценить  результаты  собственной деятельности

 вновь  предлагаю закончить предложение:

Я … (очень, не очень) доволен(льна) текстом объяснительной записки, который написал(а) … (сам(а), с помощью, одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу… (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески. 

   Одной из главных задач своих, как  учителя, считаю организацию  учебной деятельности так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Необходимо организовать эти поиски,  чтобы управлять учащимся, развивать их познавательную деятельность и уметь применять  приобретённые знания и умения в практической деятельности.
В своей работе я пытаюсь найти ответ на вопрос
«Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Готовясь к уроку,  я задаю себе вопросы:

-  как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

-  какой учебный материал отобрать?

-  какие методы и средства обучения выбрать?

-  как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

А  найти ответы мне помогает технология деятельностного подхода, настоящий, инструмент учителя, позволяющий  наиболее эффективно решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Таким образом, очередная  задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.  Нужно  организовывать   учебную деятельность так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Учителю необходимо не только  организовать эти поиски, но и грамотно и целенаправленно управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Я  не заставляю  учеников повторять  материал «от сих до сих», а  даю интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с моей помощью, будут сами формулировать тему урока, его основной вопрос (проблему), сами будут открывать новые знания. Я  отдаю предпочтение творческим действиям, а не по шаблону.

С  1 сентября 2010 года я работаю по УМК «Перспектива». В  его основе лежит  системно- деятельностный подход, который позволяет ориентировать педагога на достижение  личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Целью современного   процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе  которого сохраняется психическое  и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обучения.

Михаил Пришвин говорил,  что «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева».

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010

2. УКМ « Перспектива». Технологическая карта по русскому языку 4класс.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка

Большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позво...

"Активные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе"

Проблема орфографической зоркости обучающихся в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит от того, как бу...

Активные методы обучения на уроках русского языка как фактор успешной реализации ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения...