особенности организации обучения в малокомплектной школе
статья на тему

Данильченкова Ольга Викторовна

рассматриваются актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения

в малокомплектной школе

Среди множества факторов, определяющих специфику малокомплектной школы, выделяется группа социально-педагогических: малокомплектность; разобщенность школьного микрорайона; малая и предельно малая наполняемость классов; отсутствие дошкольных и внешкольных учреждений.

Как показывают исследования, изучение практического опыта учителей, одновременная работа с двумя классами требует тщательного составления расписания учебных занятий, чтобы учитель мог на каждом уроке проводить самостоятельные работы  с учащимися и младшего, и старшего классов. Поэтому от учителя требуется особая тщательность и продуманность в её планировании. Для этого необходимо правильное распределение классов в комплекты, составление расписания, планирование учебного материала и организации урока как основной формы организации обучения.

Обязательными элементами урока в двух - трехкомплектной школе является организация самостоятельной работы учащихся одного класса и непосредственной работы учителя с учащимися другого класса. Больше и чаще всего используется комбинированный урок, так как другие виды уроков достаточно сложны в организации и мало приемлемы. В содержание большинства уроков входит изучение нового материала в каждом из классов. Поэтому урок, на котором изучается новый материал во всех классах комплекта, обычно начинается с самостоятельной работы детей стершего класса и непосредственной работы учителя с младшими школьниками. Самостоятельная работа в старшем классе связывается обычно с подготовкой учащихся к изучению нового материала и поэтому тесно увязывается с пройденным ранее материалом. Во время самостоятельной работы в старшем классе, которая продолжается около 15-20 минут, учитель организует работу над новым материалом в младшем классе и дает задание для последующей самостоятельной работы на время до 15 минут. Затем переходит к старшему классу, проверяет результаты выполненной самостоятельной работы и организует работу по изучению нового материала, заканчивая заданиями для классной и домашней самостоятельной работы. В оставшееся время учитель проверяет результат самостоятельной работы учащихся младших классов, дает дополнительные упражнения и задание на дом.

По подобному алгоритму планируются и проводятся уроки с двумя классами в том случае, когда в одном классе изучается новый материал, а в другом повторяется и закрепляется пройденное, или когда в обоих классах идет закрепление изученного ранее материала. В таких случаях урок начинается с непосредственной работы учителя с учащимися того класса, в котором быстрее и легче можно организовать самостоятельную работу учащихся.

При планировании и проведении уроков одновременно с тремя или четырьмя классами распределение времени на уроках определяется главным образом степенью сложности содержания работы в каждом отдельном классе и уровнем подготовки учащихся. Собственно работа учителя с классом, в котором учебный материал сложнее, занимает больше времени.

Таким образом, непосредственная работа учителя с учащимися и самостоятельная работа учеников образуют неразрывное единство; каждая самостоятельная работа должна продолжать предшествующую работу или подготавливать последующую. Только являясь продуктивной самостоятельной работой, она может способствовать достижению цели обучения. Уже в процессе непосредственной работы с учащимися учитель подготавливает самостоятельную работу, дает указания по ней и убеждается, в состоянии ли учащиеся правильно выполнить задания. Нередко недостаточная подготовка учителя к уроку ведет к такой «самостоятельной работе», смысл которой состоит в том, чтобы лишь «занять» учащихся на продолжительное время и дает возможность учителю работать с другим классом. В таких случаях учебная цель не реализуется. Следовательно, учителю при подготовке к каждому уроку необходимо методически правильно продумать организацию самостоятельной работы, которая в рамках процесса обучения приведет к возможно лучшим результатам.

Методисты совершенно правы в том, что, как правило, нельзя требовать от учащихся младших классов самостоятельного изучения нового материала. Поэтому самостоятельная работа в этих классах проводится с целью закрепления полученных знаний, а также тренировки в их применении, повторения и развития умений и навыков самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Таким образом, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся класса-комплекта – чрезвычайно сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, особой гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания. Ведь в каждый момент урока он должен реализовать как общее целое, так и его отдельные части, одновременно непосредственно руководить работой одного класса и самостоятельной работой учащихся другого класса. Он должен готовить в 2-3 раза больше уроков и в то же время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы оптимальным был педагогический эффект.

Маленькая наполняемость классов (от 1-3 до 10 учащихся) – существенная особенность малокомплектной школы любого типа. Поэтому учитель-предметник находится в очень сложных условиях педагогического труда. Он должен быть психологически готов к тому, что подготовленный им урок надо будет «на ходу» перестраивать, изменять его тип, структуру, сочетание видов учебно-познавательной деятельности учащихся в зависимости от того, какой или какие ученики отсутствуют на уроке. Значит, в таких классах малокомплектной школы может эффективно работать лишь учитель, который обладает гибким педагогическим мышлением, высокими показателями, устойчивости нервной системы.

Однако малочисленный класс таит в себе отрицательное: затруднена коллективная работа, так как нет полноценного одновозрастного коллектива, эмоциональный фактор крайне беден. Следует согласиться с выводами В. М. Басовой о том, что специфика обучения в классах-комплектах начальной школы такова, что учащиеся на протяжении длительного времени имеют мало возможностей говорить, рассуждать на уроке, не учатся оформлять и выражать свои мысли, слушать других.

Тем не менее, есть много положительных сторон:

- создание реальной основы для эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся через целенаправленное обучение их способам деятельности;

- многопредметное преподавание позволяет чаще и лучше отрабатывать с учащимися  способы познавательной деятельности;

- позволяет учителю иметь оперативную обратную связь с каждым учеником, в результате этого – информацию о ходе познавательной деятельности каждого ученика на любом этапе процесса обучения. Фактически в малокомплектной школе учитель в состоянии оценивать не только саму деятельность и ее результат, но и ее действия и эффективность. Это обеспечивает объективность итоговых оценок, нет проблем с накопляемостью оценок;

- у учителя есть полная возможность оказать детям своевременную и действенную помощь в процессе их учебно-познавательной деятельности.

Для малокомплектной школы характерно снижение «престижа» отметки. Называются следующие причины этого:

- обилие отметок снижает интерес ученика к ней;

- большая накопляемость текущих отметок снижает влияние каждой отдельной на итоговую за четверть;

- оценка как средство утверждения в среде одноклассников в большом классе теряет эту функцию в малочисленном, так как положение в нем каждого ученика, как правило, однозначно определено;

- организация обучения требует от ученика быть готовым к каждому уроку, каждый день;

- обилие отметок притупляет эмоциональные реакции на них и детей, и родителей учащихся.

Таким образом, специфика эмоционального переживания оценки учебной работы учащихся малочисленного класса, предвидение заранее итогового балла, окончательной оценки знаний, снижение «веса» и «престижа» отметок убедительно говорят о снижении стимулирующего воздействия оценок. Очевидно, в таких условиях учитель должен широко использовать развернутые оценочные суждения (Ш. А. Амонашвили) для стимулирования учебно-познавательной деятельности детей, оставляя бальные оценки для итогового контроля.

Рассмотренные особенности процесса обучения в малокомплектной школе требуют иного подхода к организации обучения, а также использование личностно- ориентированных педагогических технологий. Большой эффект дают ИКТ. Работа в группах мало эффективна в классе – комплекте, так как класс уже подразумевает наличие групп, эффект дает работа в парах.

Продуманность процесса обучения, а также правильная его организация способны дать эффект обучения, добиваться прочных знаний и выполнения Госстандарта образования.

Литература

1. Суворова Г. Ф. Урок в малокомплектной школе // Советская педагогика.- 1986. –

№ 12.- С. 66-69.

2. Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ. – Горький: Волго_Вятское кн, изд-во, 1990. – 143 с.

3. Совершенствование работы сельской малокомплектной школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Смоленск: СГПИ, 1989. – 240 с.

4. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Из опыта работы / П. Т. Фролов, И. С. Соловецкий, П. Е. Решетников и др.; Под ред. П. Т. Фролова.- М,: Просвещение, 1991.-160 с.

5. Демчинская А. П. Особенности взаимоотношений учителя и учащихся в малокомплектной школе // Советская педагогика.-1990.- № 4. – с. 39-40

6. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе: Межвуз.сб.науч.тр.– Ярославль-Кострома, 1984.- 104с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения в малокомплектной школе

Из опыта работы в классах-комплектах. Рекомендации по организации обучения в малокомплектной школе....

«Особенности проведения урока в малокомплектной школе»

Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная...

Проект «Особенности организации обучения в полиэтническом классе»

Проект «Особенности организации обучения в полиэтническом классе» направлен на развитие языковой и речевой компетентности детей мигрантов младшего школьного возраста. Конечным продукт...

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Формирование мотивации учащихся начальных классов в процессе обучения в малокомплектной школе

В докладе рассмотрены пути и методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов в малокомплектной школе...