«Особенности проведения урока в малокомплектной школе»
статья на тему

Алёшина Ольга Александровна

Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

    « Особенности проведения урока в малокомплектной школе». 

     Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность

  Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.

 Начиная с  1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

  Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

     При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

    Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

    Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

       Но в работе учителя при одновременных занятиях с двумя классами есть и свои преимущества по сравнению с одним классом. Число учащихся небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать и домашние условия детей. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

       Одна из главных трудностей,  с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах, - отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в данных условиях, неразработанность  УМК (учебники,  дидактические тетради, электронные  учебные пособия, и т. д.).  Приходится искать, пробовать, отбирать   методы и приемы для работы  в таких классах 
Мы применяем следующие варианты организации занятий в классе-комплекте: 
а) занятие одного из классов первым уроком вне комплекта; 
б) однотемные   уроки; 
в) однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя. 
Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значительных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. 
   Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети ,и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания . Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышает качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых годов обучения воспитывает у детей привычку не терять ни одной минуты 
Дети должны овладеть следующими умениями: 
1.сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса, 
2.не слушать ответы учеников другого класса, 
3.быстро перестраиваться при обращении учителя к ним. 
     
Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т. е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

2 часть

Основные преимущества при работе с двумя классами:

- Учителю предоставляется большая возможность изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, характер, способности.

- Появляется больше возможностей включить школьников в многообразную деятельность,

увлечь их любимым делом.

- Учителю легче проверить небольшое количество тетрадей, приготовить раздаточный

материал для каждого ученика.

- Учитель имеет возможность заниматься индивидуально с каждым учеником, что позволяет улучшить качество знаний по предметам.

Основные проблемы при работе с двумя классами:

- У детей возрастает физическая и психическая нагрузка, круг общения ограничен.

- Для учителя есть ограничения в проведении новых, современных форм уроков (урок-соревнование и др.)

Таким образом, самостоятельная работа одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе.

   Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно учиться.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. (Д. Медведев, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит от того, каким образом организована деятельность учащихся.

Подготовку к урокам я разделила на несколько этапов:

- определяю, какие задания учащиеся могут усвоить самостоятельно;

- указываю место самостоятельной работы в структуре урока, её виды, время проведения;

- продумываю уровень сложности, какие задания дать основными, какие дополнительными;

- трудности и возможные ошибки, виды проверки;

- готовлю задания на карточках (индивидуальные и групповые);

- определяю задания для коллективной работы;

- продумываю виды проверки, оценивание работ.

   Самостоятельная работа в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой.

   Я заранее планирую, какой вид самостоятельной работы надо использовать. Задания для самостоятельной работы зависят от того, какие знания учащихся надо проверить и на каком этапе урока её провести.  Значительно сложнее включать в структуру урока самостоятельную работу с целью изучения новых знаний. Учителю, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал учащиеся могут успешно усвоить по учебнику.

Исследования, проведённые мною на уроке, показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю. А объяснение нового материала в работе с двумя классами лучше вести на этапе коллективной работы с классом.

   Самостоятельная работа должна обязательно сочетаться с коллективной, на уроке в совмещённых классах идёт чередование коллективной работы в одном классе и самостоятельной работы в другом.

Коллективная работа с классом – один из важных этапов урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения уроков информатики для учителя начальной школы

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отраж...

Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении

Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций.  И педагог должен, с одной...

Особенности организации обучения в малокомплектной школе

Из опыта работы в классах-комплектах. Рекомендации по организации обучения в малокомплектной школе....

особенности организации обучения в малокомплектной школе

рассматриваются актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе...

"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"

В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе....

Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).

У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...