Факультатив "В стране добрых дел" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Томских Ирина Михайловна

Направленность программы факультатива «В стране добрых дел» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, рассчитанной на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_v_strane_dobrykh_del_4b.rar30.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВА «В СТРАНЕ ДОБРЫХ ДЕЛ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы факультатива «В стране добрых дел» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, рассчитанной на 1 год.

Цели:

1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

  1. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  2. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
  5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать  доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  7. Развивать чувство ритма и координацию движения;
  8.  Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   материале скороговорок и стихов;
  9. Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального  искусства,  воспитывать культуру   поведения  в  общественных   местах.

Программа кружка «В стране добрых дел» составлена на основе программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения.

Планируемые результаты реализации программы:

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами,  воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

В  основу были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

«В СТРАНЕ ДОБРЫХ ДЕЛ»

Тема занятия

Дата

1

Театр. Вводная беседа.

6.09

2

 Знакомство с театральными профессиями

13.09

3

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

20.09

4

Посещение кукольного театра.

Культура поведения в театре

27.09

5

Знакомство с видами театров

4.10

6

Многообразие выразительных средств в театре

11.10

7

Составление мини-сценок «Сюрпризы осени»

18.10

8

Инсценировка  «Сюрпризы осени»

25.10

9

Знакомство с пальчиковым театром.

8.11

10

Весёлые сочинялки.

Импровизация 

15.11

11

Весёлое путешествие на поляну игр

22.11

12

Составление сценария праздника   «Новогодние приключения»

29.11

13

14

Распределение и отработка ролей 

6.12

13.12

15

Инсценировка «Новогодние приключения»

20.12

16

Путешествие в страну Дорожных знаков

10.01

17

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

17.01

18

Инсценировка понравившегося отрывка из сказки А.С.Пушкина

24.01

19

20

21

Подготовка к празднику 23 февраля «Ай, да, папы!»

31.01

7.02

14.02

22

Проведение праздника «Ай, да, папы!»

21.02

23

Подготовка конкурса к 8 марта «Мини-мисс Дюймовочка»

28.02

24

Конкурс к 8 марта «Мини-мисс Дюймовочка»

7.03

25

Распределение и отработка ролей 

14.03

26

Первоапрельское шоу «Весёлые вытворяшки»

21.03

27

Диалог. Монолог.

4.04

28

29

Искусство декламации

11.04

18.04

30

31

Составление и разучивание сценария ко Дню Победы

25.04

2.05

32

33

Подготовка и разучивание ролей к празднику

16.05

23.05

34

Праздник «Прощай, начальная школа»

30.05

               


Содержание  модуля программы.

 

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не  допускать  дикционной  неряшливости  в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В  быту  различают  голоса  сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая  классификация указывает  на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

         Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими  народными  жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

      Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы,  видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

       

7. Тема «Постановка спектакля»

Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Сентябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Теремок», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

4. Тема. Посещение кукольного театра (вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Октябрь

1. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

3. Тема. Чтение сказки

Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

4. Тема. Драматизация сказки

Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Ноябрь

1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2. Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

3. Тема. Чтение русской народной сказки

Работа над артистичность, мимикой, движениями выразительность.

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

4. Тема. Инсценировка

Цель: совершенствовать навыки владения умением изобразить героя; развивать моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра - путешествие в страну Добра".

Данное внеклассное мероприятие " Игра - путешествие в страну Добра " рассчитано на учащихся от 7 - 10 лет. Оно помогает расширить знания школьников о добрых и вежливых словах и их применениях в жизнен...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе « В стране добрых и вежливых слов»

Данное занятие подходит для внеурочной деятельности в 1 классе и может быть полезно для классного часа....

Внеурочная деятельность "Путешествие по стране Этикета" 3 класс Тема: "Дружим с добрыми словами"

Занятие поможет раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость делать добро людям; воспитывать культуру общения....

Сценарий праздника «Добро пожаловать в страну знаний!» (1 класс)

Сценарий «Добро пожаловать в страну знаний!» для 1 класса составлен  для проведения праздника в кабинете школы....

Сценарий праздника "Страна добра" 1 класс

Сценарий праздника «Страна Добра»Класс: 1 Цели: Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые...