Проблемное обучение. Развитие мышления младших школьников
статья на тему
Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства. Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МНБОУ «Лицей № 76»
Развитие мышления младших школьников
Составили:
учителя начальных классов
Маркова С. Н.
Новокузнецк, 2014
С. Н. Маркова
г. Новокузнецк, МОУ «Лицей № 76»
Теоретические основы проблемного обучения
По определению М. И. Махмутова, развивающее обучение, ведущее к общему и специальному развитию, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук, называется проблемным.
Согласно данному определению мы можем сделать вывод, что проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.
Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия такие как:
В познавательной деятельности:
- умение выявлять отдельные признаки с помощью сравнения, проводить анализ результатов сравнения, объединять предметы по общему признаку.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы).
В речевой деятельности и при работе с информацией:
- уметь работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия; строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу), участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
- Уметь использовать простейшие логических выражений типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
- Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации.
При организации деятельности:
- самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
- определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей, пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять;
- иметь навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.
При традиционном типе обучения цель заключается в усвоении результатов научного познания, вооружение основами наук, привитие соответствующих умений и навыков.
При организации учебного процесса в проблемном обучении доминирующим принципом является поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся.
В объяснительно – иллюстративном типе обучения для организации учебного процесса характерен принцип передачи готовых выводов науки.
Учитель на проблемном уроке объясняет содержание наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или художественно отражают действительность (пишут стихи, сочиняют, рисуют, играют). У учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Учитель на традиционном уроке сообщает факты, сам анализирует их и
объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определения
новых понятий, теорем, законов. Преднамеренного создания проблемных ситуаций нет. Учащиеся слушают, воспринимают объяснения учителя и
усваивают новые знаний путем запоминания, а новые действия путем подражания действиям учителя. Факты, добываемые в ходе опытов, экспериментов, наблюдений обычно также объясняются учителем. Он же, как правило, делает выводы и обобщения. Чем сложнее материал, тем подробнее объясняет его учитель. Усвоение закрепляется выполнением
многочисленных упражнений.
Таким образом, сущность проблемного обучения заключается в следующем:
- Возникновение проблемной ситуации (противоречия между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью).
- Осознание сущности затруднения, противоречия и постановка проблемы.
- Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез.
- Доказательство гипотезы.
- Проверка правильности решения проблемы.
На любом из этапов можно использовать групповую работу.
Основной метод, который использует учитель на уроке – это метод проблемного изложения. Он включает:
- метод постановки учебной проблемы, через создание проблемной ситуации, из которой выходят на формулирование основной проблемы, затруднения (в форме вопроса или темы урока) сами дети, учитель с учащимися через побуждающий диалог, или сам учитель.
На этапе постановки проблемы можно использовать:
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность» - это сказки, шутки, загадки и т.д.).
- Метод поиска решения (приводит к открытию знания), через выдвижение гипотез. Их могут формулировать ученики, учитель с учениками через побуждающий диалог, сам учитель.
На этапе поиска решения можно использовать:
- подводящий от проблемы диалог;
- подводящий без проблемы диалог.
Побуждающий диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Он способствует развитию творческих способностей, речи.
Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Предполагает жёсткое, пошаговое ведение мысли ученика. Способствует развитию логического мышления, речи.
Структура урока изучения нового материала в проблемном обучении
І. Актуализация «базовых» знаний, умений учащихся.
Задачи:
- активизация работы памяти и подготовка опорных знаний ученика для успешного восприятия и усвоения новых;
- возбуждение интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя;
- оценка готовности отдельных учеников и класса в целом к восприятию нового материала.
1. Репродуктивные и продуктивные упражнения.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Формулирование учебной проблемы.
ІІ. «Открытие» новых знаний и способов действия учащимися.
Задачи:
- раскрытие сущности новых понятий;
- усвоение новых знаний и способов умственной деятельности.
1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
2. Формулирование темы урока учащимися.
ІІІ. Первичное закрепление с комментированием
Задачи:
- повторение умственных и практических действий, операций.
1. Проверка на практике правильности решения учебной проблемы.
ІV. Контроль
Задачи:
- выявить уровень освоения нового материала.
1. Самостоятельная работа
V. Итог
Выводы:
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.
Место ПО – урок изучения нового материала на любом предметном содержании.
Цели ПО: формирование знания, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...
Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников
В статье содержится материал, который поможет учителям в организации исследовательской деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/21/picture-50353.jpg)
Развитие мышления младших школьников
В период младшего школьного возраста у ребенка совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В статьепредложены задачи, упражнения, игры, которые способствую...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-83437-1585248106.jpg)
Развитие мышления младших школьников.
В разработке рассмотрена теоретическая часть вопроса: образование понятий по версии Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова и Клар, Уоллес; раскрыты проблемы формирования математического мышления, уровни геоме...
Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников
Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44407.jpg)
Особенности развития мышления младших школьников
В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/30/picture-1367402-1664557488.jpg)
Идеи проблемного обучения на уроках младших школьников (из опыта работы)
Опыт работы "Идеи проблемного обучения" создан на основе сказки Экзюперии раскрывается суть проблемного урока...