РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
статья (1 класс) по теме

Крепких Наталья Витальевна
исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon NAUCh.RAB_..doc104 КБ

Предварительный просмотр:

          учитель начальных классов

               МОУ «СОШ № 62»

    Крепких Наталья Витальевна

             ПРОКОПЬЕВСК

                2009-2010 г.

        

 Продуктивное и репродуктивное мышление       

Мышление, как процесс обобщённого и опосредованного познания действительности включает в себя элементы продуктивности ,удельный вес её в процессе мыслительной деятельности может быть различным .Там ,где удельный вес продуктивности достаточно высок ,говорят о собственно  продуктивном мышлении ,как о особом виде мыслительной деятельности .В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное ,принципиально новое для субъекта ,т.е.степень новизны здесь высока.

Условие возникновения такого мышления - наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребностей в открытии новых знаний ,стимулирующей высокую активность ,субъекта ,решающего проблему.

Новизна проблемы диктует новый путь решения проблемы: скачкообразность, включение эвристических «поисковых»  проб ,большую роль играет семантика содержательного анализа проблемы .В этом процессе на ряду со словесными , логическими обобщениями присутствуют интуитивно-практические ,не находящие сначала своего активного отражения в слове .Они возникают в процессе наглядных ситуаций, решения конкретных практических задач реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

В результате  продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связи, свойств личности, её способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.

Решая проблему развития детей, следует обращать внимание не только на наглядно - действенное, но так же стремиться выработать и развивать наглядно-образное. Споры о том, в каком возрасте ребёнок способен логически мыслить, ведутся давно. По мнению швейцарского психолога  Ж.Пиаже, дети до семи лет не способны логически мыслить, а так же строить логическое размышление, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более позднее теоретические во многом опровергают эту точку зрения. Концепция развивающего обучения Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.убедительно продемонстрировали большой потенциал детских способностей и были найдены  пути их развития.

Для развития и раскрытия детских способностей требуются соответствующие условия, которые помогают ученику овладеть научными методами изучения. Такими ,как наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, синтез. Это поможет сформировать у детей  умение учиться, станет залогом интеллектуального развития, что, по мнению Давыдова В.В., является важными предпосылками начального образования. С целью формирования логического мышления(научить детей делать маленькие открытия) использован мною в педагогической практике цикл занятий: решение логических задач ,выделение общих признаков, определение числовых и количественных закономерностей ,решение анаграмм, определение лишних объектов, не соответствующих закономерностям, классификация по  одному признаку и др.  

     

 Цель исследовательской работы.

Исследуя проблему образного мышления, можно выделить структурные составляющие, пересекающие между собой компоненты:

1-топологический

2-проективный

3-порядковый

4-метрический

5-композиционный

Цель исследовательской работы- выявить уровень развития образного мышления младших школьников в процессе обучения и подобрать методы, средства и формы для дальнейшего развития и совершенствования.

Мышление включает в себя мыслительные операции разных видов и уровней.

                          мышление

теоретическое                     практическое

1понятийное                          1наглядно-образное

2образное                               2наглядно-дейсвенное

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит в переводе их перцептивного содержания на язык семантических признаков, на язык значений. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человека действительности , порождающую такой результат, которого на данный момент не существует. Мышление также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений, образов. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Теоритическо- образное мышление- когда человек использует для решения проблемы представления ,образы    ,которые формируются в ходе восприятия действительности или извлекаются из памяти. Образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его проблемы.

Наглядно-образное мышление-это мыслительный процесс ,который связан  с восприятием мыслящего человека ,который привязан к действительности, а сами мыслительные образы представлены кратковременной памятью. Данная форма наиболее полно и развёрнуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, у взрослых – среди людей, занятых практической деятельностью (руководителей, учителей).

Наглядно  действенное мышление процесс, представляющий собой практическую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами (массовые рабочие профессии)

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…тогда, как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

                         Понятие об образе.

ОБРАЗ-это логическое ядро определения категории сознания, основной компонент в его структуре.                                         

Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях, как восприятие, представление, воображение, память, мышление. (Л.Б.Ительсон)

Образ рассматривается, как часть внешнего и внутреннего мира, культуры языка. Целенаправленный образ предмета или явления отличается разнообразными характеристиками, которые выводят исследования за рамки одной науки. В настоящее время нет единого подхода к пониманию природы, культуры классификации, механизмов возникновения образов, научно обоснованных технологий создания образов. Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В ходе этого процесса образы произвольно актуализированы под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые.

Образное мышление исследовали и анализировали такие учёные, как Л.Б.Ительсон, Н.В.Маслова, Н.В.Рождественская, И.С.Якимская.

Анализ литературы позволяет сделать выводы, что важным аспектом мышления является связь его с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Постоянная опора на образ даёт усваиваемые знания эмоционально - насыщенными, активизирует творческие стороны личности.

Л.Б.Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трёхзвенный характер:

1-определённый стимул, раздражитель(символ)

2-рединтеграция (активизация всей системы образов, связанных в прошлом возбудителей)

3-дезинтеграция (ассоциативные образы, подчиняющиеся одному принципу)

Н.В.Рождественская утверждает, что один из главных механизмов образного мышления является ассоциативная игра. Мышление младших школьников характеризуется активным поиском образов, связей, отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

На основе изложенных принципов мною введена в процесс обучения грамоте в 1б классе МОУ «Школа № 62» ,как звукобуквенная система, так называемая таблица «ДОМ БУКВ»

Поэтапный анализ таблицы «дом букв»

Таблица представлена в виде многоэтажного дома, где на первом этаже «живут» гласные:я,ё,е,ю,и,заставляющие читать мягко предшествующие согласные,что ассоциируется с зелёным цветом на створке окошка буквы.На втором этаже –гласные,заставляющие читать согласные твёрдо: а ,о,э,у,ы,обозначенные синим цветом.Буквы находятся в красных окошках,что легко усваивается детьми,как обозначение гласного звука.На третьем этаже-согласные,обозначающие глухой согласный звук:п,ф,к,т,ш,с,ч,щ,х,ц.На четвёртом –звонкие согласные.Цвветовая гамма каждого окошка согласных соответствует характеристике каждого звука(зелёный-синий).

Парные согласные соединены «лесенкой» между собой,что помогает лучшему запоминанию детьми их последовательности ;так же,как и расположение букв в алфавитном порядке. Запоминанию и усвоению учебного материала способствует применение карточек с цветовой гаммой: зелёная подушка(ассоциация мягкости),синий комок снега (твёрдость),красный скрипичный ключ(ассоциация гласных).Так же при характеристики согласных звуков используются изображения колокольчика с языком(звонкие согласные),колокольчика без языка(глухие согласные)

Данная таблица способствует лёгкому усвоению учебного материала по изучению звукобуквенной системы ,так же формирует фонематический слух,готовит детей к звукобуквенному анализу слов(фанемотическому разбору)

Дети,обучаемые в классе,где применяется эта наглядность,без особого труда дают характеристики звукам и буквам,легче уваивают орфограммы, изучаемые в период обучения грамоте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Развитие креативности мышления младших школьников посредством использования в процессе обучения дивергентных задач

Известно, что младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность, творить, создавать, т.е....

Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей

Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми....

Всестороннее развитие личности младшего школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....

«Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование».

Обобщение опыта работы по теме  «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности  «Интерактивное конструирование»....

"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности....


 

Комментарии

Степанова Дарья Николаевна

Очень хороший опыт!

Мнекина Любовь Николаевна

Обязательно применю в своей работе этот опыт, очень нужное и полезное наглядное пособие!