Развития творческого потенциала
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Целью современного образования является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образование в начальной школе – это база, фундамент всего последующего обучения. Именно здесь закладывается основа учебной деятельности ребёнка, формируются универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, для достижения планируемых результатов формирования УУД возникает необходимость использования новых педагогических инструментов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Одна из них – технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер, советский инженер-изобретатель, писатель-фантаст. Изначально ТРИЗ появилась для решения технических задач, но позднее идеи ТРИЗ стали использоваться в педагогике.

Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем. Многие теории, эффекты, явления, факты из школьных предметов могут десятилетиями находиться в  памяти человека, не находя практического применения. Нужна взаимосвязь  между теоретическими знаниями школьных дисциплин и вариациями их использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТРИЗ419.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

I. Актуальность

1.1 Цель. Задачи.

1.2 Методы и приемы ТРИЗ

II. Основная часть

2.1. Механизм реализации

2.2. Ожидаемые результаты

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

                                                                                                 Л. С. Выготский

Человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач… В пламени воображения возникают изобретения, открытия, произведения искусства.

                                                                                               Г.С. Альтшуллер

I. Актуальность

Целью современного образования является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образование в начальной школе – это база, фундамент всего последующего обучения. Именно здесь закладывается основа учебной деятельности ребёнка, формируются универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, для достижения планируемых результатов формирования УУД возникает необходимость использования новых педагогических инструментов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Одна из них – технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер, советский инженер-изобретатель, писатель-фантаст. Изначально ТРИЗ появилась для решения технических задач, но позднее идеи ТРИЗ стали использоваться в педагогике.

Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем. Многие теории, эффекты, явления, факты из школьных предметов могут десятилетиями находиться в  памяти человека, не находя практического применения. Нужна взаимосвязь  между теоретическими знаниями школьных дисциплин и вариациями их использования.

В связи с этим перед  образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Выявлено основное противоречие, между необходимостью  развития творческого воображения и мышления у детей школьного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в школе. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей школьного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ.

В результате диагностик выявились проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других.

I.1. Цель: предоставить обзор методов и приемов работы ТРИЗ, направленных на развитие воображения и мышления младших школьников и средств анализа эффективности их реализации.

Задачи:

1. Изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей.

2. Разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей.

3. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала школьников через технологию ТРИЗ.

Актуальность опыта на современном этапе школьного образования очевидна, назрела необходимость ее решения:

  • изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь;
  • интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности;
  • исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс  новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии;
  • определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

II. Основное содержание.

I. 1. Механизм  реализации.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с детьми.   Использование методов и приёмов ТРИЗ, РТВ для развития творческого потенциала.

2.  Работа с родителями.  Консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами.  Обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

Методы реализации

Название метода

Содержание

Ожидаемый

результат

Проблемно - поисковый

1.Ставит проблемы

2.Предлагает инструменты

для их решения

Ученики успешно решают проблемные задачи

Поисково-

экспериментальный

Развивает познавательный

интерес потребности и способности,

самостоятельной

поисковой деятельности

1. Видят и выделяют

проблему эксперимента

2. Ставят цель

3. Находят средства

для самостоятельной

деятельности

4.Развивают личностные свойства

(настойчивость, решительность)

5. Расширяют кругозор

Игровой

1. Учит выявлять

противоречивые свойства предметов, явлений

2. Учит разрешать

противоречия

1. Выявляют

противоречивые

свойства предметов,

явлений

2.Умеют разрешать

противоречия

Практический

Преобразование

жизненной ситуации,

предмета или явления, с целью выявления связей

между ними, причин их изменения

Преобразовывают

жизненную ситуацию, предмета или явления, с целью выявления связей между ними, причин их изменения

Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга. Успешность развития творческого потенциала детей в школе  во многом определяется необходимостью изучить особенности творческого мышления и воображения. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов. Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г. С. Альтшуллером, и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов.  

Основные методы:

1. Метод маленьких человечков.

2. Метод морфологического анализа.

3. Метод каталога.

4. Метод фокальных объектов.

5. Мозговой штурм.

Приемы фантазирования:

-прием «сделать наоборот»

-прием «изменить неизменяемое»

-прием объединения

-прием «вынесение»

-прием ускорение (замедление)

-прием универсализации (обобщения) и др.

Упражнения на развитие творческого воображения:

- «Создание нового»

-“Изобрази свою память”

-“Составь загадку”

-“Придумай сказку (историю) о…”

-“Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)” и др.

2.2. Ожидаемые результаты. Перспектива.

После изучения курса учащиеся должны:

  • Пользоваться приёмами и методами АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) для получения оптимального результата согласно поставленной в задаче проблеме;
  • Использовать знания как инструмент творчества, который даст возможность лучше запоминать научные теории, факты, эффекты и явления.
  • Существенно повысить эффективность выполнения проектов, чаще представлять их результаты на научных конференциях школьников.

 В  1995г.  мною была составлена программа спецкурса  ТРИЗ для учащихся начальной школы, утверждена экспертным советом школы и получила рецензию (Л.П. Нестеренко – зав. кафедрой технологий развивающего обучения СИПКО, к.п.н., доцент.). ТРИЗ – это не только система для решения творческих задач, но и система воспитания и развития мышления человека. Главное место в этом разделе занимает Жизненная стратегия Творческой личности (ЖСТЛ) и курс – Развитие Творческого Воображения (РТВ). ТРИЗ как технология решения изобретательских задач разрабатывается с 1946 года. Автор ТРИЗ Генрих Саулович  Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) — ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст, первый президент Международной Ассоциации ТРИЗ.

Наше время – это время перемен. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию типовых способов решения заданий; однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети постепенно могут потерять способность к творчеству. Традиционные формы, методы и технологии на обычных уроках не дают требуемых результатов обучения, не способствуют повышению мотивации. Как же решить эту проблему? Как сделать так, чтобы  подготовить детей к взрослой жизни, дав им знания, наделив их умениями и навыками, необходимыми в будущем? Ответить на эти вопросы сложно. И каждый учитель стремится ответить на них по-своему.

Цель работы ТРИЗ – развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать жизненные сложные проблемные задания. Богатое воображение позволяет вырваться из сиюминутной реальности, воссоздать образы прошлого, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая  инерция, проявляющаяся в мышлении.

Предмет ТРИЗ адресован специалистам ДДУ и учителям начальных классов, использующим в своей работе нетрадиционные формы обучения.

В результате изучения данной программы у учащихся формируются умения мыслить логически, нестандартно; умение сочинять сказки и рассказы; умение составлять загадки, умение воображать и представлять; умение высказывать свое мнение. У ребят  увеличивается словарный запас, развивается речь и  логика мышления. Специальные подобранные упражнения, предлагаемые в этой программе, помогают ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.

Учителям, ведущим ТРИЗ, необходимо быть доброжелательными и терпимыми к ответам детей, уметь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Контроль и оценка знаний

Предмет ТРИЗ не оценивается, но учащихся можно стимулировать «талантами», т.е. визитными карточками. Кто больше наберет «талантов», в конце учебного года имеет право – сам выбирать себе приз. В конце триместра подсчитываем количество «Талантов» (Приложение) и проводим «Лестницу успеха», где награждаем ребят дипломами первой, второй и третьей степени и  вручаем благодарственные письма  родителям.

Дети от предмета ТРИЗ в восторге и с большим нетерпением ждут урока. Кроме работы в классе ребятам дается домашнее задание. Для успешного выполнения заданий дети «подключают» своих родителей. Родители учащихся так же считают, что предмет важен, Дети, прошедшие курс, лучше защищены в  жизни; у них сформировано умение постоять за себя, чем у тех, кто незнаком с данным предметом. Стремлюсь, чтобы в конце  изучения программы ТРИЗ, дети обладали следующими качествами: 

•        свободно ориентировались в окружающем  мире, умели составлять план рассказа, строить простые морфологические ящики, выполнять системный переход при решении задач;

•        умели формулировать противоречия по заданной схеме и разрешать их известными способами;

•        умели пользоваться простыми словесными алгоритмами; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; выступать публично и грамотно выражать свои мысли; сотрудничать и работать в команде;

•        обладали способностью вычленить прием и применить его в конкретном случае;

•        умели не только получать, применяя приемы фантазирования, фантастические объекты, но и представить их зрительно, в действии;

•        имели развитое ассоциативное мышление, образную речь.

Исходя из сказанного выше, перечислю темы, которые включены в программу для младших школьников:

1.Системный подход, морфологический анализ.

2.Основные инструменты ТРИЗ (ИКР, противоречия, выявление ресурсов).

3.Физические процессы и явления, моделирование по ММЧ.

4.Простые механизмы и развитие технических систем.

5.Развитие воображения и ассоциативного мышления.

 Для развития воображения детей очень важно, чтобы они научились "вживаться" в полученную ими фантастическую ситуацию. Мы пробовали составлять рассказ "Как я стал великаном", где непременно надо было указать, как это произошло (почему рассказчик вдруг так вырос), что он увидел вокруг себя, что ему стало легко делать и что, наоборот, сложно. Очень важно, чтобы дети научились описывать объект, сравнивая его с реальными объектами. Приведу еще один пример: игра «Теремок» (слайд с изображением ежа и шиповника). Ребята устанавливают сходства этих предметов (колючие, растут, нужна вода и др.). Таким образом,  ученики научились находить общие свойства и признаки далеких друг от друга предметов.

 Я учу не одна, учит и каждый ученик в классе, когда размышляя вслух, объясняя свои действия, «ведет» за собой остальных. Отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, чувства ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия.

Игра - самый эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Известно, что учебный материал почти наверняка будет принят детьми, если он изложен в игровой форме. Таким материалом является, на мой взгляд, некоторые упражнения по развитию системного мышления. В принципе любое учебное задание может быть превращено в игру (Например: назвать как можно больше предметов прямоугольной формы). Я считаю, что развитию воображения можно способствовать, умело применяя наглядные пособия и презентации. Урок должен быть  всегда эмоционально окрашен, динамичен.

Основными принципами творческого воспитания являются:

-индивидуальный подход;

-личный пример («Делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывание  своего  мнения и мнения других,  каким бы верным оно ни было;

-формирование ответственности за свои решения и поступки;

-соблюдение гуманности во всех проявлениях мысли и деятельности.

                                     Методы воспитания

Активные  

Пассивные

  • игры
  • самостоятельная деятельность
  • под руководством взрослого
  • собственный пример
  • беседы

 На уроках ТРИЗ мы знакомимся:

- с противоречиями (игра «Хорошо – плохо») и приёмами их разрешения (прием заранее подложенной подушки «Кот в сапогах»);

- со структурой составления сказок и загадок по разным принципам (оживление, проскок и др.);

- с путешествиями (планета «Мыльная»);

- с играми на развитие воображения («Да - нет», «Дорисуй-ка»; знакомимся с юридическими понятиями в игре «Суд»).

На уроках ТРИЗ мы учимся:

- придумывать оригинальные, забавные названия обычным предметам (серьга - украшалка, зеркало - гляделка, молоток – забивалка);

- инсценировать (Например: представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? О чем мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился?);

- решать изобретательские задачи;

- работать со свойствами предметов (Например: какие предметы круглой формы у тебя есть дома);

- искать ответы на философские вопросы («Что такое жизнь»).

Применение ТРИЗ:

  • на уроках чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства (оформление плакатов, рисунков и др.)
  • на кружке «РТВ»
  • на родительских собраниях
  • на внеклассных занятиях

При подготовке занятий  я использую  методические разработки по синтезу заданий: модели заданий, синтез пословиц, работа по описанию картинок (Мурашковска И.), модели загадок (Нестеренко А.), схема создания сюжетов сказок (Альтшуллер Г.), синтез подвижных игр (Гафитулин М., Сычев С.).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ТРИЗ:

        системный оператор;

        морфологический анализ;

        метод фокальных объектов;

        мозговой штурм;

        приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

        механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);

        моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);

        развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);

        изучение научной фантастики доступной этому возрасту.

Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников. Мои ученики пишут стихи, печатают заметки в  гимназическую газету. Я постоянно работаю над задачей повышения качества знаний учащихся, использую на своих уроках как уже известные   педагогические технологии, такие как: разноуровневое и дифференцированное обучение, методы обучения в сотрудничестве, так и современные образовательные технологии:  информационно-коммуникационные, технологии  здоровьесбережения.

Положительным  моментом  дифференциации является:

- исключение  уравниловки  и  усреднения  детей;

- повышения  уровня  мотивации  учения  в  группах  с  высоким  и  достаточным  уровнем  учебных  достижений;

- объединение  детей  в группы  равных  по  способностям  учащихся  для  облегчения  учения  и  усвоения предметного  материала;

- создание  щадящих  условий для  слабых  учащихся.  

 Заключение.

Выступая на педагогическом совете, территориальной научно-практической  конференции, территориальной Ярмарке образовательных ресурсов,  участвуя в показе мастер-класс, я убедилась, что не все педагоги, к сожалению, понимают суть изучения предмета ТРИЗ. Очень важно педагогам понять, что ученики, прошедшие этот курс оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентируются в разнообразных ситуациях и могут работать в различных школьных коллективах.

Педагогическое кредо "ТРИЗовцев": «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта». Необходимо учить школьников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.

Девиз ТРИЗовцев: "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям  нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.

Результатом использования данной технологии стало как отсутствие  неуспевающих  по  предметам,  высокое  качество  знаний,  так и  успешные результаты учеников в  конкурсах  и предметных  олимпиадах различных  уровней. Мною так же проводилась диагностика  творческих способностей учащихся (по А. И. Доровскому) на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми  в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления. Если в 1 классе высокий уровень  творческих способностей учащихся составлял  9%, то  к концу первого года обучения он составил 24%, а во 2 классе 49%. Низкий уровень с 62%, понизился до 11%.

Диагностика творческих способностей учащихся

(по  А.И. Доровскому)

I. Разминочный блок

1. Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 мин.). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребенок записывает и свои слова.

Высокий уровень развития способности — 9 и более слов.

Средний уровень — 7, 8 слов.

Низкий уровень — 6 и менее слов.

2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Р-и-с-н-к.

Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 мин.).

Возраст

          Уровни

     высокий

     средний

      низкий

7 - 8лет

8 - 9 лет

9 - 10 лет

    4 и более

    5 и более

    6 и более

          3

          4

          5

         0 - 2

         0 - 3

         0 - 4

3. Из трех скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно).

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры  не дорыла.

Быстро, чисто — 2 балла.

С погрешностями — 1 балл.

II блок

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

1. Если бы я строил детский городок, то:

а) построил такой городок, которого нет нигде – 2;

б) построил городок по предложенному типовому проекту – 0;

в) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1;

2. Если я приглашаю друзей на свой день рожденья,  то:

а) пишу сценарий и готовлю сюрпризы  – 2;

б) говорю им время и надеюсь на родителей  – 0;

в) участвую в приготовлении блюд для гостей  – 1;

3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:

а) простой – 0;

б) сложный – 1;

в) оригинальный – 2;

4. Когда я чем-то сильно очарован, то:

а) пишу стихи  – 2;

б) просто любуюсь объектом очарования – 1;

в) чувствую умиротворенность – 0;

5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:

а) читаю много дополнительной литературы – 2;

б) подбираю материал попроще – 1;

в) надеюсь на помощь учителя – 0;

6. Для меня в общении самое главное:

а) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное – 2;

б) поделиться своими бедами с друзьями – 1;

в) просто провести время – 0;

7. Если бы я стал ученым, то:

а) ездил часто за границу – 0;

б) написал бы много полезных книг – 1;

в) совершил бы открытия на пользу всему человечеству – 2;

8. Из трех тропинок, оказавшихся передо мной в лесу,  я выберу ту:

а) которая мне удобна – 0;

б) о которой мне рассказывали знакомые – 1;

в) которая является неизвестной тропинкой – 2;

9. Мне хочется, чтобы в школе:

а) все учились в меру своих возможностей – 1;

б) все были дружными – 0;

в) узнавали как можно больше нового – 2;

10. Произнесите громко, отчетливо три скороговорки:

а) Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух.

б) Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.

в) Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

III блок

Согласны ли Вы с высказываниями «великих»?  Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен -0

б) не согласен - 2

в) не готов оценить данное высказывание – 1

1. "Идеи могут быть обезврежены только идеями". (О. Бальзак)

2. "Разум человека сильнее его кулаков". (Ф. Рабле)

3. "Способности, как и мускулы, растут при тренировке". (И. Тимирязев)

4. "Только глупцы и покойники не меняют своих мнений". (Д. Оруэлл)

5. "Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник". (И. Крылов)

6. "Льстят тем, кого боятся". (А. Чехов)

7. "Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды". (Р. Тагор)

8. "Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден". (В. Гете)

9. "Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой". (Л. Толстой)

10. "Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей".  (Д. Дидро)

11. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума". (В. Белинский)

IV блок

Способность преобразовывать структуру объекта

В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существуют между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа (правильный выбор — 2 балла).

1. Море — бассейн.

а) река — труба

б) река — душ

в) река — лужа

г) река — вода

2. Возрождение — победитель.

а) подъем — гора

б) подъем — предводитель

в) подъем — утешитель

г) подъем — герой

3. Пчела — мед.

а) собака — шерсть

б) кабан — клыки

в) коза — молоко

г) лошадь — хвост

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор — 2 балла).

1. Больница — лечение.

Институт:

а) профессор;

б) преподавание;

в) обучение;

г) учреждение;

д) студент.

2. Муха — паутина.

Рыба.

а) паук;

б) треска;

в) сеть;

г) удочка;

д) плавание.

3. Смех — печальный.

Горе.

а) легкий;

б) клоун;

в) апатия;

г) радостный;

д) мрачный.

V блок

Словесные ассоциативные способности.

Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.

Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят Вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.

№        Стимульный  материал.        Наиболее типичные ответы (для оценки)

28.        Бурный, хрустальный, ласка        - Фонтан

29.        Терпение, самолет, идея        - Испытатель

30.        Пустая, мозг, садовая        - Голова

31.        Купить, душа, крутой        - Подарок

32.        Сердце, Вася, пойти        - Именины

33.        Случайный, дом, тайный        - Свидание

34.        Рыжий, морда, хитрый         - Лиса

35.        Надежда, соваться, сплошной - Огонь

36.        Сразу, истоки, счастье        - Находить

37.        Слабый, подход, монолит        - Звания

38.        Дуб, нутро, машина        - Бюрократ

39.        Море, много, особа        - Лень

40.        Светлый, идиот, крылья        - Мечта

41.        Карман, песок, юноша - Часы

42.        Собака, сила, колесо        - Жизнь

43.        Змей, красный, печать - Бумага

44.        Цветы, изумруд, крыша - Ваза

Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали — ответы на слова-стимулы. За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные — 1 балл.

Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).

1. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия?

2. Вы купались в реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.

3. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило одного балла, но Вы узнали, что два абитуриента зачислены в институт, не добрав по два балла. Ваши действия?

4. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?

Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа  – 0

тривиальный ответ   – 1

оригинальный ответ  – 2

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (на обратной стороне карточки).

1. Велосипедная спица.

2. Зубная щетка.

3. Полиэтиленовая бутылка.

VI. Блок (контрольный)

да — 2 балла,

трудно сказать — 1,

нет — 0.

Мне приятно ощущать чувство новизны.

Мне удается представить то, чего не бывает в действительности.

Хорошо ориентируюсь в трудных ситуациях.

Часто ощущаю прилив творческих сил.

Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.

Оригинальные идеи часто посещают меня.

Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.

Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.

Я научился распознавать причины своих неудач.

Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих   познавательных потребностей.

Я верю в свои способности и возможности.

Результат диагностики определяется следующим образом:

а) более 2/3 выполненных заданий с баллом — 2 (высокий уровень творчества);

б) не менее 0,5 выполненных заданий с баллом — 2 (средний уровень творчества);

в) менее 0,5 — низкий.

Полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с учащимися начальной школы. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального и творческого развития  личности. Наше время – это время перемен. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию типовых способов решения заданий; однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети постепенно могут потерять способность к творчеству. Учителям, ведущим ТРИЗ, необходимо быть доброжелательными и терпимыми к ответам ребенка, уметь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными. Предмет ТРИЗ не оценивается, но учащихся можно стимулировать «талантами», т.е. визитными карточками. Кто больше наберет «талантов», в конце учебного года имеет право – сам выбирать себе приз. Дети от предмета ТРИЗ в восторге и с большим нетерпением ждут урока. Кроме работы в классе ребятам дается домашнее задание. Для успешного выполнения дети «подключают» своих родителей. Родители учащихся так же считают, что предмет важен, так как специальные упражнения, предлагаемые на этом уроке, помогают ребенку тренировать память. Логику мышления; умение выразить свою мысль; пополнить словарный запас; разрешить проблемные ситуации, с которыми в жизни сталкиваются люди (в этих ситуациях очень важно выдвигать как можно больше решений, а затем, оценивать их, выбирать одно – лучшее; умение сочинять сказки и рассказы). Дети, прошедшие курс, лучше защищены в  жизни; у них сформировано умение постоять за себя, чем у тех, кто незнаком с данным предметом. На уроке организуется совместная деятельность, партнерские отношения между мною и обучаемыми, обеспечивается диалогическое общение. Использование  ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.

Применение  технологии  здоровьесбережения  способствует  поддержанию внимания  и  предупреждению утомляемости  учащихся  на  уроке.  Новейшие информационные и педагогические технологии помогли реализоваться мне как учителю. Благодаря инновационным технологиям мне стало интереснее учить, а ученикам - учиться. Я полностью погрузилась в мир новых информационных технологий, основанных на применении компьютерной и цифровой техники. Мне радостно понимать, что я состоялась и как учитель, и как классный руководитель. Я верю в то, что всё сделанное мной не пропадёт даром, и, если не сейчас, то потом, в будущей жизни, всё, то доброе, что я смогла дать детям, найдёт отклик в их сердцах. Каждый день видеть счастливые глаза ребят, слышать радостный смех и простое искреннее «спасибо» - самая лучшая благодарность за мою работу. Ведь у каждого человека, взрослого или ребёнка, есть своя мечта, и все они в той или иной степени сводятся к одному: быть успешными.

                            "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж  знаний, а умение владеть этим багажом, "- утверждает ученый - дидакт А.Л. Несмеянов. Традиционная модель образования строится на трансляции, готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

           

           

            Результаты участия обучающихся (воспитанников) в выставках, конкурсах,

            конференциях, олимпиадах, соревнованиях и т. д.        

   Год

Название мероприятия с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Количество

(фамилия, имя)

обучающихся,

принявших участие

Результат участия

(количество лауреатов, победителей и др.)

2009

Конкурс «Пластилиновый город-2009»

Денисова Полина

Диплом III степени

2010

Окружной конкурс фото-и видеотворчества «Нет прекраснее профессии…»

Коллектив 4-в класса МОУ гимназии №1 (27 человек)

Диплом за участие

2010

Окружной конкурс поэзии «Учителю я оду посвящаю…»

Беляева Алина

Диплом за I место

2010

Региональный этап Всероссийского конкурса творческих работ учащихся «Мне в школе - хорошо!»

Резванова Динара

Сертификат участника

2010

Городской конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо»

Коломина Алина

Диплом за  I место

 2010

Всероссийский  заочный конкурс «Интеллект – Экспресс»,1тур

1.Сотников Илья

2.Кулишова Владислава

3.Беляева Алина

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом,  III место

2010

Областная акция «Синий платочек», посвященной 65-летию Победы

Гребенщикова Алина

Сертификат участника

2010

Всероссийский  заочный конкурс «Интеллект – Экспресс»,2 тур

Турапина Алися

Диплом, I место

2010

Областной конкурс творческих работ  учащихся «Скажи терроризму нет!» (авторское стихотворение)

Гребенщикова Алина

Диплом, I место

2010

Областной конкурс творческих работ  учащихся «Скажи терроризму нет!» (плакат)

Гребенщикова Алина

Диплом, ЛАУРЕАТ

I степени

2010

VIII Городской конкурс чтецов «Родная речь»

1.Беляева Алина

2.Журавлев Игорь

Диплом за  I место

Благодарственное письмо

Грамота

Благодарственное письмо

  2011

Всероссийский  открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс»

1.Лайкин Семен

2.Воробьев Алексей

3.Лунин Артем

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, II место

2011

Финальный этап  VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету: литературное чтение

1.Наташина Настя

2.Белоусов Женя

3.Воробьев Алеша

4.Бударин Саша

5.Тюкаева София

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

2011

Финальный этап  VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету: окружающий мир

1.Бударин Саша

2.Тюкаева София

3.Колмыкова Алена

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

2011

Финальный этап  VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету: русский язык

1.Бударин Саша

2.Тюкаева София

3.Лайкин Семен

4.Безымяннов Игорь

5.Кирсанова Саша

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

2011

Финальный этап  VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету: математика

1.Бударин Саша

2.Тюкаева София

3.Безымяннов Игорь

4.Кирсанова Саша

5.Самохвалова Меланья

6.Руженцев Артем

7.Понякшина Настя

8.Григорак Дарина

9.Ганин Илья

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, I место

2012

Областной конкурс –фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2012»

Команда ГБОУ гимназия №1

(14 человек)

Диплом за участие

2012

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс»

1.Воробьев Алеша

2.Татевосян Вилен

Диплом,  III место

Диплом,  III место

2013,март

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс» (русский язык)

1.Колмыкова Валерия

2.Ганин Илья

3.Кривоножкина

Таня

4.Наташина Настя

5.Бударин Саша

6.Тюкаева София

7.Безымяннов Игорь

8.Белоусов Женя

9.Понякшина Настя

10.Кирсанова Саша

11.Горожанина Катя

Диплом, I место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

2013,март

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс» (окружающий мир)

1.Руженцев Артем

2. Бударин Саша

3. Ганин Илья

4. Тюкаева София

5. Мурзаев Богдан

6. Колмыкова Алена

Диплом, I место

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

2013,май

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс» (русский язык)

1.Наташина Настя

2.Тюкаева София

3. Колмыкова Валерия

4.Понякшина Настя

5.Кирсанова Саша

Диплом, I место

Диплом, I место

Диплом, II место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

2013,май

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – Экспресс» (математика)

1.Колмыкова Валерия

2. Ганин Илья

3. Бударин Саша

4.Тюкаева София

Диплом, II место

Диплом, II место

Диплом,  III место

Диплом,  III место

2013

III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец»(русский язык)

Колмыкова Валерия

Диплом II степени

2013

III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец»(русская литература)

1.Колмыкова Валерия

2. Тюкаева София

Диплом III степени

Диплом III степени

2013

III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец»(история России)

1.Тюкаева София

2.Бударин Саша

Диплом Iстепени

Диплом Iстепени

2013

III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец»(биология)

1.Тюкаева София

2.Бударин Саша

3. Ганин Илья

4. Татевосян Вилен

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом III степени

2013

III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец»(математика)

1.Татевосян Вилен

2. Бударин Саша

3. Кирсанова Саша

4. Руженцев Артем

5. Колмыкова Валерия

6.Кривоножкина

Таня

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом II степени

Диплом III степени

Диплом III степени

2012-2013

Третий территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка» (окружающий мир)

1.Ганин Илья

2. Мурзаев Богдан

Диплом  за I место

Диплом  за III место

2012-2013

Третий территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка» (литературное чтение)

Колмыкова Валерия

Диплом  за III место

2012-2013

Третий территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка» (окружающий мир)

Бударин Саша

Диплом  за II место

2012-2013

Финальный этап  IХ Международной Олимпиады по основам наук по предмету: литературное чтение

Копылов Сергей

Диплом Iстепени

2012-2013

Финальный этап  IХ Международной Олимпиады по основам наук по предмету: русский язык

Копылов Сергей

Диплом Iстепени

2013

Открытый интернет-конкурс для школьников «Устный счет»

Кирсанова Саша

Диплом Iстепени

2013-2014

Четвертый территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка»

(информатика)

Бударин Саша

Диплом  за II место

2013-2014

Четвертый территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка»

(русский язык)

1.Тюкаева София

2. Наташина Настя

Диплом  за II место

Диплом  за II место

2013-2014

Четвертый территориальный компьютерный интеллектуальный марафон «Инфотешка»

(литературное чтение)

1.Бударин Саша

2. Колмыкова Валерия

Диплом  за II место

Диплом  за III место

2013-2014

Территориальная предметная олимпиада школьников 4-6 классов по русскому языку

1.Тюкаева София

2.Дахин Матвей

Призер

Призер

2014

ХII конкурс чтецов «Родная речь»-2014 им. В. А. Гальченко к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Тюкаева София

Благодарственное письмо

                                   

                                   

                                 

                                  Визитная карточка

Список литературы

1.Психология. Учебное пособие для уч-ся педагогических училищ, под редакцией профессора В.А. Крутецкого, издательство 2-е, переработанное, дополнено, М.,Просвещение,1974г.

2.Развитие речи младших школьников, учебное пособие, Министерство образования России, И-П центр, Самара,1993г.

3.Педагогическая диагностика школьника. В. М. Минияров, Министерство образования России, С.,1994г.

4.Развитие познавательных способностей детей. С. И. Волкова, Н. Н.  Столярова, М.,Просвещение.1995г.

5.Думай. Решай. Пробуй. В.В. Волина, ИздательствоАСТ-Пресс,1995г.

6.Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких». М., 1993 г.

7.Родари Дж. «Грамматические фантазии». М., 1978 г.

8.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии»,1993 г.

9.А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления». Ярославль «Гринго», 1996 г.

10.И.В. Вачков, И.А. Лыкова. «Фантазируем с Фантузией». М., 1995 г.

11.«Истории про …». Самара, 1994 г.

12.М.Р. Львов. «Школа творческого мышления».  М., 1993 г.

13.Журналы «Трамвай» - М., 2011

14.Родари Дж. «Разноцветные истории».

15.«Литература и фантазия». А. Стрельцова, 1992 г.

16.«Все наоборот». А. Кружков, 1993 г.

17.Буровик К.А. «Родословные вещей». («Знание», 1991 г.)

18.«Фонд изобретательских задач». (Сборник задач - «копилка» учителя)

19.И.Л. Викентов, И. К. Кайков. «Лестница идей».

20.Педагогический центр «Эксперимент». И.Н. Муршаковская «Когда я стану волшебником». Рига, 1994 г.

21.Фирма «Уникон - Триз». «Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ». Пенза, 1993 г.

22.Альтов Г. И тут появился изобретатель, М. "Детская литература", 1989.

23.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей, Ярославль "Академия развития", 1997 г.

24.Нестеренко А.А. "Страна загадок". - Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.

25.Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М. "Прогресс", 1990.

26.Теория и практика решения изобретательских задач (под редакцией Альтшуллера Г.С.), Горький, 1976 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...