Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"
статья на тему

Кононова Надежда Петровна

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными людьми, а для этого они должны владеть устной и письменной речью, для того чтобы понимать друг друга, договариваться, сотрудничать. Кроме этого развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._kononova_n.p._statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кононова Н.П.,

МОУ «Городская гимназия № 1», г. Усть-Илимск

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения определена одна из важнейших задач образования - развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий).

В соответствии с ключевыми целями общего образования главные, приоритетные умения, необходимые и достаточные для успешного осуществления младшими школьниками определённой совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться» могут быть сгруппированы в следующие четыре блока.

  1. Личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
  3. Познавательные действия, которые включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, логические действия и операции, способы решения задач.
  4. Коммуникативные универсальные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества.

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными людьми, а для этого они должны владеть устной и письменной речью, для того чтобы понимать друг друга, договариваться, сотрудничать. Кроме этого развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.

Федеральный образовательный стандарт нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход.

Коллектив педагогов МОУ «Городская гимназия № 1» г. Усть-Илимска выделил следующие компетенции: учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социальную.

Цель: социально адаптированный ученик.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников будет эффективным, если создать в учебно-воспитательном процессе комплекс методико-педагогических условий: развивать ролевое общение, навык рефлексивной деятельности, способствующей саморазвитию личности учащегося; использовать на уроках различные формы учебного сотрудничества.


Компетенция

Формируемые качества

Коммуникативная

Овладение диалогической и монологической речью; умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Способность к осуществлению учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат.

В Образовательной системе «Школа 2100» применяется технология проблемно-диалогического обучения. Она кардинально меняет структуру урока, предлагая вместо стандартной формы подачи материала урок «открытия знаний». Эта технология универсальна: её можно использовать при изучении любых предметов и на любой образовательной ступени.

Суть проблемно-диалогического обучения заключается в том, что это «тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний». Творчество – деятельность, а ученик – субъект учебной деятельности. Он на таком уроке не слушатель, а исследователь, организатор своей работы. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое и заставляет его осознать противоречие и формулировать вопрос. Таков первый этап творчества – постановка проблемы. Второй этап – поиск решения, ученик «открывает» новое ещё ему неизвестное знание. Третий этап – выражение решения. Четвёртый этап – реализация продукта. Технология применяется на уроках изучения нового материала. Ученик проходит все этапы научного творчества (от постановки проблемы до реализации продукта), хотя при этом «открывает» знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества.

          Этап воспроизведения знаний не является строго обязательным. Тем не менее, весьма желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала. Проговаривание знаний может носить разный характер. Традиционные задания «выучи» и «перескажи» гарантируют репродуктивную деятельность учащихся. Творческое же воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями. Их суть в том, чтобы стимулировать учеников пройти два творческих звена: выражение решения и реализацию продукта. Выполняя продуктивное задание, каждый ученик должен самостоятельно выразить полученное на уроке знание и представить свой результат классу. Есть три типа продуктивных заданий: на формулирование, опорный сигнал и художественный образ.

На таких уроках младшие школьники учатся не только добывать новые знания, но и общаться с учителем и друг с другом.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в ходе ролевого общения осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

  • раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;
  •  ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
  •  включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;
  •  совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их учебной и творческой деятельности.

На всех учебных занятиях и на разных этапах урока ученики начальных классов включаются в различные формы сотрудничества.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе: единой цели, которую можно достичь только сообща; распределённых внутригрупповых ролей, функций; единого учебного материала; общих ресурсов; одного поощрения для всех.
  2. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи одноклассников.

3.  Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержке достигается, как правило, либо делением общего задания на фрагменты.

4.  Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Обучение сотрудничеству невозможно без владения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, к которым относится приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Групповые и парные виды работ на уроке в начальной школе направлены на совершенствование умений договариваться, распределять обязанности, оценивать свой вклад и общий результат деятельности, участвовать в дискуссии, регулировать конфликты, понимать точку зрения другого человека, оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников в процессе совместной работы, координировать разные точки зрения и достигать общего результата. Особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке совместного способа действий, умению вступать в толерантное общение.

Чтобы добиться высоких результатов, сохранить интерес к предмету, можно использовать диады, триады, четвёрки, пятёрки и т. д. Наиболее эффективные виды деятельности – «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников дало положительные результаты. Ученики усвоили формы учебного диалога, научились делать сообщения и доклады, участвуют в ролевых и деловых играх, выполняют учебные исследования и учебные проекты, выступают в качестве ведущих на школьных праздниках, участвуют в театрализованных представлениях.