«Контроль за усвоением знаний в условиях ФГОС»
статья на тему

Юдина Светлана Владимировна

Переход на новый Федеральный  государственный образовательный  стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования.

Какие же особенности нового стандарта определяют направления и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших  школьников? Прежде всего это указание на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших  основную образовательную программу  начального общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к  обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-_личностные позиции  обучающихся, их социальные компетенции, личностные качества.

-метапредметным, содержащим   универсальные учебные действия   (познавательные, регулятивные и   коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметными  понятиями;

- предметным, обращённым к   опыту специфической для данной   предметной области деятельности по   получению нового знания, его преобразованию и применению, а также к системе основополагающих элементов научного знания, которые лежат   в основе современной научной картины мира .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  на тему:

«Контроль за усвоением знаний в условиях ФГОС»

Автор статьи: Юдина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

Переход на новый Федеральный  государственный образовательный  стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования.

Какие же особенности нового стандарта определяют направления и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших  школьников? Прежде всего это указание на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших  основную образовательную программу  начального общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к  обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-_личностные позиции  обучающихся, их социальные компетенции, личностные качества.

-метапредметным, содержащим   универсальные учебные действия   (познавательные, регулятивные и   коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметными  понятиями;

- предметным, обращённым к   опыту специфической для данной   предметной области деятельности по   получению нового знания, его преобразованию и применению, а также к системе основополагающих элементов научного знания, которые лежат   в основе современной научной картины мира .

 При переходе на новый  стандарт оцениваются уже не только  знания, умения и навыки, но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно   быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами  действия.

Учебный материал в нашем  курсе «Школа 2100»  организован по содержательно -_целевым линиям развития, определяемым как цели изучения данного предмета. Поэтому мы должны отслеживать продвижение ученика по линиям развития  личности. Например, в курсе «Русский язык» такими линиями развития  являются:

• Овладение грамотой (навыками и  умениями чтения и письма), включая  умения, обозначаемые как «функциональная грамотность».

• Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

• Овладение навыками и умениями  различных видов устной и письменной речи.

• Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими «технологическими» компонентами письма.

• Овладение навыками и умениями   понимания и анализа текстов разных  видов.

• Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке.

• Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка.

• Формирование у учащихся языкового чутья.

В курсе «Окружающий мир» линиями развития являются:

• Знакомство с целостной элементарной картиной мира.

• Формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру. Первые классы начальной школы – безотметочное обучение с зачетом по каждой теме.

Ученик должен усвоить каждую  тему, выполнив определенный объем заданий в учебнике и самостоятельной  работе. По результатам этой работы он получает зачет по данной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения  зачета не следует жестко ограничивать (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это

учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей  работы школьники должны постоянно, и эту роль может играть  дневник, в котором отмечены результаты продвижения в усвоении новых знаний каждым учеником по линиям развития.

Большое  отношение к контролю за усвоением знаний  имеет дневник

школьника,  если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом «Школы 2100» специально для этой образовательной системы.

Первоклашки еще не умеют писать, поэтому учатся оценивать собственные достижения в дневнике при помощи условных обозначений. Странички «Что

я хочу рассказать о себе», «Мои учителя», «Мой  класс» заполняются вместе со взрослыми.

В 1_м классе,  учащиеся еще пока не высказывают в письменной форме впечатления об  уроке, о прошедшем дне, о целой школьной неделе. Им не под силу еще самостоятельно планировать свои дела на весь  учебный год или оценивать уровень своих  достижений в конце года.

Зато дневник помогает детям осваиваться в школе. Уже на первом классном часе  мы определили для себя правила школьной   жизни с помощью ярких рисунков в рубриках «Безопасность в школе», «Мой учебный день», «Правила поведения в классе»,«Культура поведения».

В начале каждого урока мы ставим цель, проговариваем ее. Спрашиваю у детей, что  важно для них. С помощью условных обозначений дети начали оценивать свои  успехи и свое отношение к уроку, работаем

в дневнике цветными карандашами.

Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна   помощь!

Желтый цвет – сегодня на уроке не все   задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен!

Зеленый цвет – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса,  с заданиями справлялся успешно. Я очень   доволен собой!

Для развития самоконтроля и самооценки я часто задаю вопросы: Что ты   узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо   поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленной в начале     урока цели? Первоклашки охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня,  честно говорят о своих ошибках, быстро     находят пути их устранения – иногда     сами, иногда с моей помощью.   Впереди у нас большая работа по организации учебной деятельности, а помощником в этом сложном процессе будет   «Дневник школьника».Надо приучить детей к мысли, что дневник – их постоянный спутник. Благодаря ведению дневника младший  школьник может научиться планировать    свои дела на неделю, месяц.

Родителям моих учеников всегда интересно то, что ребенок должен узнать в течение года. Сейчас это доступно, так как на специальной страничке есть перечень  требований по русскому языку, математике, окружающему миру. А на странице  «Мои достижения» можно увидеть успехи    ребенка.

Авторы дневника дают конкретные рекомендации родителям. Вместе с ребенком родителям предлагается обсудить, посоветоваться, определить, запланировать,  скорректировать...

По словам родителей, систематическое  ведение дневника повлияло на детей: они стали анализировать   свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне    школы. Это проявляется при выполнении

домашних заданий, поручений по дому, на занятиях в секциях, кружках.

2. Текущий контроль (по крайней  мере в начальной школе) осуществляется с помощью оценки. Он поощряет  ученика в его подготовке к тематическому и итоговому контролю. Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок – минимум отметок.

В задачу учителя при оценивании  входит поощрение действий ученика. Особенно важно соблюдать это правило в ходе использования проблемно-диалогического метода на этапе   решения проблемы, когда ученики  высказывают свои гипотезы,  предположения. В этой ситуации отметка  явно противоречит творчеству. Кроме того, в процессе оценивания   учитель показывает ученику, чего он   уже достиг, а что ему предстоит освоить («Молодец! Но…»). Это может быть   важной функцией на всех этапах, и  особенно – на этапах актуализации   знаний и применения новых знаний  (первичном закреплении).

В практике нашей  работы  важным  моментом является отслеживание   уровня знаний, умений и навыков учащихся. Это дает ему информацию о достижениях или пробелах в знаниях  каждого ребенка и класса в целом. В теории и практике обучения разработаны и применяются нами  различные

формы, методы и приемы этой деятельности учителя. Одной из таких форм может выступать работа детей  с пазлами.(Приложение).

Пазлы широко применяются при создании игрового материала для  дошкольников и младших школьников. Сущность их в том, что какая-_то картинка разрезается на детали.  Подбирая детали, ребенок составляет заданную картинку.  В процессе этой   деятельности развиваются внимание,

усидчивость, сосредоточенность, укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук. Как правило, дети с большим  увлечением работают с пазлами.  Техника производства пазлов проста: выбирается рамочка, в пределах  которой будет помещаться картинка, затем подбирается материал – отдельные картинки или одна на всю   рамку. Картинки выкладывают на картон, приклеивают и разрезают в  соответствии с замыслом. Иногда  оформляются лишние детали.

Использование пазлов на уроках  желательно начинать с коллективной  работы над ними. Детям нужно подобрать детали так, чтобы получилась  целая картинка. .

На уроке составление пазлов занимает от 3 до 8 минут в зависимости от цели   этапа урока и деятельности ребенка.  Пазлы – это не просто игра. Они дают возможность контроля и обучения в игровой форме.

Безусловно, на каждом уроке использовать такие виды работ невозможно, да и не нужно. Но полезность  этой работы очевидна: идет развитие  всех психических процессов, закрепляются знания по предмету, дети   видят труд учителя, собственный труд и учатся его уважать. Кроме того,ни одна детская работа не должна   пройти незамеченной: ее нужно оценить, найти ей применение на уроке   или во внеурочной работе – в частности, можно оформить стенд, где изготовленные детьми пазлы периодически меняются.

Для учащихся 1_го класса лучше  изготавливать детали в виде квадратов или прямоугольников, так как это  облегчает детям понимание сути работы. Например, на доске висит картинка, но она перевернута обратной   стороной. Чтобы открыть ее детали, дети должны ответить на вопросы

учителя, составленные в занимательной форме. Постепенно все детали  открываются и перед детьми появляется картинка, которая может использоваться далее на уроке, может  быть итогом урока или «мостиком».

Еще одна функция оценки при текущем контроле – обучение ученика   критериям оценивания собственной  работы. Это достигается за счет использования взаимопроверки и самопроверки. Причем очень важно обсудить образец правильного выполнения  работы, сравнивая с которым ученик  оценивает результаты своей работы.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который учитель использует  по своему усмотрению для управления   учебной деятельностью. «Слабый» ученик, который начал проявлять к учебе  интерес, нуждается в большем подкреплении, чем «сильный» ученик, и т.п.

Тематический и итоговый контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности).

Для этого по всем предметам комплекта учебников  «Школа 2100» созданы самостоятельные и контрольные (проверочные)  работы. Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до  тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно  устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется  выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество  работы ребенка над собой. Высокий  уровень трудности самостоятельных  работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ. Их целью   является контроль качества усвоения

учебного материала. Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут  не столько обучающую функцию (хотя  возможна пересдача), сколько контролирующую.

В новом ФГОС сказано: «Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов  освоения основной образовательной  программы начального общего образования, необходимых для продолжения

образования» . Для этого мы  проводим  комплексные письменные работы, которые позволяют выявить и оценить  как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность учащихся  в решении разнообразных задач  и   проблем. Такие работы подходят и для   итогового контроля (четвертного или  годового), и для олимпиад. Комплексные   работы дают возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего   процесса обучения.

Приведу пример комплексной работы для 1 класса. Максимальное  количество баллов за выполненную  работу – 36.(Приложение)

Хочу еще остановиться на проверке   техники чтения. По моему глубокому   убеждению, развитие техники чтения  надо рассматривать за большой период   времени, минимум год, максимум – все

время обучения в начальной школе (и  дальше). Поэтому я использую таблицы, которые помогают мне видеть динамику развития навыка чтения у каждого ученика – а значит, определить программу взаимодействия с ним по улучшению индивидуальных показателей  качества чтения (Приложения).

Используем экспериментальные задания, разработанные на основе разных методик. Мы  разработали  данные задания на основе содержания учебных   предметов. Приведу  примеры контроля знаний  по обучению грамоте на основе тестов.(Приложение).

 Анализ результатов  сформированности   учебно- познавательного  интереса у учащихся нашей школы показывает преобладание интереса по  содержанию учебного материала.

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна как  минимум позволять

– осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;

– использовать эту связь как форму  поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся;

– отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе;

– ориентировать ученика на успех;

– опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...

Контроль и самоконтроль учащихся в условиях ФГОС 2-го поколения

Выступление на педсовете по теме "Контроль и самоконтроль учащихся в условиях ФГОС 2-го поколения"....

Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и...

Осуществление контроля усвоенных знаний по английскому языку в начальной школе на основе учебника «Английский язык» авторов Быкова Н.И., Дули Д.

В настоящей методической разработке описана методика составления проверочных работ по английскому языку для учащихся начальной школы. Для каждого разработанного задания приведен пример с подробными ко...

«Игра, как условие успешного усвоения знаний учащимися начальной школы.»

Описание опыта работы. Использование игровых методик на уроках русского языка во 2 классе....

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....