Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.docx23.68 КБ
Файл programma_2.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  псхолого-педагогического сопровождения  ребенка с нарушением зрения.

  1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: _________________________Возраст: 8 лет

Диагноз: Сходящееся косоглазие OU,атрофия зрительного нерва

Школа: _____________________________Класс: 2

Ф.И.О. родителей: _____________________________

                                 

Ф.И.О. основного педагога ___________________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед  ___________________________

Учитель-дефектолог ___________________________

Педагог-психолог  ______________________________

Социальный педагог________________________________

Тьютор ________________________________

Инструктор ЛФК _______________________________

Заключение

и рекомендации

ОПМПК

Уровень развития познавательной сферы на нижней границе

возрастной нормы. Дефицит внимания, дисграфия, дислексия.

Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.

Рекомендовано обучение по общеобразовательной программе школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута

Основная цель

на текущий период

в направлении

развития

и социализации

ребенка

(учебный год)

Освоение образовательной программы за второй класс начальной ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне

Общие задачи

на период

реализации ИОП

(полугодие, четверть,

триместр и т.п.)

Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках

школьных правил.

Формирование пространственных представлений.

Развитие произвольного компонента деятельности

Режим пребывания

ребенка в ОУ

5 дней, 4–5 уроков в день, с 8:30 до 13.10.

Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:

1 час с педагогом-психологом, 4 часа учитель-дефектолог и логопед.

Итого учебных часов в неделю – 23 ч, что соответствует нормам

САНПИН

II. Создание «безбарьерной» среды

Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.

Направления

деятельности

по созданию

безбарьерной среды

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для

решения и

ответственный

Сроки

выполнения

Построение

комфортной среды:

изменения в

помещениях (классная

комната; рекреация и

т.д.)

Создание сенсорно обогащенной среды

Педагог - психолог

Материалы для

нормализации тонуса

При наблюдаемой утомляемости к концу урока

возможно посещение сенсомоторной комнаты;

конторки Базарного

2 учителя-логопеда

1 педагог-психолог

Визуальная

поддержка

Расписание, режим дня, алгоритмы деятельности

в картинках, речевые памятки крупными

буквами (белый фон, черный шрифт)

Все специалисты и родители

Обеспечение

специализированным

учебным оборудованием

Обеспечение

помещений школы

специализированным

оборудованием и

приспособлениями

Приспособления для ориентации слабовидящего

ребенка – метки-маркеры

Педагог- психолог

Учебные пособия,

дидактические

материалы

Тетради в крупную клетку и линейку

Памятки с тезисами к каждому уроку

(сигнальные существенные признаки);

интерактивная доска (по мере необходимости на

уроках, не дольше 15 минут)

УМК основные: Русский язык, ФГОС,

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; Литературное

чтение, Климанова Л.Ф. и др.; Математика,

ФГОС, М.И. Моро « Математика»; Окружающий

мир, ФГОС, А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»;

Я все умею делать сам, Т. Геронимус АСТ-Пресс

школа; Музыка, ФГОС, Е.Д. Критская «Музыка»

учебник – тетрадь; Биболетова М.З. «Английский

с удовольствием».

УМК дополнительные: Е.В. Мазанова

«Коррекция акустической дисграфии»,

«Коррекция оптической дисграфии»,

«Коррекция нарушений письменной речи /

Под ред. Н.Н. Яковлевой

Мама ребенка, воспитатели

Учитель

Учитель-логопед

III.Образовательный маршрут

Данный ребёнок обучается в соответствии  с учебным планом ОУ Пятидневная рабочая неделя, занятия по 35 минут с динамическими паузами. Особенностью учебного плана  является то, что каждый день ребенок посещает коррекционные занятия такие как: ЛФК, развитие мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность, развитие сенсорных и познавательных процессов, коррекция и развитие речи, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во II половине дня.

IV. Организация сопровождения

        Специалисты службы сопровождения: Дефектолог, психолог, логопед, учитель(классный руководитель), музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, социальный педагог, медицинский работник.

Направления работы службы сопровождения: 

- диагностическая работа проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и воспитания, коррекцию недостатков в психическом развитии ребенка в образовательного учреждения; способствует формированию универсальных знаний, умений и навыков.

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; включает в себя консультирование специалистами.

 - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам. Осуществляется специалистами, руководителями ОУ.

План работы

 Этапы

корррекционно-развивающей

работы

Тематическое содержание этапов коррекционно-развивающей работы

Связь с ООП в соответствие с ФГОС

Специа-

листы

Диагностическая работа

Проведение комплексного обследования ребёнка и подготовка рекомендаций по оказанию ему помощи в условиях ОУ

Дефектолог, психолог, учитель, логопед, соц. педагог

Коррекционно-развивающая работа

Отбор оптимальных для развития коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка.

Учет психолого-педагогической характеристики на ребенка

Дефектолог,  психолог, учитель, логопед, соц педагог

Организация и проведение специалистами индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития

Системное воздействие на деятельность ребёнка,  направленное на формирование универсальных ЗУН и коррекцию нарушений в развитии.

Учет тем, изучаемых по программам

Итоговая диагностика результативности

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Узкие специалисты с привлече-нием учителя и родителей

Функциональные обязанности специалистов

Обязанности учителя-дефектолога: Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира ,формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).  Как координатор коррекционно-развивающей работы осуществляет взаимодействие с другими специалистами.

С психологом выстраивает:составление совместных программ методик коррекционной работы; совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности, совместная разработка рекомендаций для учителя и родителей, участие в ШПМПк ОУ.

С учителем,муз.руководителем и физ.работником осуществляет: посещение занятий и  консультаций; изучение содержания программы по темам (с целью учёта уровня  требований)

Взаимодействие с родителями: участие в родительских собраниях, организация консультаций групповых и индивидуальных, проведение анкетирования.

Взаимодействие с медицинским работником: изучение медицинских карт, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода.

Обязанности психолога: диагностика, коррекция и психопрофилактика личностной (эмоционально-волевой, поведенческой) сферы ребенка, консультирование родителей, воспитателей, родителей.

Обязанности логопеда: диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.  Решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

Обязанности социального педагога: занятость в доп. образовании (секции, кружки), контроль  социальной обстановки в семье.

Обязанности учителя:  обучение навыкам выполнения заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации, обеспечение выполнения всех рекомендаций учителя-дефектолога, психолога, логопеда. Формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Обязанности тьютора:  сопровождение ребенка в течении дня, помощь в образовательной и социальной среде



Предварительный просмотр:

V. Психолого-педагогическое сопровождение

Основное

направление

деятельности

Конкретные задачи

на период

Режим и формы

работы

Необходимый

специалист

Показатели

достижений

Формы оценки результатов

работы (динамика развития

ребенка, самоанализ

деятельности специалиста)

Развитие зритель-

ной ориентировки

в пространстве

Различение

лево-право,

верх-низ, над-под-за-перед-на

1 раз в неделю

индивидуально

после уроков —

развивающие игры,

работа с картинка-

ми и телом

Педагог-

психолог

Правильная ориентировка

на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Включенное наблюдение в ходе

занятий

Беседа с другими специалистами

Проверочные задания в виде игры

(расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)

Развитие познавательных процессов

Развитие концентрации

внимания, памяти

2 раза в неделю

Учитель-

дефектолог

Умение удерживать

внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10

Наблюдение за ходом занятия;

срезовая диагностика («10 отли-

чий», «Лабиринт»)

Коррекция нарушений чтения и

письма

Различение оптически

сходных букв а-о, понимание смысла прочитан-

ного

2 раза в неделю

Учитель-логопед

Отсутствие ошибок на

написание букв а-о;

понимает содержание

прочитанного текста из 3–4 предложений

Проверочные задания: диктант,

анализ письменных работ с

уроков и занятий.

Беседа с учителем, другими

специалистами

Освоение правил

поведения в школе

Разработка памяток по поведению в школе,

развитие умения у

ребенка пользоваться

памятками

Сопровождение на

уроках

Социальный педагог

Тьютор

Придерживается правил

поведения в школе,

действует в соответствии с

требованиями учителя

наравне с одноклассника-

ми

Наблюдение на уроках.

Беседа с учителем и другими

специалистами

VI. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы

Предмет

Требования

стандарта

Конкретные задачи

Формы

организации УД

Показатели

достижений

Формы оценки индивидуаль-

ных достижений, результа-

тов учебной деятельности

Русский язык

(в соответствии

с календарно-

тематическим

планированием)

Разделы программы на период:

1) Имя существитель-

ное. Собственное и

нарицательное

2)Глагол. Единственное

и множественное число

1) Научить различать

собственное и нари-

цательное имя

существительное,

оформлять в письмен-

ной речи

2) Научить выделять

глагол в тексте,

употреблять глагол в

единств. и множ.

числе

1–2) Фронтальная,

индивидуальная

(карточки на уроке,

дополнительные

индивидуальные

занятия с логопедом)

1) Написание имени соб-

ственного с большой буквы,

а нарицательного – с ма-

ленькой. Знает правила

определения существитель-

ного, его формы

2) Безошибочное нахожде-

ние глагола по вопросам

(что делал? что сделал?),

верное обозначение двумя

линиями на письме. Правильно использует окончание глаголов в зависимости от числа на письме и в речи

1) Устный опрос на знание

правил употребления,

определения частей речи,

способов выделения в текст

2) Диктант

3) Работа с карточками, где

вставляются пропущенные

буквы

4) Логопедическая оценка

динамики развития пись-

менной и устной речи

VII. Формирование социальной компетентности

Направления деятельности

(примерные)

Конкретные задачи

на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели

достижений

Формы оценки

достижений

Формирование адекватного

поведения в учебной ситуации (на уроке, и во внеурочное время)

Самостоятельно

готовится к уроку,

выполняет задания

учителя на уроке,

записывает домашние задания

Все специалисты

Отработка навыка

ориентирования по

карточкам с алгоритмом деятельности на уроке,

анализ ребенком

собственной деятельности на уроке

Готовность к уроку,

выполненные письменные задания на уроке,

все домашние задания записаны в дневник.

Наблюдение в процессе урока и на

перемене,

анализ общего для

специалистов дневника наблюдений

Формирование умения

контролировать свою деятельность на уроке

Сверять свое

поведение в учеб-

ном процессе с

памятками,

уметь изменить

свое поведение,

если оно не соответствует ситуации,

уметь обратиться за

помощью в ситуации затруднения

Все специалисты

Индивидуальные

занятия со специалистами (психолог,

логопед, дефектолог)

и занятия в классе

(учитель, тьютор, социальный педагог)

Освоение работы с

памятками,

соответствие поведения учебной ситуации,

обращение за помощью к учителю,

тьютору, воспитателю)

Наблюдение в процессе урока,

анализ общего для специалистов дневника наблюдений,

изучение продуктов

учебной деятельности, беседа с родителями

VIII. Организация взаимодействия с семьей

Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.

Задачи:

вовлечь родителей в образовательную деятельность ребенка;

содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка;

содействовать освоению родителями навыков анализа детских поступков, понимания их мотивации;

определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

выявить характер и  принципы взаимодействия между родителями и ребенком;

формировать позитивное отношение  родителей и детей к образовательному учреждению, к коллективу сверстников.

Ожидаемые результаты: привлечение родителей к делам и проблемам ОУ; оказание семье разнообразной специальной помощи; повышение педагогической культуры родителей; профилактика негативного семейного воспитания.        

Основные направления организации работы с семьей:

организация диагностической работы по изучению семьи;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

привлечение семьи в совместную общественно значимую деятельность и досуга родителей и ребенка(по возможностям родителей);

активное включение в работу с семьей психолога, социального педагога, учителей и воспитателей;

оказание помощи родителям и воспитателям в развитии у ребенка социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

расширить сферу дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительские собрания; консультации по телефону, общение через официальный сайт школы; открытые занятия, развлечения; индивидуальные беседы.

IX. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения:

Результативность использования данной программы.
Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течение курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение социально-бытового ориентирования, сформированность представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Расширение круга интересов и сферы деятельности ребенка, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.

Примерный прогноз развития ребенка. Индивидуальная  программа сопровождения предполагает  улучшение психического и физического развития ребёнка,  развитие навыков общения.  Наметилась положительная динамика развития, поэтому необходимо сохранить познавательную и мотивационную направленность ребёнка на последующие ступени развития. Создавать условия для формирования здорового образа жизни ребёнка, оздоровление, профилактика соматических заболеваний и т.д. Посещать  группы лечебной физкультуры. Медикаментозное  лечение. Повышать эффективность процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствовать повышению самооценки, самореализации личности.Проанализировать семейную ситуацию, изменить меры наказания и поощрения ребёнка. Необходимо сохранять позитивную направленность ребёнка на последующие ступени развития.         

Рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.

Требования к организации занятий: ребенок быстро утомляется, поэтому требуется смена видов деятельности, обязательное проведение физкультминуток. Большее внимание уделять обучающей помощи. Тесное сотрудничество с родителями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...