Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uo_in_variant_1.docx | 51.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Д.М. Перова"
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(легкой умственной отсталостью)
Педагог-психолог Бережная Оксана Васильевна
Г.Саянск
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Основной образовательной программой НОО, утвержденная приказом № 199 от 20 мая 2011г.;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №1087. Приказ об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;
- Проект «Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.
Задачи программы:
• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
• формирование образа «Я», навыков самопознания;
• развитие эмоционально – волевой сферы;
• освоение навыков работы в коллективе;
• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:
- низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
- затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;
- сравнительно элементарная мотивация отношений;
- недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
- нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.
Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:
- недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;
- неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.
Общая характеристика рабочей программы.
У детей с умственной отсталостью легкой степени поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.
В связи с этим была составлена развивающая психолого – педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
- Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.
- Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
- Деятельностный принцип
- Принцип комплексности методов психологического воздействия
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).
Методы и техники, используемые в программе:
Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Арт - методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт – методы используются при групповой форме работы и индивидуальной, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
Принципы применения арт-методов:
- Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
- Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности
- Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
- Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.
- Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
- Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
- Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана для детей с умственной отсталостью.
Участники программы: дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности).
Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 40 часа.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.
Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося нет интереса к новому виду деятельности; трудность привлечения ребенка к занятиям; у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.
На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:
- Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.
- Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.
- Характерологические и психофизические особенности ребенка.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересовобучающегосяопределяет отношение педагогов кпомощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывностиобеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативностипредполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психологического сопровождения начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Она позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Этапы психолого-педагогической диагностики:
1.Изучение документов (амбулаторной карты, заключения ПМПК, ИПР)
2.Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания ребёнка.
3.Установление контакта с ребёнком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной, игровой деятельности)
4.Исследование уровня сформированности психических процессов:уровня сенсорного восприятия, сформированности сенсорных эталонов, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития импрессивной и экспрессивной речи.
Также, при определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Можно оценивать результаты не в условных баллах, а реально присутствующий опыт деятельности.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№ п/п | Диагностируемые параметры | Рекомендуемые методики диагностические методы |
Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье) | Социометрия Проективная беседа «Мой круг общения» Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф.А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». | |
Ведущая деятельность (сформированность компонентов структурыучебнойдеятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов) | Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации | |
Особенности познавательной деятельности | Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Кубики Коса Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). | |
Изучение свойств внимания(уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте | |
Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр.Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы | |
Эмоционально-волевая сфера | Цветовой тест Люшера ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. |
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.
Работа психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
Важно «показать ребенку с нарушениями в развитии, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми».
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка. Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) познавательной деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в коррекционно-воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности программы.
3.Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительскаяработа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания адаптированной основной образовательной программы педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Планируемые результаты освоения обучающимися
с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в различных средах:
∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвоватьв подготовке и проведении праздников дома и в школе.овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
∙способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижений обучающимися
с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью);
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью);
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью), самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур.Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося. Применяют экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагога-психолога.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. |
4-5 | Развитие общей и мелкой моторики. | 2 | Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. |
6-7 | Развитие произвольного внимания и поведения. | 2 | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. |
8-9 | Развитие мнемических способностей. | 2 | Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. |
10-11 | Развитие умственных способностей. | 2 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
12 | Коррекция двигательной активности. | 1 | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. |
13-14 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 2 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. |
15-16 | Развитие предметно- практической деятельности. | 2 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
17-18 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. |
19-20 | Развитие внимания и мышления. | 2 | Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. |
21-22 | Развитие памяти и мышления. | 2 | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления. |
23-24 | Развитие мышления и речи. | 2 | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. |
25-26 | Коррекция и развитие пространственных ориентаций. | 2 | Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. |
27-28 | Произвольная регуляция поведения. | 2 | Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. |
29-30 | Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. | 2 | Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. |
31-33 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Календарно-тематическое планирование
2-4 класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. |
4-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | 2 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. | 2 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. |
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | 2 | Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». |
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | 2 | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. |
12-13 | Развитие памяти, мышления. | 2 | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». |
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | 2 | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». |
16-17 | Развитие элементов логического мышления. | 2 | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» |
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. |
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. |
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | 2 | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. |
25-26 | Развитие мнемических способностей. | 2 | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. |
27-28 | Развитие умственных способностей. | 2 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. |
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Список литературы
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987.
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985.
- Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М.: Издательский центр "Академия",2002.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
- Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001..
- Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе:Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...
Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....
Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класс
Адаптированные основные общеобразоательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс...
- Мне нравится (1)