Развитие УУД на уроке
статья на тему

Золотова Юлия Витальевна

С 1 сентября 2011 года первые классы всех школ России начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту, в рамках которого все учителя  должны планировать на уроках достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Именно последние позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. В связи с этим у педагогов возникает много вопросов о технологиях и формах работы, для достижения результатов: Как планировать работу и какой «инструмент» в этом поможет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие УУД на уроке.

С 1 сентября 2011 года первые классы всех школ России начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту, в рамках которого все учителя  должны планировать на уроках достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Именно последние позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. В связи с этим у педагогов возникает много вопросов о технологиях и формах работы, для достижения результатов: Как планировать работу и какой «инструмент» в этом поможет?

1. Планирование работы.

Можно перед началом учебного года заготовить на каждого ребенка листы «Чему я научился на уроках по всем предметам», в которых в доступной для учеников форме приведены важнейшие умения (предметные и метапредметные). Эти листы предложить детям вклеить (или вложить) в свой дневник. И последовательно,  в течении всего учебного года, планировать работу по развитию этих умений.

2. Участники планирования.

Но не только учитель выбирает конкретное умение, которому будет уделено внимание в ближайшую неделю, но и ученики должны стать участниками процесса выбора. В начале каждой недели можно провести подводящий диалог:

- Посмотрите на листочек. Чему вы должны научиться к концу этого года?

(У детей на листочках уже могут быть помечены символом (знаки, кружочки) те умения, которые уже осваивались (у каждого символ свой — в зависимости от того как ребенок освоил умение) — если это не первая неделя)

Дети анализируют список и предлагают свои варианты.

- Что вам кажется наиболее сложным?

Дети опять проводят анализ.

- Обратите внимание на такое умение … (указывается умение, выбранное заранее учителем). - Многие из вас с этим справляются?

Дети приходят к выводу что это сложное умение.

- Какие могут быть здесь сложности?

- А ведь это важное умение, потому что … (приводятся аргументы, где это необходимо в жизни).

И предлагается в течение недели на это умение обращать особое внимание. Выбранное умение лучше записать в дневник на текущую неделю в выделенном для этого месте (можно прочертить линию вверху или внизу дневника) под заголовком «На этой недели мы будем стараться …».

Обязательно в конце недели провести рефлексию:

- Какое умение мы развивали на этой недели? Оцените лично как вам это удалось. (Дети в списке умений отмечают символом как они достигли поставленной цели).

3. Частота проведения уроков.

Конечно невозможно проводить работу направленную на достижение метапредметных результатов на каждом уроке в течение недели. Однако, метапредметные результаты только тогда будут достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения на уроках по разным предметам. Поэтому работу следует проводить каждый день на двух уроках по разным предметам, планируя на это 1-2 задания.

4. Особенность уроков.

Эти уроки от обычных ничем не отличаются, только учитель сам или с помощью учеников выбирает задания на формирование конкретных метапредметных и личностных результатов. Обычно это творческие задания или вопросы. Ответов в учебнике — не должно быть, есть только подсказки. Ученик, выполняя такое задание, уже не следует привычному для него алгоритму, а ищет новые способы действий. Причем такие, которыми можно пользоваться на любом предмете или в любой ситуации (поэтому УУД).

Именно в этом случае происходит развитие личности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Интегрированный урок по математике и развитию речи. Тема урока: Все действия в пределах 100. Насекомые: муравей, божья коровка, стрекоза.

Цель: развитие умений счета в пределах 100; расширение знаний о насекомых.Задачи:-развивать умение решать задачи в 2 действия, устные приемы вычислений, сформировать у детей общее представление о насе...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лир...

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...