Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок чтения и развития речи по теме «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок не только знакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, но и расширяет и углубляет, привлекает внимание к анализу лирического произведения, призывает к чуткому отношению к природе. На уроке используются разнообразные методические приемы: словарная работа, анализ лирического произведения, диалог, знакомство с композитором М. И. Глинка, презентация, прослушивание романса С.В.Рахманинова и др. Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами смарт- презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chteniyu_i_razvitiya_rechi_s_urokom_muzyki.docx | 31.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ольга Сергеевна Гусева
Учитель начальных классов,
МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида , г. Арзамаса, Нижегородской области
Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки.
Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
Урок чтения и развития речи по теме «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок не только знакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, но и расширяет и углубляет, привлекает внимание к анализу лирического произведения, призывает к чуткому отношению к природе. На уроке используются разнообразные методические приемы: словарная работа, анализ лирического произведения, диалог, знакомство с композитором М. И. Глинка, презентация, прослушивание романса С.В.Рахманинова и др. Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами смарт- презентации
Цель урока:
Учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому, учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей поэтический вкус и образное мышление.
2. Учить детей чувствовать красоту родного слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка.
2. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам.
Оформление урока:
1.Выставка рисунков обучающихся по теме «Весна идет!»
2.Портрет Ф.И.Тютчева.
3.Презентация «Весна».
4. Аудиозаписи в исполнении В. Бохон «Весенние воды», М.И.Глинка «Веснянка», С.В.Рахманинов романс «Весенние воды»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель чтения:
- У нас сегодня на уроке гости, поздороваемся с ними. Урок у нас необычный проведем мы его с учителем музыки. Сегодня у всех хорошее настроение, это настроение будет сопровождать нас в течениие всего урока.
–Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной)
а) Презентация «Весна».
- Назовите весенние месяцы?
- Что вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе?
б) Работа со скороговоркой:
- Прослушать со слов учителя;
- Повторить самостоятельно несколько раз;
- Произнести вслух.
«Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне».
II. Проверка домашнего задания:
- Что было задано?
- Давайте прочитаем пословицы о весне.
III. Введение в тему.
Учитель чтения:
-Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна?
Учитель музыки:
-Давайте сейчас послушаем музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинка «Веснянка» и вы расскажите, какие чувства вас наполняли при прослушивании этой мелодии.
-Ребята, вы прослушали это произведение. Какие чувства, эмоции вы испытывали при прослушивании «Веснянки»?
-Какие звуки вы слышали?
-В какое время года слышны эти звуки?
-Композитор М.И.Глинка очень любил русскую природу и отразил в этой прекрасной мелодии различные оттенки весеннего настроения: и грустного и радостного.
-А почему грустного? Почему радостного?
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель чтения:
-Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир природы, в мир красок и звуков весны. Познакомимся со стихотворением русского поэта Ф.И.Тютчева «Весенние воды», постараемся услышать и понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, шепчут лепестки березки.
V. Повторение биографии поэта.
Учитель чтения:
-Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта.
-Родился в семье помещика и получил домашнее образование. С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. 22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе.
VI. Первичное знакомство с произведением.
Учитель чтения:
-Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
-Прослушивание аудиозаписи «Весенние воды» в исполнении В. Бохон.
-Подумайте, какую картину можно нарисовать?
-Какое настроение передает автор этим стихотворением?
-Как прочитано стихотворение?
VII. Физкультминутка.
VIII. Словарная работа.
Учитель чтения:
-Давайте познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять стихотворение:
«брег»–берега
«гласят»–говорят, объявляют, возвещают.
«гонцы» – тот, кто является вестником, приносит весть.
-А сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно.
Проверка восприятия текста. (жужжащее чтение всего класса).
IX. Анализ стихотворения.
1 четверостишье:
- Каким поэт Тютчев назвал берег?
- Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят?
- Какие ещё действия совершают ручьи? Прочитайте.
- Что обозначают эти слова?
2 четверостишье:
- Прочитайте, что гласят весенние ручьи?
- Как они сами себя называют?
- Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят?
Учитель чтения:
-А кого мы еще называем гонцами весны, узнаете, отгадав загадку?
- Что должны строить весной для скворцов, грачей?
3 четверостишье:
- О чём восклицает поэт в 3 четверостишье?
- Рад ли Тютчев приходу весны? А вы?
- Какие слова при чтении надо выделить голосом, на которые падает логическое ударение?
- Давайте хором, выразительно прочитаем это четверостишье и передадим радость прихода весны.
Учитель музыки:
- А вы знаете, ребята, оказывается композитор Сергей Рахманинов на стихи Ф.Тютчева «Весенние воды» сочинил романс.
Романс -это произведение для голоса и инструмента. В отличие от песни, в романсе чувства и настроения выражены тоньше, детальнее. А игра инструмента сложнее и богаче, чем в песне.
- Подробно говорить о романсе мы будем на уроках музыки.
- Давайте закроем глазки и послушаем романс.
Учитель чтения:
- А как мы с вами должны относиться к природе?
X.Игра «Отгадайка».
-Сегодня мы много говорили о весне, а интересно сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать. Какое весеннее слово я загадала.
Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)
Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)
Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)
-Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы.
- Как они называются? ( подснежники, тюльпаны)
-У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами.
XI. Чтение деформированных текстов.
Чтение текста по одному предложению.
-У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники – из второго.
1 вариант. Светит «енесевне» солнышко. Журчат «чьиру». На деревьях набухли «кипоч». В рощах «чаткри» грачи.
2 вариант. Вот и пришла «навес». Появились первые «киснежподни». Сошёл с «лейпо» снег. «чатжур» ручейки. Дети пускают «ликобкира».
Учитель чтения:
-Вот и подходит к концу наш урок. Сегодня мы выполнили разнообразные задания, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне.
-А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне?
-Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.
XII. Итог урока.
- Вам понравился урок?
- Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали?
XIII. Домашнее задание.
-Учить стихотворение наизусть.
-Подобрать или нарисовать весенний пейзаж.
Список литературы:
1. Воронкова В.В. и др. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство: ДРОФА, Дрофа-Плюс, 2009. – 397 с.
2.Чтение. 4класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Авторы З.Н.Смирнова, Г. М. Гусева. Москва «Просвещение» 2012
3. Стихи Ф. И. Тютчева. Москва « детская литература» 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения и развития речи.Чтение и перессказ сказки "Лёгкий хлеб"
Знакомство с белорусской сказкой....
Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».
Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : · Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...
Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс
Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
Цели:· формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;· обучение выразительному чтению стихо...
Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
Данный материал урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Уч...