Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гусева Ольга Сергеевна

Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, но и расширяет и углубляет, привлекает  внимание к анализу лирического произведения, призывает к  чуткому отношению к природе. На уроке используются разнообразные методические приемы: словарная работа, анализ лирического произведения, диалог, знакомство с композитором М. И. Глинка, презентация, прослушивание  романса С.В.Рахманинова и др. Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами смарт- презентации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ольга Сергеевна Гусева

Учитель начальных классов,

МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида , г. Арзамаса, Нижегородской области

Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки.

Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

 Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, но и расширяет и углубляет, привлекает  внимание к анализу лирического произведения, призывает к  чуткому отношению к природе. На уроке используются разнообразные методические приемы: словарная работа, анализ лирического произведения, диалог, знакомство с композитором М. И. Глинка, презентация, прослушивание  романса С.В.Рахманинова и др. Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами смарт- презентации

Цель урока:  

Учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому, учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства.

 Задачи:

 Обучающие:

1.Познакомить учащихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

 Коррекционно-развивающие:

1.Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей поэтический вкус и образное мышление.

2. Учить детей чувствовать красоту родного слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование.

 Воспитательные:

1.Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка.

2. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам. 

 Оформление урока:

1.Выставка рисунков обучающихся по теме «Весна идет!»

2.Портрет Ф.И.Тютчева.

        3.Презентация «Весна».

        4. Аудиозаписи  в исполнении В. Бохон «Весенние воды», М.И.Глинка «Веснянка»,  С.В.Рахманинов романс «Весенние воды»

        Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель чтения:

-  У нас сегодня на уроке гости, поздороваемся с ними. Урок у нас необычный проведем мы его с учителем  музыки. Сегодня у всех хорошее  настроение, это настроение будет сопровождать нас в течениие всего урока.  

–Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет,  кто знает, когда это бывает? ( Весной)

 а) Презентация «Весна».           

 - Назовите весенние месяцы?

- Что  вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе?

  б) Работа со скороговоркой:

- Прослушать со слов учителя;
- Повторить самостоятельно несколько раз;
- Произнести вслух.

«Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне».        

        II. Проверка домашнего задания:

- Что было задано?

- Давайте  прочитаем пословицы о весне.

         III. Введение в тему.

 Учитель чтения:

-Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна?

Учитель музыки:  

 -Давайте сейчас послушаем музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинка «Веснянка» и вы расскажите, какие чувства вас наполняли при прослушивании этой мелодии.

-Ребята, вы прослушали это произведение. Какие чувства, эмоции вы испытывали при прослушивании «Веснянки»?   

-Какие звуки вы слышали?  

-В какое время года слышны эти звуки?
-Композитор М.И.Глинка очень любил русскую природу и отразил в этой прекрасной мелодии различные оттенки весеннего настроения: и грустного и радостного.
-А почему грустного? Почему радостного?
        IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель чтения:

-Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир природы, в мир красок и звуков весны. Познакомимся со стихотворением русского поэта Ф.И.Тютчева  «Весенние воды», постараемся услышать и понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, шепчут лепестки березки.

V. Повторение биографии поэта.                                      

Учитель чтения:

-Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта.

-Родился в семье помещика и получил домашнее образование. С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. 22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе.

 VI. Первичное знакомство с произведением.

Учитель чтения:

-Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

-Прослушивание аудиозаписи «Весенние воды» в исполнении В. Бохон.

-Подумайте,  какую картину можно нарисовать?

-Какое настроение передает автор этим стихотворением?

-Как прочитано  стихотворение?

VII. Физкультминутка.

VIII. Словарная работа.

Учитель чтения:

-Давайте познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять стихотворение:

«брег»–берега
«гласят»–говорят, объявляют, возвещают.
«гонцы» – тот, кто является вестником, приносит весть.

-А сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно.

Проверка восприятия текста. (жужжащее чтение всего класса).  

IX. Анализ стихотворения.

1 четверостишье:
- Каким поэт Тютчев назвал берег?
- Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят?
- Какие ещё действия совершают ручьи? Прочитайте.
- Что  обозначают эти слова?

2 четверостишье:
- Прочитайте, что гласят весенние ручьи?

- Как они сами себя называют?
- Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят?

Учитель чтения:

-А кого мы еще называем гонцами весны, узнаете, отгадав загадку?

- Что должны строить весной для скворцов, грачей?

3 четверостишье:
- О чём восклицает поэт в 3 четверостишье?

- Рад ли Тютчев приходу весны? А вы?

- Какие слова при чтении надо выделить голосом, на которые падает логическое ударение?
- Давайте хором, выразительно прочитаем это четверостишье и передадим радость прихода весны.
Учитель музыки:  

- А вы знаете, ребята, оказывается  композитор Сергей Рахманинов на стихи Ф.Тютчева «Весенние воды»  сочинил романс.

Романс -это произведение для голоса и инструмента. В отличие от песни, в романсе чувства и настроения выражены тоньше, детальнее. А игра инструмента сложнее и богаче, чем в песне.
- Подробно говорить о романсе мы будем на уроках музыки.

- Давайте закроем глазки и послушаем романс.

Учитель чтения:

 - А как мы с вами должны относиться к природе?

X.Игра «Отгадайка».

-Сегодня мы много говорили о весне, а интересно сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать. Какое весеннее слово я загадала.

Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)

Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)

Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)                        

 -Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы.

- Как они называются? ( подснежники, тюльпаны)                  

-У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами.

XI. Чтение деформированных текстов. 

Чтение текста по одному предложению.

-У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники – из второго.

1 вариант. Светит «енесевне» солнышко. Журчат «чьиру». На деревьях набухли «кипоч». В рощах «чаткри» грачи.

2 вариант. Вот и пришла  «навес». Появились первые «киснежподни». Сошёл с «лейпо» снег. «чатжур» ручейки. Дети пускают «ликобкира».

Учитель чтения:

-Вот и подходит к концу наш урок. Сегодня мы выполнили разнообразные  задания, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне.

-А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне?

-Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.

XII. Итог урока.

- Вам понравился урок?

- Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали?

XIII. Домашнее задание.

-Учить стихотворение наизусть.

-Подобрать или нарисовать весенний пейзаж.

       Список литературы:

       1. Воронкова В.В. и др. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство: ДРОФА, Дрофа-Плюс, 2009. – 397 с.

       2.Чтение. 4класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Авторы З.Н.Смирнова, Г. М. Гусева. Москва «Просвещение» 2012

      3. Стихи Ф. И. Тютчева. Москва « детская литература» 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».

Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : ·         Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...