Главные вкладки

    Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Сахарова Ирина Владимировна

    ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

     

     

     

     

     

    Конспект  урока  чтения и развития речи

    в  3 «Б» классе

    Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

     

     

    Учитель начальных классов
    Сахарова И.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2013

    Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

    Задачи:

    Обучающие:

    ·      познакомить учащихся со сказкой Э. Шима  «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;

    ·      учить правильному, плавному слоговому, осознанному  чтению;

    ·      учить читать текст по ролям;

    ·      расширение словарного запаса.

    Развивающие и коррекционные:

    ·      коррекция устной речи через чтение по ролям;

    ·      коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);

    ·      расширение кругозора.

    Воспитывающие:

    ·      способствовать воспитанию познавательного интереса;

    ·      воспитывать любовь к чтению.

    Оборудование и наглядность:

    ·      З.Н. Смирнова, Г.М.  Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 

    М., «Просвещение» 2007

    ·      мультимедиа проектор

    ·      ноутбук

    ·      колонки

    ·      презентация

    ·      иллюстрации ручья, сосульки, камня

    ·      маски (Ручей, Сосулька, Камень).

     

     

     

     

    Ход урока

    Этапы урока

     

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    I Организационный момент.

     

     

     

     

    Эмоциональный настрой

     

    - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

    Сдача рапорта.

    - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

    - Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.  (СЛАЙД 2)

     

     

    Дежурный сдает рапорт.

     

     

     

     

     

    Дети улыбаются.

     

    II Логопедическая минутка

    - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

    Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

     

    СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ,

    СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.

     

    - Читаем хором,  выделяя звук «с»

    (громко, шепотом)

    - Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

    - Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

     

     

     

     

     

     

     

    Дети хором читают чистоговорку

    III Повторение    изученного

     

     

    -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД  4)

    - Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке?

    - Давайте его прочитаем.

     

     

    (инд. работа – Бойцова Катя)

     

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

    - «Весна в окно стучится…»

    - А. Плещеев «Весна»

     

    Дети читают стихотворение

     

    Работа по карточке

     

    - Радость, веселье…

     

    IV Изучение нового

    1.     Подготовительная беседа

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.     Чтение сказки учителем

     

     

     

    3.     Ознакомительное чтение

     

     

     

    4.     Словарная работа

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается.

    - Назовите признаки весны.

     

     

    - О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5)

    - Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка?

    - Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения?

    - Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

    - Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?

     

     

    - Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова.

     Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

     

    - Все ли слова вам были  понятны? А когда я читала сказку,  мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)

     

    ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…)

    ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно)

    ВАЛУН (большой камень)

    ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник)

    ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)

     

    - В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать:

    ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ

    РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю

    ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю

     

     

     

     

    - Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки…

     

     

     

     

     

     

     

     

    - радость, восторг…

     

    - О весне

     

     

     

     

    - Камень, Ручей, Сосулька

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети читаю выражения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чтение вслух по слогам

     

     

    Физкультминутка для глаз

     

    - Руки за спину, головки назад.
      Глазки пускай в потолок поглядят.
      Головки опустим – на парту гляди.
      И снова наверх – где там муха летит?
      Глазами повертим – поищем ее.
      И снова читаем. Немного еще.

     

     

    5.     Объяснительное чтение

    (Беседа по содержанию).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

     

    - Какая погода стояла в лесу?

     

     

    - Чем хвалился Камень – валун?

     

     

    - Что прокричал Ручей?

     

    - Что сказала Сосулька?

     

     

    - Что случилось с Сосулькой? Почему?

     

     

     

    - Почему весной Камень стал горячим?

     

    - Почему Ручей стал бурливым?

     

     

     

    - Что произошло с ним, когда солнце закатилось?

     

     

    - Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?

     

     

     

     

     

    -… теплая, весенняя погода.

    - Камень хвалился, что он весну делает.

     

    - Не хвались попусту!..

     

     

    - Мне кланяйтесь, меня благодарите!...

     

    - Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось…

     

    - …нагрелся от солнца.

     

    - солнце растопило снег, воды в ручье стало много…

     

    - Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.

     

    - Весну делает солнце.

    Физкультминутка

     

     

     

    6.     Подготовка к чтению по ролям

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7.     Чтение сказки по ролям

     

    - А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?

     

    - Давайте разберем,  какие у них характеры.

     

    КАМЕНЬ – старый, важный, гордый.

    РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый.

    СОСУЛЬКА - хвастливая

     

    - Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.

     

    - Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди

     

    V Обобщение

     

    - На какой вопрос ответила сказка?

    - Кто же весну делает?

     

    - Кто весну делает?

    - Солнце

    VI  Итог

     

    - Какую сказку мы читали?

    - Кто из героев вам понравился? Почему?

    - С какими новыми словами познакомились?

     

    Ответы детей

    VII Рефлексия

     

    - Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?

    Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке?

    Описание: C:\Users\Work\Изображения\лицо.jpg

     

     

     

     

     

     

     

    Дети рисуют свои эмоции на макете.

    VIII Оценки,

     домашнее задание

     

    - с. 181- 182 – вычитать по ролям

    Инд. зад. – Бойцова Катя

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx37.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

    Конспект  урока  чтения и развития речи

    в  3 «Б» классе

    Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

    Учитель начальных классов
    Сахарова И.В.

    2013

    Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

    Задачи:

    Обучающие:

    • познакомить учащихся со сказкой Э. Шима  «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;
    • учить правильному, плавному слоговому, осознанному  чтению;
    • учить читать текст по ролям;
    • расширение словарного запаса.

    Развивающие и коррекционные:

    • коррекция устной речи через чтение по ролям;
    • коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);
    • расширение кругозора.

    Воспитывающие:

    • способствовать воспитанию познавательного интереса;
    • воспитывать любовь к чтению.

    Оборудование и наглядность:

    • З.Н. Смирнова, Г.М.  Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»  

    М., «Просвещение» 2007 

    • мультимедиа проектор
    • ноутбук
    • колонки
    • презентация
    • иллюстрации ручья, сосульки, камня
    • маски (Ручей, Сосулька, Камень).

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    I Организационный момент.

    Эмоциональный настрой

    - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

    Сдача рапорта.

    - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

    - Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.  (СЛАЙД 2)

    Дежурный сдает рапорт.

    Дети улыбаются.

    II Логопедическая минутка

    - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

    Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

    СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ,

    СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.

    - Читаем хором,  выделяя звук «с»

    (громко, шепотом)

    - Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

    - Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

    Дети хором читают чистоговорку

    III Повторение    изученного

    -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД  4)

    - Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке?

    - Давайте его прочитаем.

    (инд. работа – Бойцова Катя)

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

    - «Весна в окно стучится…»

    - А. Плещеев «Весна»

    Дети читают стихотворение

    Работа по карточке

    - Радость, веселье…

    IV Изучение нового

    1. Подготовительная беседа

    1. Чтение сказки учителем

    1. Ознакомительное чтение

    1. Словарная работа

    - После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается.

    - Назовите признаки весны.

    - О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5)

    - Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка?

    - Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения?

    - Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

    - Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?

    - Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова.

     Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

    - Все ли слова вам были  понятны? А когда я читала сказку,  мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)

    ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…)

    ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно)

    ВАЛУН (большой камень)

    ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник)

    ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)

    - В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать:

    ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ

    РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю

    ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю

    - Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки… 

    - радость, восторг…

    - О весне

    - Камень, Ручей, Сосулька

    Дети читаю выражения

    Чтение вслух по слогам

    Физкультминутка для глаз

    - Руки за спину, головки назад.
     Глазки пускай в потолок поглядят.
     Головки опустим – на парту гляди.
     И снова наверх – где там муха летит?
     Глазами повертим – поищем ее.
     И снова читаем. Немного еще.

    1. Объяснительное чтение

    (Беседа по содержанию).

    - Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

    - Какая погода стояла в лесу?

    - Чем хвалился Камень – валун?

    - Что прокричал Ручей?

    - Что сказала Сосулька?

    - Что случилось с Сосулькой? Почему?

    - Почему весной Камень стал горячим?

    - Почему Ручей стал бурливым?

    - Что произошло с ним, когда солнце закатилось?

    - Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?

    -… теплая, весенняя погода.

    - Камень хвалился, что он весну делает.

    - Не хвались попусту!..

    - Мне кланяйтесь, меня благодарите!...

    - Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось…

    - …нагрелся от солнца.

    - солнце растопило снег, воды в ручье стало много…

    - Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.

    - Весну делает солнце.

    Физкультминутка

    1. Подготовка к чтению по ролям

    1. Чтение сказки по ролям

    - А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?

    - Давайте разберем,  какие у них характеры.

    КАМЕНЬ – старый, важный, гордый.

    РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый.

    СОСУЛЬКА - хвастливая

    - Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.

    - Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди

    V Обобщение

    - На какой вопрос ответила сказка?

    - Кто же весну делает?

    - Кто весну делает?

    - Солнце

    VI  Итог

    - Какую сказку мы читали?

    - Кто из героев вам понравился? Почему?

    - С какими новыми словами познакомились?

    Ответы детей

    VII Рефлексия

    - Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?

    Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке?

    C:\Users\Work\Изображения\лицо.jpg

    Дети рисуют свои эмоции на макете.

    VIII Оценки,

     домашнее задание

    - с. 181- 182 – вычитать по ролям

    Инд. зад. – Бойцова Катя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

    Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

    Урок чтения и развитие речи. "Камень, ручей, сосулька и солнце". Э.Шим

    Урок построен на выроботку навыка чтения по ролям. Весь урок насыщен коррекционными упражнениями для детей с интеллектуальной недостаточностью....

    Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

    Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....

    Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

    Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

    Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

      Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

    Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

    Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

    Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

    Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...