Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кравчук Ольга Александровна

Цели:

·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;

·        обучение выразительному чтению стихотворения целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонации;

·        уточнение смысла малоизвестных учащимся слов, ведущих к пониманию стихотворного текста в целом;

·        коррекция и развитие мыслительных операций, внимания, слухового восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;

·        формирование у детей правильного отношения к событиям Великой Отечественной войны и стремления жить в мире и согласии с другими народами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya_v_4_klasse.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 4 классе

(из опыта работы учителя начальных классов О.А.Кравчук)

Тема урока. Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:

  • формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;
  • обучение выразительному чтению стихотворения целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонации;
  • уточнение смысла малоизвестных учащимся слов, ведущих к пониманию стихотворного текста в целом;
  • коррекция и развитие мыслительных операций, внимания, слухового восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;
  • формирование у детей правильного отношения к событиям Великой Отечественной войны и стремления жить в мире и согласии с другими народами.

Оборудование: презентация к уроку с аудиофайлом песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова), плакаты и иллюстрации о войне.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

III. Вступительная беседа.

- Как называется большая тема, над которой мы сейчас работаем?

(«В час испытаний»)

-Какое самое большое испытание в прошлом пришлось пережить нашему народу? (Войну)

- Как она называлась?

- Вспомните, когда началась война? (Учитель записывает на доске: 1941 г.)

- Почему война называлась Великой?

- Это было самое большое и страшное событие в истории нашей Родины. На борьбу с врагом поднялся весь народ. И не было во всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которых бы не коснулась война, откуда бы не ушли на фронт или где бы не работали для фронта. Вся страна встала на защиту Родину и заплатила за победу дорогой ценой – в войну погибло 20 миллионов людей, поэтому войну и назвали Великой.

- А почему её называют Отечественной?

(Бойцы воевали, чтобы освободить от врага свою страну, своё Отечество)

- Когда закончилась Великая Отечественная война? (Учитель записывает на доске: 1945 год)

- Что помогло нашим бойцам одержать победу? Какие качества? (Храбрость, отвага, мужество, смелость, бесстрашие и др.)

IV. Проверка домашнего задания (А.Н.Богданов «Дружба»)

1. Беседа по вопросам:

- Вспомните рассказ, который мы читали на прошлом уроке. Что спасло героев в бою? (Дружба.)

- Верно, поэтому рассказ так и назван – «Дружба».

- Вспомните героев из рассказа «Дружба».

(Степан Кузнецов, Иргаш Джафаров, Узденов.)

- Какие отношения были между Кузнецовым и Джафаровым? (Были друзьями.)

- В чём выражалась дружба Степана и Иргаша? (В строю и на привале были всегда вместе, ели из одного котелка, укрывались одной шинелью. Степан учил казахский язык.)

2. Выборочное чтение.

- Что случилось с их ротой во время штурма Берлина? Найдите об этом отрывок и прочитайте его. (1 ученик)

3. Краткий пересказ рассказа.

- Расскажите о том, что произошло дальше. Удалось ли роте выйти из окружения?

- Так что помогло солдатам выжить в бою с фашистами? (Взаимовыручка, дружба.)

- Да, где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Это одна из пословиц о дружбе и взаимовыручке. В тексте есть строчка, которую тоже можно считать пословицей. Найдите и прочитайте её.

(«Дружба и силы прибавляет, дружба и в бою выручает»)

- А кто попробует повторить эти слова?

- Да, ребята, дружба и взаимовыручка, смелость и мужество, отвага и храбрость наших солдат помогли нашему народу победить в Великой Отечественной войне.

V. Чтение и анализ содержания и языка стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

1. Вводное слово учителя.

- О войне написано много не только рассказов, но и стихов. Сегодня будем читать стихотворение Р.Рождественского «Послевоенная песня». О чём пойдёт речь в стихотворении? Вслушайтесь в его название. (О том, что было после войны.)

2. Первичное чтение стихотворения.

- Я сейчас прочту стихотворение, вы внимательно его прослушайте и ответьте на вопросы: Что автор хочет сказать нам, всем людям? О чём он нас просит? (Автор просит нас не забывать о войне.)

- Да, такое забывать нельзя, потому что, кто помнит и знает, как это страшно терять родных и близких, тот никогда не начнёт войну…

3. Повторное чтение стихотворения.

- Я ещё раз прочту стихотворение, вы следите, где я буду останавливаться,где повышать, а где понижать голос, так как мы сейчас будем учиться выразительно читать это стихотворение. (Учитель читает стихотворение.)

- Так почему люди всей земли не должны забывать, что такое война?

4. Чтение и анализ содержания и языка стихотворения.

А) Чтение и анализ 1 четверостишия.

Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

- Что такое «канонады»?

- Как понимаете выражение «задохнулись канонады»?

- Почему наступила тишина?

-  Да, на большой земле, т.е. для всей нашей большой страны, война закончилась.

Б) Чтение и анализ 2 четверостишия.

Будем  жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

- Кто будет жить, встречать рассветы? (Мирные люди и солдаты, выжившие в этой страшной войне.)

- А когда наступает рассвет?

- Кого автор призывает не забывать о прошедшей войне? (И себя, и тех людей, которые были рядом, и нас…)

В) Чтение и анализ 3 четверостишия.

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла.

А в реке – меж берегами –

Кровь-вода текла.

- Что такое «гарь»?

- Как понимаете смысл выражения «всходило солнце в гари»?

- Что такое «мгла»?

- Как вы понимаете выражение «кружилась мгла»?

- «Кровь-вода текла…». Да, много крови было пролито защитниками нашей Родины и немало её попало в наши реки.

Г) Чтение и анализ 4 четверостишия.

Были чёрными берёзы,

Долгими – года.

Были выплаканы слёзы

Вдовьи навсегда.

- А почему берёзы были чёрными во время войны?

- Годы действительно были долгими, длинными или такими казались?

- Как вы понимаете выражение «вдовьи слёзы»?

Д) Чтение и анализ 5 четверостишия.

Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

- О каком времени года упоминает поэт?

- Верно. Солнечные нити – солнечные лучи «пронзают лето». А вот почему именно о лете говорит здесь автор, я вам объясню.

- Когда мы празднуем День Победы?

- Да, май – это конец весны, начало лета, когда все ветераны, участники войны, их родные и близкие вспоминают события войны, своих друзей и товарищей.

Е) Чтение и анализ 6 четверостишия.

Это память, - верьте, люди, -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придёт война.

- Почему поэт так сказал?

VI. Физминутка.

VII. Чтение стихотворения «по цепочке» (по одному четверостишию).

(Учитель обращает внимание на интонацию при чтении, постановку логических ударений, соблюдение пауз и др.)

VII. Работа с текстом.

- Найдите в тексте стихотворения слова, противоположные по значению данным:

Началась – …

Мир – …

Провожать – …

Ненавидеть – …

Заходило солнце – …

Помнить – …

VIII. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Слова какого столбика можно считать главными в стихотворении?

- Прочитайте их ещё раз.

- Эти строчки нужно выучить наизусть. Это и будет вашим домашним заданием.

- Давайте попробуем ещё несколько раз прочитать это стихотворение правильно и выразительно.

IX. Итоговая беседа.

- Это стихотворение вообще не только о войне, но и о мире. Автор призывает нас жить в мире. У Р.Рождественского много стихов и о войне, и о мире. Ко многим его стихам композиторы написали музыку и они стали песнями. И если к этому стихотворению написать музыку, то оно станет красивой, торжественной песней. Недаром оно так и называется – «Послевоенная песня».

- Какие песни о войне, мире или победе вы знаете?

- Одну из них мы сегодня послушаем. В мае есть радостный праздник, который особенно дорог людям. Что это за праздник? (День Победы.)

- Какая песня обычно звучит в этот день? (Песня «День Победы»)

- Я хочу пожелать вам только мирного неба над головой, чтобы на ваших лицах всегда сияли только улыбки. И надеюсь, что никто из вас никогда не возьмёт в руки оружие и не начнёт воевать ни с друзьями, ни с соседями, ни другими народами.

X. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения и развития речи во 2 классе

Конспект индивидуального занятия с обучающимся в классе...

Конспект урока чтения и развития речи 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»

Конспект урока чтения и развития речи для дистанционного обучения детей инвалидов, 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»Учебник « Чтение» 2 класс, автор С.Ю. Ильина, А. К. Аксёнова и др.Раз...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...