Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока:

- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;

-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;

- учить устанавливать связь между иллюстрациями и текстом;

- учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме;

- корригировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сфере; создавать условия для психологического комфорта;

- развивать навыки самоконтроля; коммуникативные функции речи;

- формировать положительную мотивацию к урокам чтения;

- осуществлять на учебном материале этическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2_klass_lisa_i_zhuravl_hve.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе

Тема урока. Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям.

Цели урока:

- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;

-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;

- учить устанавливать связь между иллюстрациями и текстом;

- учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме;

- корригировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сфере; создавать условия для психологического комфорта;

- развивать навыки самоконтроля; коммуникативные функции речи;

- формировать положительную мотивацию к урокам чтения;

- осуществлять на учебном материале этическое воспитание.

Оборудование: высокий кувшин с горлышком, тарелка, предметные картинки с изображением лисы и журавля, иллюстрации к сказке (презентация), атрибуты для драматизации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Какое сегодня число?

II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

  1. Беседа по вопросам.

- Как называется этот предмет? (кувшин)

- Какой он? (высокий, круглый, с узким горлышком)

- Выполним дыхательное упражнение «Кувшинчик» ( учащиеся имитируют кувшин и дуют в него)

- Это тарелка. Какая она? (мелкая, плоская)

- Выполним упражнение «Тарелочка». (Учащиеся имитируют тарелку, дуют на неё)

2. Чередование упражнений «Кувшинчик» и «Тарелочка».

3. Чистоговорка.

Курлы, курлы, курлы,

Летят, летят журавли.

Кули-си, курли-си

По Руси, по Руси.

III. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Прочитать отрывки из сказок и назвать сказку).

(4 ученика читают отрывки)

IV. Работа над новым материалом.

Чтение и анализ русской народной сказки «Лиса и Журавль».

1. Вступительная беседа.

- Давным-давно сказки только рассказывали, не читали. Один человек рассказывал другому: отец сыну, бабушка – внучке и т.д. А так как текст не записывали, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, то есть своими словами. Мы не знаем кто первым рассказал сказу «Колобок», поэтому считаем, она – народная сказка.

Существуют разные национальности и народы (русские, татары, белорусы, эстонцы и т.д.). У каждого народа есть свои сказки, которые знакомят нас со своей жизнью. Сказки разных народов часто похожи на русские сказки, так как в произведениях любых народов воспитывают дружелюбие, справедливость, доброту, честность, осуждают лень, злость, жадность.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, мы начинаем изучать новый раздел учебника чтения «Народные сказки», в котором собраны сказки разных народов.

- Сегодня будем читать русскую народную сказку, но сначала отгадайте две загадки:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Дети отгадывают загадку. Учитель выставляет картинку с изображением лисы)

Большая плотная птица

С длинными ногами, клювом, шеей.

(Дети отвечают, а учитель выставляет картинку с изображением журавля)

- Кто догадался, как называется сказка, которую будем читать на уроке.

- Сегодня мы будем читать сказку «Лиса и Журавль».(Слайд 1)

3. Первичное знакомство со сказкой.

А) Целевая установка.

- Вы сейчас послушаете сказку, а потом ответите на вопрос: почему услышанный текст называется сказкой?

Б) Беседа по вопросам.

- Понравилась сказка?

- Докажите, что прочитанный текст – это сказка.

4. Чтение текста учителем.

- Откройте учебники на стр.101. Я буду читать, а вы следите за моим чтением и обращайте внимание на интонацию моего голоса. Постарайтесь запомнить новые слова.

5. Словарная работа.

- Какие новые слова есть в сказке? (Слайд 2)

ПИР – большой званный обед, обильное угощение.

СТРЯПАТЬ – готовить.

ПОТЧЕВАТЬ – угощать.

ДОСАДА – обида.

НЕ ОБЕССУДЬ – не суди.

НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остался ни с чем.

6. Гимнастика для глаз.

А) быстро поморгать глазами и посмотреть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Б) Крепко зажмурить глаза (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

В) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдоль вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Д) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.

7. Чтение сказки по смысловым отрывкам и анализ их содержания.

А) Чтение первого смыслового отрывка.

- Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?

- Что приготовила Лиса для угощения?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Что подумала Лиса, когда приглашала к себе Журавля? (Думала об одном, говорила другое)

Б) Чтение второго смыслового отрывка.

- Что Журавль приготовил для угощения?

- Как он угощал Лису?

- Для чего он это сделал?

- Могли ли они после таких угощений дружить? Почему?

V. Драматизация сказки.

1. Подготовительная работа.

А) Характеристика героев.

- Каким показан Журавль? А Лиса?

Б) Соотнесение слов текста с иллюстрацией.

- Найдите и прочитайте слова Лисы, которые относятся к первой иллюстрации. (Слайд 3)

- Прочитайте эти слова и передайте голосом, что Лиса говорит одно, а думает о другом.

- Прочитайте слова Лисы, которые относятся ко второй иллюстрации. (Слайд 4)

- Прочитайте слова Журавля.

- Если то, за что можно поблагодарить Лису?

- Почему он говорит: «Спасибо!»?

- Как надо читать эти слова?

(После каждого чтения отрывка учащимися учитель перечитывает слова персонажей с правильной интонацией)

2. Превращение в сказку.

- Сейчас мы отправимся в сказку.

(Учащиеся под музыку выполняют динамические упражнения с закрытыми глазами. В это время два ученика надевают костюмы Лисы и Журавля, учитель выставляет атрибуты к сказке.)

3. Чтение сказки по ролям.

4. Возвращение из сказки.

Учащиеся под музыку выполняют динамические упражнения.

VI. Обобщающая беседа.

- Прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки.

- Как понимаете слова: «Как аукнется, так и откликнется»?

VII. Переделывание сказки.

- Что нужно сделать Лисе, чтобы Журавль не обиделся?

- Расскажите сказку, где Лиса будет гостеприимной и нежадной.

VIII. Итог урока.

- Как называется сказка, которую читали на уроке?

- Как жизненный совет получили?

- Расскажите, как Вы приглашаете гостей?

IX. Дидактическая игра «Помнишь ли ты сказки?» (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока чтения и развития речи 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»

Конспект урока чтения и развития речи для дистанционного обучения детей инвалидов, 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»Учебник « Чтение» 2 класс, автор С.Ю. Ильина, А. К. Аксёнова и др.Раз...

Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму  будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс. Тема "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс

Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...