Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Непочатых Елена Николаевна

Конспект урока по чтению и развитию речи.

2 класс специальной (коррекционной) школы.

 

Тема: Звук и буква Шш.

с приложением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект к уроку44.5 КБ
Office presentation icon nepochatyh_zanyatie_sh.ppt303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению и развитию речи.

2 класс специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Тема: Звук и буква Шш.

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с артикуляцией  звука [ш].  Упражнять в правильном произнесении звука  [ш] в слогах, словах, тексте. Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения. Упражнять детей в составлении слов из слогов;

Коррекционно – развивающие:

 Развивать и корректировать память, мышление, воображение, речь, фонематический слух, внимание;

   3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной сказке.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор Acer, презентация, раздаточный материал, рисунок воздушного шарика для поощрения.

Использование современных пед.технологий: игровые, здоровьесберегающие, групповые, индивидуальные

Ход урока.

Слайд 1.

1.Орг. момент.                                                                  - 1 мин.

Создадим себе хорошее настроение. Каждый из вас подумает о чём-нибудь приятном. Проговорите про себя: «Я чувствую себя хорошо – хорошо…»

 Сообщение темы урока.

- Как шипит змея? (Ш – ш - ш.)

- Как шипит гусь? (Ш – ш - ш.)

- С каким звуком будем сегодня работать?

Тема урока: Звук и буква Шш.

За хорошую работу вы будете получать разноцветные воздушные шарики (рисунки воздушных шариков на цветном картоне), и в конце урока мы сможем узнать, кто лучше всех работал.

Слайд 2.

2. Упражнения для развития речевого аппарата.                 - 2 мин.

Для того чтобы звук получался красиво и правильно нужно подготовить наши органы речи. Сделаем  дыхательную и артикуляционную гимнастику.

1.)Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча».

2.)Артикуляционная гимнастика:

- «Вкусное варенье»

- «Лопатка»

- «Грибок».

Слайд 3

3. Характеристика звука Ш.                                         - 1 мин. 

Согласный, глухой, шипящий.

Уточнение артикуляции звука:

- Губы округлены;

- Зубы сближены;

- Язык образует чашечку.

Слайд 4

4. Чтение слоговых дорожек и чистоговорок:                 - 4 мин.

ША ША ША – наша Маша хороша

ШО ШО ШО – нам учиться хорошо

ШУ ШУ ШУ – я письмо напишу

Чистоговорки: У мышки-крошки в норушке крошки. Ветер шумит над крышей и камыши колышет.

6. Основная часть урока – сказка «Теремок».                  

Сегодня мы встретимся с героями сказки «Теремок» и придумаем свою, новую сказку.

Слайд 5                                                                        - 1 мин.

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Бежит мышка.

Слайд 6

- Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Слайд 7                                                                        - 4 мин.

Задание № 1

Помоги мышке открыть замочек, для этого нужно правильно составить слова.

Если шарик со звуком «Ш» подлетит к каждому слову, получится новое слово.

Работа с раздаточным материалом.

  Ш -  утки,  Ш – пион, Ш – пулька.

- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звук Ш, объясняя их значение.

7. Гимнастика для глаз.                                                - 1 мин.

Наши глазки устали, дадим им отдохнуть. Проведём гимнастику для глаз.

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх – где там муха летает? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем её.  ( По сторонам.) 

И снова работаем. Немного ещё.

8. Продолжение сказки

Слайд 8                                                                        - 1 мин.

Скачет лягушка.

- Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

- Я, мышка- норушка, а ты кто?

- Я лягушка – квакушка. Пусти меня в домик жить.

- Пущу, если поможешь мне слова из слогов составить.

Слайд 9                                                                        - 3 мин.

Задание № 2 «Составь из слогов слова»  

МИШ-КА, МА-ШИ-НА, МАТ-РЕШ-КА, ША-РИК

- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звук Ш.

- Как эти предметы можно назвать, одним словом?

   ИГРУШКИ.

-  Кому нужны игрушки? (детям)

-  Есть в слове ИГРУШКИ звук Ш?

-  Где он находится в начале, середине или конце слова?

-   Хорошо, живи, лягушка!

9. Физминутка                                                                - 2 мин.

- Отдохнем, сделаем небольшую разминку.

Все захлопаем в ладоши – дружно, веселей!

Застучали наши ножки громче и быстрей!

По коленочкам ударим – тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

10. Продолжение сказки

Слайд 10.                                                                        - 1 мин.

 - Бежит Зайчишка - прыгунишка

-Кто в теремочке живет?

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, пустите меня к себе жить!

- Пустим, если отгадаешь наши загадки.

Слайд 11                                                                        - 6 мин.

Задание №3 «Загадки»

1. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышка) Ответ

2. Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

 Просыпается от сна. (Мишка) Ответ

3. Летом на болоте,

Вы ее найдете,

Зеленая квакушка,

 - Кто это? (лягушка) Ответ

4. У порога плачет,

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет. Запоет. (Кошка) Ответ

 

- Почитаем слова- отгадки, которые у нас получились, четко произнося звук Ш 

Слайд 12.                                                                        - 1 мин.

Хорошо, зайчишка-прыгунишка, живи с нами!

Идет мишка-шалунишка. 

- Кто в теремочке живет? Мышка норушка, лягушка-квакушка, зайчик-прыгунишка.

- Пустите меня к себе жить!

- Пустим. Если наше испытание пройдешь!

Слайд 13.                                                                - 8 мин.

Задание № 4

Записываем слова – отгадки.

1. Знают даже малыши

Грызут сыр (карандаши, мыши)

2.На болоте во весь дух

Громко квакает (лягушка, петух)

3. Я врагов бодать привык

Говорит рогатый (мишка, бык)

4.Мышь считает дырки в сыре,

Три плюс три всего (четыре, шесть)

- Назвать слова, в которых есть звук Ш

- Назвать слова, в которых нет звука Ш

Слайд 14                                                                - 2 мин.

11. Завершение сказки.

Стали животные жить – поживать и добра наживать.

- Перечислите, кто поселился в домике.

- С каким звуком и буквами работали.

- Дать характеристику звука, с опорой на слайд.

Слайд 15.                                                                - 2 мин.

12. Итог занятия:  

- Разложите  на парте все полученные шарики, посчитайте. – Кто сколько шариков заработал? – А сейчас я предлагаю вам обменять их на настоящие воздушные шары и поднять их над головой. (получается яркая красивая демонстрация усвоения учебного материала)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Звук и буква Шш ш ш Урок чтения и развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Слайд 2

Развиваем речевой аппарат Упражнение «Свеча» Упражнение «Вкусное варенье» Упражнение «Лопатка» Упражнение «Грибок»

Слайд 3

Звук «Ш» Согласный Глухой Шипящий

Слайд 4

Звук «Ш» Ш а – ш а – ш а – на ш а Ма ш а хоро ш а Ш о – ш о – ш о – нам учиться хоро ш о Ш у – ш у – ш у – я письмо напи ш у У мы ш ки-кро ш ки в нору ш ке кро ш ки Ветер ш умит над кры ш ей и камы ш и колы ш ет

Слайд 5

Сказка «Теремок» Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Слайд 6

Сказка «Теремок» Бежит мы ш ка. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Слайд 7

Задание 1 Подставь шарик с буквой «Ш» к словам и прочитай новое слово -утки -пион -пулька Ш - Ш утки - Ш пион - Ш пулька

Слайд 8

Сказка «Теремок» Скачет лягу ш ка . Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Слайд 9

Задание 2 Составь слова из слогов МИШ КА МАТ РЁШ КА МА ШИ НА ША РИК ми ш ка матрё ш ка ш арик ма ш ина ИГРУ Ш КИ

Слайд 10

Сказка «Теремок» Скачет зайчи ш ка-прыгуни ш ка . Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Слайд 11

Задание 3 Отгадай загадки Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. Летом на болоте, Вы ее найдете, Зеленая квакушка, - Кто это? У порога сядет, Коготки спрячет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет. Запоет. мы ш ка ко ш ка ми ш ка лягу ш ка

Слайд 12

Сказка «Теремок» Идет ми ш ка- ш алуни ш ка. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Слайд 13

Задание 4 Вставь подходящее слово Знают даже малыши Грызут сыр ________ каранда ш и мы ш и На болоте во весь дух Громко квакает ______ лягу ш ка петух Я врагов бодать привык Говорит рогатый ______ ми ш ка бык Мышь считает дырки в сыре, Три плюс три всего ______ ш есть четыре

Слайд 14

Сказка «Теремок» Стали жить-поживать, Да добра наживать. Звук Ш – согласный, глухой, шипящий

Слайд 15

Тут уроку конец, А кто работал – МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс

Конспект урока по   чтению и развитию речи  6 класс для учащихся коррекционной школы №8.  Урок сообщения новых знаний. ТЕМА: В.Бианки «Декабрь» ...

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...