Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс
план-конспект урока по чтению по теме

Гуляева Светлана Михайловна

Конспект урока по   чтению и развитию речи  6 класс для учащихся коррекционной школы №8.  Урок сообщения новых знаний. ТЕМА: В.Бианки «Декабрь»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

6 КЛАСС

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

ТЕМА: В.Бианки «Декабрь»

Учитель обучения на дому

МКОУ  КШ  №8

Гуляева С.М.

первая категория

Арзамас 2017 г.

Цель:  

Знакомство учащегося с содержанием произведения В.Бианки «Декабрь». 
Задачи: 
Образовательные:

-раскрыть содержание произведения;

- совершенствовать технику чтения;

- формировать навыки пересказа;

Коррекционно – развивающие:

- корригировать  функции связной устной речи;

- активизировать мыслительные процессы учащегося; 

-развивать ИКТ компетенции.

Воспитательные:

- развивать наблюдательность;

- учить видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней;

-воспитывать интерес к предмету.

 Оборудование: -  Бгажнокова И.М.,  Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  6 класс.– М. Просвещение, 2013г;

- компьютер;

- словари  В.И.Даля и С.И.Ожегова;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

ИКТ

1.Организационный момент.

  -Мы начинаем урок чтения. Пусть  урок принесёт нам радость общения и подарит прекрасное настроение. Сядем правильно (ножки вместе, спинка прямая). Не забывай  про правильную осанку на уроке.

Давай вспомним, как нужно правильно читать и отвечать на уроке.

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

СЛАЙД №1-дата

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно читать, выполним артикуляционную гимнастику:

ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало.  
ЗА-ЗА-ЗА – наступила зима.
ЕГ-ЕГ-ЕГ – везде лежит снег.
СУ-СУ-СУ –снег лежит в лесу.
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт метель.

Бeлый снег. Бeлый мел.    

Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.

ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало.  
ЗА-ЗА-ЗА – наступила зима.
ЕГ-ЕГ-ЕГ – везде лежит снег.
СУ-СУ-СУ – снег лежит в лесу.
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт метель.

СЛАЙД №2- артикуляционная гимнастика

2.Актуализация знаний к новой теме.

  - Сегодня начинаем изучение нового раздела,

Послушай, пожалуйста,  стихотворение, которое я тебе прочту, подумай о чём оно.

Демонстрируется картина зимней природы. Учитель читает стихотворение Г.Скребицкого «Зима».  

Г. Скребицкий  

Зима

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней,

И снятся сны ему спокойные

И птичьи песни на заре.

Стоят безмолвно сосны стройные

В тяжелом зимнем серебре.

Учитель: : О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о зиме)

-По каким признакам ты об этом догадался?

(всё белое - в снегу, лес в инее, уснул до весны, сосны в зимнем серебре).

-Назови зимние месяцы. (Ответ учащегося).

-Дополни предложение:

1-й месяц зимы - декабрь

2-й месяц зимы - январь

3-й месяц зимы – февраль

- На карточках названия зимних месяцев, разложи их по порядку.

-О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов и стихотворений?  (О зиме).

- Зима - одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Давай вместе составим небольшой рассказ о зиме. Тебе помогут картинки на экране компьютера и вопросы, которые я тебе буду задавать. Отвечать на вопросы старайся полным ответом.

Составление рассказа по вопросному плану.

(Презентация о зиме.) 

-Что часто идет зимой?

-Где лежит снег?

-Какие деревья остаются зелёными и летом и зимой?

-Что происходит с водой в реках зимой?

-Каким цветом шубка зайца зимой  и летом?

-Как себя чувствуют птицы в зимнее время?

-Как помогают дети птицам в это время?

-Как ведут себя зимой медведи?

-Чем занимаются дети во время зимы?

-А тебе  нравится зима? Почему?

Физкультминутка: Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (наклоняем голову 2 р.) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (машем руками)

Иней серебристый (поднимаем руки вверх, машем)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»).

- Но ведь зима – это три месяца.  А о каком месяце мы будем говорить сегодня, ты узнаешь, если отгадаешь загадку:

Из трёх зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом,
Успел поделиться! (Декабрь).

-В этом стихотворении говорится о зиме.

-Всё белое - в снегу, лес в инее, уснул до весны, сосны в зимнем серебре.

-Декабрь, январь, февраль.

-Декабрь

-Январь

-Февраль

Учащийся работает с карточками.

- Ответ учащегося.

 

Ученик отвечает на вопросы с опорой на иллюстрацию.

-Зимой часто идёт снег.

- Снег лежит на ветках деревьев и кустарников.

- Только ёлочки зимой и летом зелёные.

- Зимой вода в реках замерзает и превращается в лёд.

-Зайчик зимой белый, а летом серый.

-Птицам зимой холодно и голодно.

-Зимой дети мастерят кормушки для птиц.

- Всю зиму медведи спят.

- Зимой дети строят горку, катаются на коньках, на лыжах, на санках, играют в снежки, лепят снеговика.

- Ответ учащегося.

Учащийся выполняет движения.

-наклон головы;

-развести руки в стороны;

-машем руками;

-поднимаем руки, машем;

-имитируем движения лыжников;

-поднимаем руки вверх, поворачиваем кистями рук;

-Ответ учащегося.

СЛАЙД №3- зимний пейзаж  

СЛАЙД  №4  -  13 - составление рассказа о зиме

СЛАЙД №14 – картинка зимы

 

3.Сообщене новой темы.

1.Слово учителя  о знакомстве с текстом.

-Сегодня на уроке  мы продолжим изучать  творчество Виталия Валентиновича Бианки,  и  познакомимся с его рассказом «Декабрь».

СЛАЙД № 15  - тема урока

4.Сообщение новых знаний

2. Работа с текстом.

Первичное чтение текста учителем

- Внимательно послушай  рассказ, постарайся  запомнить каким, необычным словом автор называет месяц декабрь.  (Чтение рассказа учителем).

Беседа по содержанию:

- О чём рассказ?

-Каким словом автор называет месяц декабрь? (студень).

Словарная работа.

-Что значит слово студень, давай прочитаем в толковом словаре В.И.Даля.

Студень, старое название декабря.

Родственное слово «Студёный». Что оно, значит, прочитаем в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.

Студёный – очень холодный.

Месяц декабрь – холодный месяц, поэтому его и называли «студень».

 - Ещё разберём значение слова «возродится», которое есть в тексте. Его значение мы прочитаем в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.

Возродиться-  восстановиться, стать вновь деятельным, живым.

В декабре очень короткие дни, а вот ночи длинные. Очень рано темнеет и поздно светает. 23 декабря – наступает День рождения солнца. С этого дня световой день начинает прибавляться. Именно благодаря солнцу возрождается природа.

Физкультминутка: Солнце

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!

Работа по учебнику.

Чтение учащимся рассказа «Декабрь» В.Бианки на странице 81.

-1-й абзац за учителем

-2-й абзац по цепочке

Гимнастика для глаз.

-Ах, как долго мы читали,

Глазки наши ведь устали.

Посмотрим мы в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце далеко. (Посмотреть вверх.)

 «Глазкам нужно отдохнуть.»  (Закрыть глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты).

Учащийся слушает рассказ

- Рассказ о декабре.

- Называет декабрь словом - студень.

Работа со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова. Разбор значения слов.

Учащийся выполняет движения.

- Потянуться, руки вверх;

-Руки в стороны;

-Покрутить головой вправо-влево, вперёд-назад.

Учащийся читает текст:

-1-й абзац за учителем;

-2-й абзац по цепочке (по одному предложению).

Учащийся выполняет движения

-  Посмотреть влево-вправо;

- Посмотреть вверх;

- Закрыть  глаза;

- Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты;

- Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки;

- Частое моргание глазами;

- Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз;

- Глаза распахнуты.

5. Закрепление и коррекция новых знаний.

Чтение всего рассказа учащимся.

Работа с пословицами.

-В рассказе встретилась пословица, 

Декабрь год кончает, а зиму начинает,  почему так говорят?

- Многие поэты посвятили свои стихотворения этому месяцу. Одно из стихотворений ты выучил, расскажи его, пожалуйста.

Н. Капустюк  «Декабрь»

В декабре не встретишь лужу –
Лужи вымерзли давно.
В декабре – мороз и стужа,
Разрисовано окно.
В декабре – год мудрый старый
Подведёт всему итог.
Ёлка снежная, с базара,
К нам войдёт через порог!
И запахнет сразу хвоей.
Станем ёлку украшать
И МОРОЗА, как героя,
С нетерпеньем поджидать.

Учащийся читает текст.

Ответ учащегося.

 

Чтение стихотворения «Декабрь» учащимся.

СЛАЙД № 16  - пословица

СЛАЙД №17 – картинка зимы

6.Задание на дом.

 - Домашнее задание по чтению: прочитать рассказ на с.81, разгадать кроссворд на тему «Зима».

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

- Подошёл к концу наш урок.

-О каком времени года мы говорили на уроке?

-Как называется рассказ В.Бианки, с которым мы познакомились?

 -Что  понравилось тебе на уроке? Какое у тебя настроение? Выбери смайлик, который подходит к твоему настроению сейчас.

- Оценка за работу на уроке…

Ответы учащегося на вопросы.

Кроссворд на тему «Зима»

3

2

7

1

4

5

8

6

10

9

По вертикали:

2. Не умеет он играть, 
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей? (Мороз)

3. По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано  (январь)

5. Гуляю в поле, летаю на воле, 
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)

7. Глянули в оконце, — 
Лежит белое суконце. (Снег)

8.  С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают (Снежинка)

По горизонтали:

1.Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ... (Февраль)

4.  Кто знает верную примету, 
Высоко солнце, значит лето. 
А если холод, вьюга, тьма 
И солнце низко, то …(Зима)

6.  Как в народе называют декабрь? (Студень)

8.  Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился … (Снеговик)

9.  По земле зимой метёт (Позёмка)

10. В белом бархате деревня (Иней)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...