Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:


Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (сказка)
1–2-я части

Задачи: познакомить детей с началом сказки Н. Грибачёва «Рыжие листья»; упражнять детей в умении читать целыми словами; развивать зрительное восприятие, внимание, память; формировать умение устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности; воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе.

Оборудование:  предметные и сюжетные картинки, карточки для организационного момента, плакат со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Послушайте и отгадайте загадки.

1. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

2. Не на полу, не на потолке, с улицы в дом глядят, а из дома – на улицу. (Окна.)

II. Актуализация знаний.

1) Вводная беседа.

– О чём говорили на прошлом уроке?

– Что такое скороговорка? Какие скороговорки читали на прошлом уроке?

– О каком времени года составляли рассказ?

2) Составление рассказа об осени.

3) Чтение скороговорок с убыстрением темпа.

4) Вопросы.

– Как называется скороговорка? О каком дереве говорится в ней?

– Как вы понимаете выражение «Рябит от рябины в глазах у ребят»?

– Что такое «рябит»?

– Рябит – это значит в глазах у ребят ощущается чувство пестроты, множество разноцветных точек.

– Как называется вторая скороговорка?

– О каких деревьях в ней говорится? Почему все клёны стали рыжие?

5) Чтение загадок, отгадывание их.

– Какие слова помогли отгадать загадки? Почему автор называет листья золотыми монетками? На что ещё могут быть похожи осенние листья? В какое время года мы больше всего пользуемся зонтом? Почему?

III. Введение в тему.

– Как называется раздел, который читаем?

– О каком времени года рассказывают нам произведения из этого раздела? После какого времени года наступает осень? Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

– Что происходит с деревьями? Почему? Листья каких деревьев не меняют окраски?

– Какие изменения в жизни диких зверей происходят осенью? Назовите зверей, которые готовятся к зимней спячке. Назовите зверей, не впадающих в зимнюю спячку.

IV. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы прочтём удивительную увлекательную и познавательную сказку Н. Грибачёва. Как она называется, вы мне скажете сами.

– Какое слово у вас получилось? (Рыжие.)

– На чём были записаны буквы? (На листьях.)

– Соедините два слова: первое, составленное вами, второе – предметы, на которых были записаны буквы, и составьте фразу.

– Что у вас получилось? (Рыжие листья.)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами начнём читать сказку Н. Грибачёва, которая называется «Рыжие листья».

V. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этой сказке? Что такое сказка?

– Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства.

– А вот что необычного, волшебного в сказке и о чём, о ком в ней говорится, мы узнаем после того, как прочтём первые две части.

 Чтение учителем сказки по частям.

 Задание к первой части: как автор назвал главных героев?

 Задание ко второй части: к кому пришёл заяц Коська?

Физкультминутка

Маленький ежик, колюченький ёжик.

Дети идут по кругу, имитируя ходьбу ёжика, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд и назад.

Всех нас смеяться заставил до колик.

Останавливаются, держатся за животики.

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Сначала прыгают на прямых ногах, затем вприсядку.

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.

Ах, как смешно его уши торчали!

Делают «ушки» из ладошек.

Мы хохотали, души в нём не чая,

Опять держатся за животики.

Но на опушке, заметил волков,

Тут же наш ёжик свернулся в клубок.

Приседают, голову опускают, имитируют сворачивание в клубок.

VI. Продолжение изучения нового материала.

1) Артикуляционная разминка.

 Чтение гласных на одном выдохе с ударением на первый гласный.

А – Э – О – У

О – У – Ы – Э

А – Э – Ы – О

О – У – А – Ы

 Чтение слогов на одном выдохе с ударением на первый слог.

ДА – ДО – ДУ – ДЫ – ДЭ

ТА – ТО – ТУ – ТЫ – ТЭ

ДИ – ДЕ – ДЯ – ДЕ – ДЮ

ТИ – ТЕ – ТЯ – ТЕ – ТЮ

 Чтение скороговорки.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

ЛАПОТКИ (лапти) – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

2) Чтение трудных слов.

ДЕ–РЕ–ВЬЯ–МИ                        ОБ–РА–ДО–ВА–ЛАСЬ

НА–МЕ–ТЁТ                                ВО–РО–ХА–МИ

СПРЯ–ЧУСЬ                                 КА–НА–ВА

ПОД–СТЕ–РЕ–ГУ                        СРЕ–ДИ

ЛИС–ТЬЕВ                                СЪЕМ

БО–ЯЗ–НО                                ШЕ–ЛЕСТ

ПОД–ПОЛ–ЗА–ЕТ                        ПРО–ДИ–РА–ЕТ

ПО–БРО–ЖУ                                РАС–СКА–ЖЕТ

ПРИ–ДЁТ–СЯ                                ЗА–ХО–ДИТЬ

ПРИ–ГЛА–ШЕ–НИ–Я                О–ТЫС–КАЛ–СЯ

КИ–РЮ–ХА                                ПО–НИ–МА–ЕШЬ

ЗЕВ–НУЛ                                 ВЕС–НОЙ

УС–ТРА–И–ВАТЬ–СЯ                ПРИ–ХО–ДИ

ПО–СО–ВЕ–ТУ–ЕТ

НАМЕТЁТ ВОРОХАМИ – наметёт кучами.

КАНАВА – неглубокий и неширокий ров.

БОЯЗНО БЫЛО – страшно было.

ШЕЛЕСТ – слабый звук, издаваемый при падении листьев, ходьбе по листьям.

ГЛАЗА ЛАПАМИ ПРОДИРАЕТ – глаза лапками трёт.

БЕЗ ПРИГЛАШЕНИЯ ЗАХОДИТЬ – просто зайти, не дождавшись просьбы войти.

3) Чтение первой части комбинированно: учитель – ученик, ученик – ученик.

4) Чтение второй части по цепочке.

VII. Первичное закрепление.

1) Чтение в парах.

2) Вопросы на понимание.

– О каком времени года говорится в сказке?

– Чему обрадовалась лиса Лариска?

– Кому было боязно в лесу? Почему? Что решил утром заяц Коська?

– Как можно озаглавить первую часть сказки?

– К кому пришёл заяц Коська? Открыл ли дверь зайцу ёж Кирюха? Почему?

– Что рассказал зайцу ёж о себе?

– Как озаглавим вторую часть сказки?

VIII. Итог урока.

– Как называется сказка, которую начали читать сегодня на уроке?

– Почему это произведение является сказкой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...