Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Пояснительная записка

            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

         Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

         Урок с использованием технологии  игрового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.gribachev_ryzhie_listya.doc469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока по чтению и развитию речи

с использованием игровой технологии обучения

на тему:
«Рыжие листья» Н. Грибачев

3 класс

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2015

Пояснительная записка

        Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

        Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

        Урок с использованием технологии  игрового обучения. 

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступкам  героев, событию;

Учащиеся должны знать:

          название произведения, с которым знакомятся на уроке.

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Славная осень».

Тема урока: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок с использованием игровой технологии обучения.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Цель: совершенствовать навык чтения учащихся.

Задачи:

1. образовательные:

- улучшать умение работать с текстом;

- учить составлять план;

- учить читать по ролям;

2. коррекционно-развивающие:

- расширять словарный запас;

- учить выполнять вербальные инструкции;

- применять дифференцированный подход в обучении;

 -развивать память и речь учащихся.

3.воспитательные:

 - воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- формировать интерес к чтению;

 - прививать любовь к природе.

4. Здоровьесберегающие.

закреплять навык правильной посадки при чтении;

учить приемам релаксации.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3. Работа с текстом

4. Итог урока

5.Рефлексия, оценки за урок

6. Домашняя работа

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;

учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева;

ноутбук, проектор, презентация

Продолжительность урока: 40 минут

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

  1. Организационно-подготовительный

Цель:

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

- Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Ну-ка же проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,

Только лишь оценку пять!

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

Обучающиеся зрительно осматривают рабочее место, переключая внимание на педагога

Отвечают

 

Выполняют зарядку для языка

Личностные: создание ситуации успеха, самоопределение

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

2.Проверка домашнего задания

Цель: установить осознанность прочитанного

-  Отгадайте загадку:

На ветру они шуршат,

Под ногами шелестят,

В воздухе как снег кружат.

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

- Как называется произведение, которое мы изучаем в этом разделе сейчас?

- Кто написал это произведение? Кто автор?

- Почему это произведение называется сказкой?

Слайд 2

- А сейчас, ребята, проведем игру, которая называется «Кто лишний?» (Упражнение на развитие психических процессов – мышления)

 Заяц, лиса, лось, медведь, ёж, белка, волк (на доске картинки  с изображением животных)

- Ребята, оставьте картинки только с героями нашей сказки.

(Упражнение на развитие концентрации

внимания и его устойчивости)

        На бланке напечатаны буквы,

обнаружить среди букв слова (героев нашей сказки), подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАЛИСАЕЛ

МАРТЗАЯЦПОМЯЧВТЛОСЬРПМДЫМ

МЕДВЕДЬРЗЩНТСПРЖОКВИАИПБЕЛКА

АЫВАННАКРТЬАВОЛКОАИПСАЗШЁЖ

ШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИОО

ДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

- Молодцы, справились с заданием.

 - Следующая игра  «Найди ошибку».

- Найдите ошибку в именах наших героев:

Заяц      Потап

Лиса      Ленка

Медведь   Кирюха

Ёж            Коська

Белка       Лариска

Слайд 3

Правильный вариант:

Заяц   Коська

Лиса    Лариска

Медведь    Потап

Ёж       Кирюха

Белка    Ленка

Слайд 4

- Кто из героев вам понравился, а кто нет? Почему?

- Как зимует ёж и медведь?

- Нравится ли им зима?

- А как рассказала о зиме зайцу белка Ленка?

- Какую часть читали дома? Как озаглавили эту часть

Вспомните и объясните выражения:

Слайд 5

1. Повесил голову – расстроился.

2. От веку лодыри – бездельники, лентяи.

3. Бегать наперегонки – соревноваться друг с другом в скорости.

Чтение по ролям домашнего задания.

Дети в шапочках лисы и зайца читают текст по ролям.

 

 Отвечают

Регулятивные:

Самоконтроль

Коммуникативные:

умение вести диалоговую речь, высказывать свое мнение

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Физминутка

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

Зайчик наш присел, привстал,

Он нагнулся, потянулся,

Всем друзьям он улыбнулся,

От лисы он убежал,

Потому что умный стал.

Слайд 6

Выполняют

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

3. Работа по теме урока.

Цель: продолжить формирование умений и навыков обучающихся, понимание текста на уровне содержания и смысла

- Сегодня, ребята, мы продолжим работу над сказкой Николая Грибачева «Рыжие листья».

Словарная работа.

- Для того чтобы лучше понять сказку, нам нужно объяснить трудные слова, которые мы встретим в тексте:

Слайд 7

Сообразить – понять

Летел стрелой – быстро двигаться, бежать

Подкараулю – подстерегу

Словно бок обожгло – стало очень больно

Межа – линия, которая разделяет поле на части

Чтение сказки учителем

- Почему же, ребята, лисе не удалось поймать зайца?

Что он придумал, для того чтобы его не поймала лиса?

Давайте озаглавим эту часть.  

- Расположите заголовки частей сказки в соответствии с её содержанием.

Хитрая лиса Лариска,

Это вам совсем не киска,

Зубки у неё остры,

Глазки рыженькой хитры,

Все строчки перепутала,

Нас с вами запутала,

Поиграть видать хотела,

Надо нам поправить дело.

Слайд 8

а) Разговор с Потапом. (3)

б) Умный заяц. (5)

в) Хитрая лиса. (1)

г) У ежа Кирюхи. (2)

д) Белка Ленка. (4)

Слушают

Отвечают

«Умный заяц»

Коммуникативные: Познавательные:

развитие речи, расширение словаря

Познавательные: смысловое чтение

Коммуникативные:

 учебное сотрудничество.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации,   смысловое чтение,  построение логической цепи рассуждения

  Зрительная гимнастика.

Цель: снять  зрительное напряжение

В классе спрятались зверушки, найдите глазами.

Прошлись глазами  несколько раз.

Выполняют

Работа по теме урока

Цель: продолжить анализ произведения, подготовка для творческой работы

Работа над выразительным чтением. Подготовка к чтению сказки по ролям.

- Ребята, какие герои нам будут нужны, чтобы прочитать эту часть по ролям?

- С каким выражением прочитаем слова зайца, там, где он боится?

- Как должна измениться его интонация, когда он понял, как действовать?

А сейчас задание непростое,

Сейчас задание игровое,

Пару подбери скорей,

Покажи, что всех умней.

Игра «Подбери пару».

- Подберите к нашему плану подходящую иллюстрацию. Слайд 9

Отвечают

Познавательные: смысловое чтение

Коммуникативные:

 учебное сотрудничество.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации,   смысловое чтение,  построение логической цепи рассуждения

Логические:  анализ, сравнение, синтез

4. Итог

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

 - Какую сказку мы прочитали?
– Понравилась  ли вам сказка?
– За кого вы очень волновались, когда слушали сказку? 
– Что в данной сказке правда? 

– А что вымысел? 

Образ жизни зверей

У ежа есть кухня, сени, животные разговаривают между собой

 Регулятивные: контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

5. Рефлексия, оценивание работы

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 Ребята, вам понравилось на уроке?

Показывайте весёлого смайлика.

Если не понравилось – грустного смайлика.

Попробуем оценить свою работу.

Показывают

Обсуждают

Коммуникативные  личностные познавательные

освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности

6. Домашнее задание

Задание для третьей группы (1 ученик)

Чтение 4 части сказки.

Задание для второй группы (3ученика)

Чтение 4 части сказки по ролям.

Задание для первой группы (5 учеников)

Прочитать и пересказать 4 часть сказку.

Карине тренажёр по чтению

Литература

1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения.  В нем также применялся дифференцированн...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»

Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...