Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой
план-конспект урока (3 класс)

Пояснительная записка

 

            Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

         Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

         Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_kotenok.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока по чтению и развитию речи

с использованием технологии разно уровневого обучения

на тему:
«Котёнок» Л.Н. Толстой

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2015

Пояснительная записка

        Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

        Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

        Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Технология разно уровневого обучения

         Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового.               

        Цель: организовать учебный процесс на  основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

        Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

С  целью маршрута образовательного сопровождения на учебный год класс распределяла на типологические группы. Отслеживала динамику усвоения учебного материала в зависимости от психофизических возможностей с учетом групп:

I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы,   работоспособность хорошая,   продуктивна,   нет  отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.

II группа– запоминание медленное,   неустойчивое,   ослаблена память, затрудняются делать выводы, обобщения. Задание на развитие (формирование)  психических функций.

III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.

        С учётом возможностей и способностей каждого учащегося  поставлены коррекционные задачи.

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

Учащиеся должны знать:

                название произведения, с которым знакомятся на уроке.

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Люби всё живое».

Тема урока: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Цель: продолжить знакомство детей с биографией Л.Н.Толстого, его рассказами;

Задачи:

образовательные:

- познакомить с содержанием рассказа «Котенок» Л.Н.Толстого;

- улучшать умение работать с текстом;

- учить составлять план.

 коррекционно-развивающие:

развивать память и речь учащихся; корригировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез), внимание, память; обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы и чтения произведения.

воспитательные:

 - воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- формировать интерес к чтению;

 - прививать любовь к природе.

здоровье сберегающие:

закреплять навык правильной посадки при чтении;

учить приемам релаксации.

Структура урока:

 

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока.

Основная часть

4. Знакомство с писателем и его творчеством.

5.Первичное ознакомление с текстом

6. Словарная работа

7. Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

8. Работа с текстом

9. Работа с иллюстрацией

10. Итог урока

11.Рефлексия, оценки за урок

12. Домашняя работа

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева; - портрет Л.Н.Толстого,  рабочие тетради учащихся, - мимические картинки “настроение”, - изображение котенка, - записи на доске

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель:

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников.

Просит проверить готовность к уроку. Рапорт.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция

 Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так.

(Рот  широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из  стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка  4 -  6раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

(Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе)

Выполняют все действия

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

2.Проверка домашнего задания

Цель: Выявление навыков правильного, выразительного чтения.

Ребята, что было задано на дом?

Покажите, какие книги принесли.

Карине (3 группа) надо было подготовить выразительное чтение отрывка из любого произведения

Молодцы

На прошлом уроке у нас было внеклассное чтение

Найти рассказы В. Драгунского и прочитать

Показывают, читают

Регулятивные:

самоконтроль

Личностные:

реализация разно уровневого подхода, создание ситуации успеха, опора на зону ближайшего развития отстающих детей

Коммуникативные: умение правильно читать предложенный текст

3.Сообщение темы и цели урока.

Цель: на основе вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока, прогнозирование

Проблемная ситуация

Ребята, сегодня вы сами сформулируете тему урока, о ком будем читать,  выполнив несколько упражнений

Каждый получает карточки

  1. Прочитайте слово, которое зашифровано в таблице.

Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

        На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛПОКОТИКВТРПМКОТЁНОКЩЙЬМШЦЫКОТИЩЕЛИНКИЗЩНТСПРЖОКВИАИПКОТОФЕЙЫЛЕДОХОДКРТЬАКОТЯРАОАИПСАЗШОТШМКОТЁНОКОРВСТРАЛГПАЛК

2.

     

т

к

о

ё

н

к

о

  3      

  1        

    6      

   4        

         

 5

7

2

Какое слово получили?

Правильно «Котенок»

О ком будем читать?

Выполняют

Помощь Карине (3 группа), учащимся 2 группы по необходимости

Отвечают

Регулятивные:  целеполагание, как постановка учебной задачи, прогнозирование.

4. Знакомство с писателем и его творчеством.

Цель: расширить знания детей о писателе

Сегодня будем читать произведение Л.Толстого «Котенок».

Л.Н.Толстой был богатым, владел землями, потом стал крестьянином, защищал простой народ, писал сам учебники.

Он  был добрым, улыбался, близок был с детьми, веселый.

 У него были близкие, добрые, внимательные  отношения с детьми, ничего не упускал из виду.

Прежде чем начать знакомиться с произведением, отдохнём.

Слушают биографию. Рассматривают портрет.

 Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

По дорожке - 2 раза
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, 
До лужайки добежим.
На лужайке -2 раза
Мы попрыгаем, как, зайки.
Стоп, присели, отдохнем.
И домой пешком пойдем.

Дети выполняют упражнения.

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

5.Первичное ознакомление с текстом

Цель: 
познакомить на слух учащихся с текстом.

 

- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

Познавательные: смысловое прослушивание

6. Словарная работа

Цель:

обогащение словаря

- Вы отметили слова. Назовите их.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи.

подле – около

что было духу – очень быстро

щавель - растение

амбар – (чтение по толковому словарю)

Дети называют слова.

2 – 3 ученика объясняют значение знакомых для них слов

Учащиеся 2, 3 группы читают по очереди

Коммуникативные: Познавательные:

развитие речи, расширение словаря

7. Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

Ребята (1, 2 группа) читаете самостоятельно

Карина (3 группа) читаем по слогам вместе

Ребята, помним  о правильной осанке при чтении

Дети читают самостоятельно

Карина вместе с учителем

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

8. Работа с текстом

Цель:

понимание текста на уровне содержания и смысла

- Понравилась ли вам быль?

 Почему?

- Кто больше всего понравился?

Почему?

- За кого вы волновались, когда слушали быль?

Почему?

Сейчас, ребята поработаем по тренажеру. Получаете карточки, на ней таблица  с вопросами и ответами, вам надо найти нужные ответы на каждый вопрос

(ТРЕНАЖЕР СМОТРИ НИЖЕ)

Ребята, давайте сейчас попробуем ответить на вопросы, используя тренажер

Отвечают

Работают

Ответили по очереди все

Учащиеся 2, 3 группы легко ответили на вопросы, используя тренажер

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

9. Работа с иллюстрацией

Цель: полное осмысление прочитанного

– Рассмотрите рисунок к этому произведению.

-Что изображено на нём?

Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этому рисунку подходящее название

 

- А как бы вы назвали рисунок?

 Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Дают ответы на поставленные вопросы.

Выбирают подходящее название к иллюстрации.

Ответы детей.

Добиваться полных ответов. Стимулировать активность на уроке слабых учеников.

Логические: анализ, сравнение, синтез

10. Итог урока

Цель: обобщить знания, полученных на уроке

- Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Котенок»?

– Можно ли дать ему другое название?

– О чём задумались после чтения этого рассказа?

 

– Чему учит нас этот рассказ?

Отвечают

Ответы детей.

Регулятивные:

контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

11.Рефлексия, оценки за урок

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кружок – смайлик, но без улыбки (рта).

Изобразите веселого смайлика – если вам понравилось,  если нет – то грустного смайлика.

Попробуем оценить свою работу

Анализируют свою деятельность.

Коммуникативные, личностные, познавательные

-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности

12. Домашнее задание

Выразительное чтение  «Котенок» -  1 группа, 2 группа

Подготовить выразительное чтение отрывка – 3 группа

Карине тренажёр по чтению.

Подготовить ответы по тренажеру всем.

Запись домашнего задания в дневниках.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение

Тренажер

Автор произведения

собаки

Кошку  с котятами

Брат и сестра – Вася и Катя, котенок

Пропала

Кто – то мяучит

Л.Н. Толстой

Играть на дороге

серого с белыми лапками

Вася

Главные герои?

Что случилось с кошкой?

Что однажды услышали подле амбара?

Кого нашли ребята  под крышей амбара?

Какого котенка выбрали ребята?

Куда однажды ребята взяли с собой котенка?

Кто хотел схватить котенка?

Кто спас котенка?

Литература

1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...