Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой
план-конспект урока (3 класс)

Пояснительная записка

 

            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

         Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

         Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_akula.docx125.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока по чтению и развитию речи

с использованием технологии разно уровневого обучения

на тему:
«Акула» Л.Н. Толстой

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2016

Пояснительная записка

        Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

        Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

        Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Технология разно уровневого обучения

         Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового.               

        Цель: организовать учебный процесс на  основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

        Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

С  целью маршрута образовательного сопровождения на учебный год класс распределяла на типологические группы. Отслеживала динамику усвоения учебного материала в зависимости от психофизических возможностей с учетом групп:

I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы,   работоспособность хорошая,   продуктивна,   нет  отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.

II группа– запоминание медленное,   неустойчивое,   ослаблена память, затрудняются делать выводы, обобщения. Задание на развитие (формирование)  психических функций.

III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.

        С учётом возможностей и способностей каждого учащегося  поставлены коррекционные задачи.

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

Учащиеся должны знать:

                название произведения, с которым знакомятся на уроке.

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Лето красное идёт».

Тема урока: «Акула» Л.Н. Толстой

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Цель: создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», совершенствовать навык чтения учащихся.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с содержанием рассказа «Акула» Л.Н.Толстого;

- улучшать умение работать с текстом;

- учить составлять план.

 коррекционно-развивающие:

развивать память и речь учащихся; корригировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез), внимание, память; обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы и чтения произведения.

воспитательные:

 - воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- формировать интерес к чтению;

 - прививать любовь к природе.

здоровье сберегающие:

закреплять навык правильной посадки при чтении;

учить приемам релаксации.

Структура урока: 

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока.

Основная часть

4. Знакомство с писателем и его творчеством.

5.Первичное ознакомление с текстом

6. Словарная работа

7. Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

8. Работа с текстом

9. Работа с иллюстрацией

10. Итог урока

11.Рефлексия, оценки за урок

12. Домашняя работа

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева;

ноутбук, проектор, презентация

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель:

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников.

Просит проверить готовность к уроку. Рапорт.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция

 Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

Выполняют все действия

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

2.Проверка домашнего задания

Цель: Выявление навыков правильного, выразительного чтения.

Ребята, что было задано на дом?

1 группа чтение выразительное

2, 3 группа чтение отрывка выразительно

В.Бианки «Купание медвежат»

Читают по очереди по учебнику (проверка выразительности)

Читают

Регулятивные:

самоконтроль

Личностные:

реализация разно уровневого подхода, создание ситуации успеха, опора на зону ближайшего развития отстающих детей

Коммуникативные: умение выразительно читать предложенный текст

3.Сообщение темы и цели урока.

Цель: на основе вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока

Организует деятельность учащихся  направленную на постановку цели и задач урока.

- Ребята, отгадайте загадки.

1.Вильнёт хвостом

Туда – сюда-

И нет её,

И нет следа

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила (щука)

- Что вы можете рассказать об этой рыбе?

- А какие ещё бывают рыбы?

- Ребята, а какую морскую хищную рыбу вы знаете?

-А, что вы знаете об акуле?

- Ребята, об этой удивительной рыбе дополнит ваше знание Владислав

 

- Ребята, вы послушали сообщение Владислава, оно носит научно – познавательный характер. Молодец.

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»

Определяют  тему, формулируют цель и    свои  задачи урока.

Рыба

Щука

 Речная, хищная.

Морские

Акула (Слайд 2)

Ответы детей.

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Рассказ ученика

Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, при движении акулы испытывают очень маленькое сопротивление воды, поэтому они быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы усажены несколько рядов острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Акулы отличаются друг от друга внешним обликом и величиной. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами. Акулы рождают живых детёнышей. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб вымерших миллионы лет назад.

Регулятивные:  целеполагание, как постановка учебной задачи, прогнозирование.

4. Знакомство с писателем и его творчеством.

Цель: расширить знания детей о писателе

- Ребята, посмотрите на выставку книг

Все рассказы, помещённые в эти книги, написал Л.Н.Толстой.

- А какие произведения Л.Н.Толстого вы прочитали самостоятельно?

- О чём пишет Л.Н.Толстой?

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) . Родился 9сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам учил их.

Дети называют и показывают книги прочитанные самостоятельно.

- Он пишет о природе, о животных, о детях, о людях.

Слушают биографию. Рассматривают портрет.

(Слайд 3)

Коммуникативные: умение высказывать свое отношение к прочитанному

 Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

Игра «Морская фигура», под музыку.

Дети выполняют упражнения.

(Слайд 4)

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

5.Первичное ознакомление с текстом

Цель: 
познакомить на слух учащихся с текстом.

 

- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

Познавательные: смысловое прослушивание

6. Словарная работа

Цель:

обогащение словаря

- Вы отметили слова. Назовите их.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи.  В начале самостоятельно по тренажеру попробуйте найти значение.  Тренажёр (словарные слова) смотри ниже

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения заряда.

Дети называют слова.

2 – 3 ученика объясняют значение знакомых для них слов

Учащиеся 2, 3 группы читают по очереди

(Слайд 5)

Коммуникативные: Познавательные:

развитие речи, расширение словаря

7. Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

Ребята (1, 2 группа) читаете самостоятельно

Карина (3 группа) читаем по слогам вместе

Ребята, помним  о правильной осанке при чтении

Дети читают самостоятельно

Карина вместе с учителем

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

8. Работа с текстом

Цель:

понимание текста на уровне содержания и смысла

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Куда приплыл корабль?

– Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?

– Когда его охватил страх?

–Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?

–Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?

– Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?

–Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?

- Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.

- Расположите название каждой части по порядку (каждый получает карточку)

3.Встреча с акулой.

1.Корабль у берега Африки.

2.Весёлое купание в море.

5. Спасение ребят.

4. Артиллерист выстрелил в акулу.

Было очень жарко, капитан дал команду купаться.

К берегам Африки.

Он стоял на палубе и любовался на своего сына.

Когда он увидел акулу подплывающую к мальчикам.

Ребята зачитывают отрывок, описывающий состояние артиллериста.

Ответы детей.

Находят и обосновывают название каждой части рассказа.

Ребята 1 группы работали самостоятельно

Ребята 2 группы с небольшой помощью

Карина (3 группа) вместе с учителем

(Слайд 6)        

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

9. Работа с иллюстрацией

Цель: полное осмысление прочитанного

– Рассмотрите рисунок к этому произведению.

-Что изображено на нём? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этому рисунку подходящее название

 

- А как бы вы назвали рисунок?

 Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Дают ответы на поставленные вопросы.

Выбирают подходящее название к иллюстрации.

Ответы детей.

Добиваться полных ответов. Стимулировать активность на уроке слабых учеников.

Логические: анализ, сравнение, синтез

10. Итог урока

Цель: обобщить знания, полученных на уроке

- Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Акула»?

– Можно ли дать ему другое название?

– О чём задумались после чтения этого рассказа?

- Кому из героев вы больше всего сопереживали?

 

– Чему учит нас этот рассказ?

- Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?

Отвечают

Старому артиллеристу.

Прежде, чем совершить поступок нужно подумать.

Ответы детей.

Регулятивные:

контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

11.Рефлексия, оценки за урок

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на 5; Жёлтым – 4; Красным – 3.

Попробуем оценить свою работу

Анализируют свою деятельность.

Коммуникативные, личностные, познавательные

-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности

12. Домашнее задание

Выразительное чтение  «Акула» -  1 группа, 2 группа

Подготовить выразительное чтение отрывка – 3 группа

Карине тренажёр по чтению

http://static4.read.ru/images/booksillustrations/177183.jpg

Запись домашнего задания в дневниках.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение

Литература

1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева

Тренажёр (словарные слова)

горючий шнур для воспламенения заряда.

упирающаяся в землю задняя часть пушки.

военнослужащий при огнестрельном орудии.

горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Хобот –

Палуба 

Якорь –

Фитиль 

Артиллерист –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...