Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

 

Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.

Задачи:

Развивать фонематический слух, связную речь; наблюдательность на примере слов, различающихся ударением,

Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

      Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Оборудование:  Учебник « Русский язык» 4 класс  для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида (Авторы: А.К.Аксёнова, Н.Г Галунчикова) , сюжетные картинки, картинка с изображением волшебника «Ударение»,звуковые символы, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального

 ( коррекционного) обучения  по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.

Задачи:

Развивать фонематический слух, связную речь; наблюдательность на примере слов, различающихся ударением,

Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

      Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Оборудование:  Учебник « Русский язык» 4 класс  для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида (Авторы: А.К.Аксёнова, Н.Г Галунчикова) , сюжетные картинки, картинка с изображением волшебника «Ударение»,звуковые символы, ИКТ.

                                                    Ход урока

I.Организационный момент.

 1. Психологический настрой

 - Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

Улыбнитесь друг другу.

 Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

        Руки! На месте,

        Ноги! На месте,

        Логти! У края.

        Спинка! Прямая!

2.Физкультминутка для мышц рук ,   « Моя семья»

 по методике Ф.В. Базарного

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

 Этот пальчик-я, вот и вся моя семья 

II.Минутка  чистописания

а) прописывание по образцу учителя букв: я,ю,у, и,е,ё,о,э,ы,а

-Какие это буквы?

б)у учащихся на партах карточки с буквами, звуковые символы

 из ряда букв выбрать гласные; согласные.

-Поднимите неваляшку с красным кармашком, если услышите гласный; с синим кармашком ,если услышите твёрдый согласный; (произношу вперемежку гласные и согласные звуки)

-Запишите в первую строчку гласные, во вторую –согласные .

-Чем гласный отличается от согласного?

-Сегодня знания о гласных и согласных помогут вам справиться с новыми заданиями.

III. Письмо  по памяти

-Что было задано на дом? ( Упражнение 10, страница 79.)

-О ком говориться в стихотворении?

-Прочтите четверостишие наизусть.

-Какие знаки препинания встретились?

-Запишите четверостишие по памяти.

IV. Физкульминутка.

Для начала мы с тобой покачаем головой.

Оборот и оборот,а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

V.Введение в тему урока.

-Прочитайте то, что записано на доске:

У Кати хорошие игрушки.

Кати шар ко мне.

У Маши цветы в комнате.

Не маши палкой.

-Сравните выделенные слова .

-Есть ли какая разница?

(Демонстрирую предметную картинку с изображением гномика-волшебника.)

На доске плакат с теми же предложениями, но в выделенных словах поставлено ударение.

Сегодня мы познакомимся с ролью ударения в словах, будем упражняться в выделении ударного слога в словах.

VI. Изучение нового материала.

1.Роль ударения в слове.

Есть слова в русской речи,

В родном языке!

 Одинаково их пишут,

Но.. по-разному их слышат.

 -Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните ,что они обозначают.

У зайца два длинных уха. Варилась уха.

В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.

-Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог.

-Что вы можете сказать об этих словах?( От ударения зависит смысл слова)

-Запишите предложение в тетрадь:

    /             /               /

Солнце село за село.

Произнесите каждое слово, как бы пропевая.

Один слог в слове произносится сильнее других.

Такой слог называется ударным.

Остальные слоги называются безударными.

Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

-Назовите буквы ,над которыми мы с вами поставили ударение.

В каком домике живут эти буквы?

Почему в красном?

_Есть ли слова, в которых ударение падает на согласный?

( Таких  слов  нет. Ударение  падает всегда на гласный)

-Прочтите стихотворение:

Ударный звук, ударный звук!

Он назван так не даром.

Эй, молоточек, верный друг,

 Отметь его ударом!

И молоток- стучит, стучит,

 И чётко речь моя звучит

                                          А.Шибаев.

 VII.Закрепление

 1.Работа с  учебником.

- Чтение, заучивание правила.с.80

2.Упражнение 13

VIII Итог урока –

Вспоминаем ,что вам известно об ударении.( Ударение падает на гласный. Ударение может изменить смысл слова.)

-Волшебнику и мне хочется сказать вам спасибо за урок , за вашу замечательную работу.

-Что помогло вам правильно выполнить задания?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"

Цели:Образовательная: закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов.Коррекционная: обогатить словарный запас учащихся по темам: фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы.Воспитательная: пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Правило написания предложения".

Тема: Правило написания предложения.Задачи:1.        Продолжать учить определять разницу между предложением и группой слов,2....