Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гафиева Гульдар Азатовна

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе.

Тема: «Дифференциация букв с-з».


Цели: дифференциация букв и звуков з - с

Задачи:

- закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;

- уточнять характеристику звуков [З] и [С];

- развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;

- обогащать словарный запас;

- развивать мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

- воспитание положительной школьной мотивации, желания получать радость от учебного труда, доставлять радость другим людям.

Тип урока: изучение нового

Оборудование для учителя: доска, учебник, плакат, слова на магните.

Раздаточный материал для детей – карточки с буквами и словами з, с, раскраски.


Ход урока.

  1.  Орг. момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Ученики! Все сели красиво, улыбнулись и давайте начнем урок.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами, продолжаем работать над звуками С и З. Вам знакомы эти звуки и буквы?

Ребята, сейчас будем выполнять артикуляционную гимнастику. Помним, что это? Это зарядка для губ, языка и зубов.

Артикуляционная гимнастика.

Выполняем упражнение:

 «Улыбка»

«Заборчик»

«Часики»

«Почистим нижние зубки»

Теперь делаем вдох и произносим гласные звуки, буквы. Давайте все вместе.

Давайте теперь вспомним артикуляцию звуков С и З- это (положение губ, языка, зубов.)  Все вместе повторяем за мной. Произносим звук С.

Как мы произносим звук С? (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, поставили ручки и показали мне, что у нас язык делает, язык у нас находится рядом с зубами). Звук С произносится глухо.

Молодцы! Теперь,  давайте произнесем звук З. Все идет точно также, но добавляем голос (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, положили ручки на горлышко и произнесем все вместе, что происходит? У нас стучит молоточек, да? Чувствуете?)

Что включается при произношении звука З? Голос.  Звук З звонкий и бьет колокольчик.

У кого не получается? Давайте поможем ему.

  1. Основная часть.
  1. Какое сейчас у нас время года? Зима.

Ребята зима нам приносит  Новый Год, верно? Вот мы с вами тоже подготовились встретить НГ, даже нарядили нашу елочку. Новый год к нам приходит зимой, давайте составим из букв слово ЗИМА. Проговаривают З-И-М-А.

  1. Составим слово ЗИМА

Какой первый звук? З. Давайте проговорим с вами вместе З.

  1. Перед вами картинка Зимы, опираясь на эту картинку давайте расскажем. За что мы любим зиму? (ответы детей)
  2. Что вы видите? Почему вокруг белым бело, что это такое? Это СНЕГ. Правильно.  Давайте      произнесем это слово все вместе СНЕГ. Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе СНЕГ, в слове снег какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно.  Поставь под буквой синий круг.

  1. Что дети делают? На чем они катаются? На санях.  Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе САНКИ, в слове санки какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Синий круг.

  1. Посмотрите, кто катается на санках? Дети? Мальчики и девочки. Вот, посмотрите, тут на санках катается мальчик, давайте придумаем ему имя? Захар, хорошее имя? Вам нравится?

Кто найдет это слово? Давайте прочитаем это имя. ЗАХАР. Какая первая буква? З. Давайте все хором произнесем этот звук. Положили ручки и произносим. Стучит молоточек? Буква З у нас звонкая. Поставь в таблицу, где у нас находится буква З. Поставь под буквой синий круг.

Почему слово Захар с большой буквы? Это имя. Имена мы всегда пишем с большой буквы. Где стоит буква З? В начале или в конце? В начале, правильно. Найдем схему.

  1. Посмотрите, с Захаром еще на санках катается девочка, ее зовут Сима. Давайте произнесем это имя все вместе СИМА. Кто выйдет к доске и найдет это имя? С какой буквы начинается? С буквы С. Давайте произнесем этот звук. С. Почему с большой буквы. Это ИМЯ. Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Поставь под буквой синий круг.
  2. Все дети оделись как? Тепло. Почему? Чтобы им не было холодно. Правильно. Зимой у нас МОРОЗ.

Произнесем по буквам это слово. М-О-Р-О-З. Найдите это слово. Прочитайте. Покажите, где находится буква З? В конце. Поставь синий круг под буквой З.

  1. Дети, зимой когда морозно, холодно на окне Дед Мороз рисует разные узоры. Правда? Вы видели когда-нибудь? Вот посмотрите, это узор. (картинка узор). Найдите это слово и поставьте в нужную сторону в правую где С или на левую где З? Произнесем это слово, УЗОР. Какой звук здесь слышите? З или С? Конечно З. 

У_З_О_Р  посмотрите и скажите где находится в этом слове буква З? В середине. Поставьте синий круг. Правильно.

Ребята, чем отличается  звук С от З? Звук З произносится с голосом, звонко. Давайте произнесем. Положили ручки. А звук С глухой. При произношении сквозь зубов у нас проходит холодная струя. Произнесите.

  1. Физминутка.

Проводится физминутка под музыку.

«Фиксики»

«Зайчики»

Жили-были зайчики над лесной опушкой,

жили были зайчики, в беленькой избушке,

 мыли ушки, мыли лапки,

наряжались зайчики,

надевали тапочки.

IV. Закрепление.

1. Дифференциация букв на уровне слова.

Чтение слов под картинками. Хором.

2. Дифференциация букв на уровне предложения.

-Скажу вам по секрету: следующее испытание мы сможем выдержать только все вместе, помогая друг другу.

Чтение текста «Зима» (Букварь стр. 75). Чтение предложений хором, самостоятельно, по цепочке.

Радость кроется в дружной работе.

V. Итог урока.

-Где прячется радость?

- Чему мы научились на уроке?

Различать буквы и звуки С-З.

- понравился вам урок?

- сегодня, все хорошо потрудились. (Оценивание.)

По времени.

Различения звуков на слух с использованием игровых приемов.

- Паровоз спускает пары (С-с-с.)

- Комар звенит.(З-з-з)

- Пила гудит (З-з-з)

- Работает насос (С-с-с).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи по сказке «У страха глаза велики»

Ознакомление учащихся с русской народной сказкой....

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи.Е. Пермяк "Самое страшное"

Урок содержит много коррекционно-развивающих упражнений, заданий на развитие памяти, мышления. речи. Программа В.В.Воронковой....

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...