Занятие по теме: «Интонация в различных видах искусства»
статья на тему

Лис Надежда Анатольевна

Занятие по теме: «Интонация в различных видах искусства».

 

 

Цель: расширить представление детей о единой основе музыки, литературы, живописи-интонации, как воплощение /в широком смысле/ художественного образа в музыкальных звуках, звуках речи, звучащих картинах.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, фоно-хрестоматия, портреты А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, таблица с песней «Ах, по морю», таблички «музыка», «литература», «живопись», «интонация», таблица инструментов симфонического оркестра.

 

1. Вступление

 

Педагог. Сегодняшнее занятие, ребята, я позволю себе начать со слов известнейшего и любимого многим русского поэта, современника Михаила Ивановича Глинки – Александра Сергеевича Пушкина: «Он был, о море, твой певец!»

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать? /О музыке, изображающей море./

- Прочтите это высказывание выразительно, с интонацией. /Дети импровизируют, делая акценты на разные слова, фразы «он», «море», «твой», и наконец «певец» и приходят к совместному с учителем выводу о том, что разговор будет о прославлении красоты морской стихии человеком, а почувствовать и понять это мы смогли благодаря правильному, почти музыкальному прочтению пушкинского стиха, в интонационной основе которого дети услышали колокольность./

- А теперь подумайте, какие виды искусства будут присутствовать на сегодняшнем занятии. / Музыка, литература, изобразительное искусство./

/По ходу ответом на доску прикрепляются таблички./

Язык Пушкина – это нетленная сокровищница поэтической красоты и чистоты русского языка. Именно его поэтическая интонация станет проводником в сегодняшнее занятие. Вслушайтесь еще раз внимательно: «Он был, о море, твой певец!»

 

2. Экспозиция

 

Опираясь на личный опыт детей, выявить, насколько они представляют, что такое море. Настроить их на восприятие музыки Римского-Корсакова. Распевание с помощью элементов фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова. Через импровизацию способствовать освоению языка музыки как «искусства интонируемого смысла».

- Ребята, а кто из вас видел море? Какое оно? Какое чувство охватило вас, когда вы первый раз увидели его? Какие у него характер, настроение, цвет? Как они меняются? /Импровизированные ответы детей с использованием жестов, мимики./

- А теперь помогите почувствовать море тем ребятам, которые его никогда не видели и, главное, не слышали. Как звучит море?

Игра «Как звучит море». Пластикой рук изображаются набегающие волны, добавляется одновременный вдох и звук «ш», затем «ф». Дети выбирают, какой из звуков более, по их мнению, соответствует шуму морской волны, и повторяют упражнение несколько раз, а учитель на их фоне пропевает мелодию русской народной песни «Ах, по морю». Затем один куплет песни разучивается по нотной записи на таблице, и в процессе исполнения к нему подключается «шум» морской волны, для этого класс делится на две группы. Группы меняются ролями, и шум волны заменяется на слог «ле», выступающий в роли органного пункта.

- Ребята, в роли кого мы сейчас с вами побывали, изображая море? / Дети приходят к выводу, что не только в роли исполнителя, но и композитора, т.к. не просто исполнили песню, но и приукрасили ее./

- А теперь мы поменяем настроение песни. Как нам это сделать? / Импровизация с изменением лада, темпа, громкости, ритма и «цвета» музыки./

- А сейчас в роли кого вы побывали? / В процессе размышления подвести детей к выводу о том, что сейчас они были художниками (в широком понимании этого слова), т.е. творцами. А пощником им в этом была музыкальная интонация./

 

3. Разработка

 

Помочь ощутить общность выразительных средств музыки и живописи.

- Вот мы побывали с вами композиторами, исполнителями. И сейчас отправляемся в плавание вместе с известным мореплавателем, выпускником морского кадетского корпуса города Петербурга. Догадались, о ком идет речь? /О Николае Андреевиче Римском-Корсакове./

- Вслушайтесь, какое чувство охватило вас? /Звучит вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». «Океан – море синее»./

- Что вы ощутили? Какое впечатление появилось, а может быть целая картина? /Дети подбирают слова для выражения своих чувств, впечатлений, смены цветовой гаммы. Подбирают названия произведению./

- Но благодарю чему мы ощутили все это? В чем здесь секрет?

/Дети отмечают сиренево-синий, густой голос низких струнных инструментов, которые в сочетании с высокими деревянными духовыми создают ощущение величавой и полной жизни морской стихии./

- Правы ли мы? Давайте проверим. Приготовьте свои руки. Сейчас мы руководители оркестра и выражаем настроение моря пластикой рук, мимикой.

 

4. Кульминация

 

С помощью пластического интонирования попробовать изобразить, выразить настроение и характер, образ. Повторное слушание. Пластическое интонирование.

- Молодцы, ребята. Но у меня остался один вопрос. Эта музыка была сказочная или реальная, из нашей с вами жизни? / Вначале реальная, а потом сказочная./

- Почему так решили? /Потому, что появились сказочные интонации./

Вы правы. Музыкальная интонация, она, как речь. Если научиться ее слушать и слышать, то можно многое понять, почувствовать без слов. И сейчас вы совершенно верно определили, что попали в сказочный мир оперы Н.А. Римского-Корсакова. И сейчас я обращаюсь к юным музыковедам.

- В какой опере этого композитора новгородский гусляр оправляется в плавание по «океан-морю синему»? /Садко./

- А что же художники? С какой интонацией они с нами говорят? /Предлагаются пейзажи И. Айвазовского. Дети определяют настроение, причем используют выражения: пейзаж с лирической интонацией, грозная речь, бурный рассказ …/

- И если мы вновь вернемся к нашим табличкам «музыка», «литература» и «живопись», то каким словом объединим эти виды искусства?

Схема приобретает следующий вид:

 

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ЖИВОПИСЬ

 

 

 

музыкальные

звуки

звуки

речи

звучащие

картины

 

 

 

ИНТОНАЦИЯ

 

впечатления, ощущения, настроение

 

Значит, мы еще раз убедились, что именно интонация играет большую роль в искусстве, благодаря ей мы можем не только чувствовать настроение произведения, но и понять его смысл, содержание.

 

5. Реприза. Логическое выстраивание всех этапов занятия в схему.

 

Итак, ребята, мы убедились в том, что основой искусства является интонация. Но если прислушаться, присмотреться к окружающему миру, то мы почувствуем, что интонацией насыщена вся наша жизнь, да и мы с вами тоже. О чем думаем, как говорим, общаемся, ходим, что слышим, видим, как реагируем – все имеет свою интонацию.

6. Подведение итогов

 

- А закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами Маленького принца из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Всем спасибо. Всего вам доброго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsiya_v_razlichnykh_vidakh_iskusstva.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение гимназия №205 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Занятие «Интонация в различных видах искусства»

Разработано и проведено воспитателем

Лис Надеждой Анатольевной

г. Санкт-Петербург

2014 г.

Занятие по теме: «Интонация в различных видах искусства».

Цель: расширить представление детей о единой основе музыки, литературы, живописи-интонации, как воплощение /в широком смысле/ художественного образа в музыкальных звуках, звуках речи, звучащих картинах.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, фоно-хрестоматия, портреты А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, таблица с песней «Ах, по морю», таблички «музыка», «литература», «живопись», «интонация», таблица инструментов симфонического оркестра.

1. Вступление

Педагог. Сегодняшнее занятие, ребята, я позволю себе начать со слов известнейшего и любимого многим русского поэта, современника Михаила Ивановича Глинки – Александра Сергеевича Пушкина: «Он был, о море, твой певец!»

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать? /О музыке, изображающей море./

- Прочтите это высказывание выразительно, с интонацией. /Дети импровизируют, делая акценты на разные слова, фразы «он», «море», «твой», и наконец «певец» и приходят к совместному с учителем выводу о том, что разговор будет о прославлении красоты морской стихии человеком, а почувствовать и понять это мы смогли благодаря правильному, почти музыкальному прочтению пушкинского стиха, в интонационной основе которого дети услышали колокольность./

- А теперь подумайте, какие виды искусства будут присутствовать на сегодняшнем занятии. / Музыка, литература, изобразительное искусство./

/По ходу ответом на доску прикрепляются таблички./

Язык Пушкина – это нетленная сокровищница поэтической красоты и чистоты русского языка. Именно его поэтическая интонация станет проводником в сегодняшнее занятие. Вслушайтесь еще раз внимательно: «Он был, о море, твой певец!»

2. Экспозиция

Опираясь на личный опыт детей, выявить, насколько они представляют, что такое море. Настроить их на восприятие музыки Римского-Корсакова. Распевание с помощью элементов фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова. Через импровизацию способствовать освоению языка музыки как «искусства интонируемого смысла».

- Ребята, а кто из вас видел море? Какое оно? Какое чувство охватило вас, когда вы первый раз увидели его? Какие у него характер, настроение, цвет? Как они меняются? /Импровизированные ответы детей с использованием жестов, мимики./

- А теперь помогите почувствовать море тем ребятам, которые его никогда не видели и, главное, не слышали. Как звучит море?

Игра «Как звучит море». Пластикой рук изображаются набегающие волны, добавляется одновременный вдох и звук «ш», затем «ф». Дети выбирают, какой из звуков более, по их мнению, соответствует шуму морской волны, и повторяют упражнение несколько раз, а учитель на их фоне пропевает мелодию русской народной песни «Ах, по морю». Затем один куплет песни разучивается по нотной записи на таблице, и в процессе исполнения к нему подключается «шум» морской волны, для этого класс делится на две группы. Группы меняются ролями, и шум волны заменяется на слог «ле», выступающий в роли органного пункта.

- Ребята, в роли кого мы сейчас с вами побывали, изображая море? / Дети приходят к выводу, что не только в роли исполнителя, но и композитора, т.к. не просто исполнили песню, но и приукрасили ее./

- А теперь мы поменяем настроение песни. Как нам это сделать? / Импровизация с изменением лада, темпа, громкости, ритма и «цвета» музыки./

- А сейчас в роли кого вы побывали? / В процессе размышления подвести детей к выводу о том, что сейчас они были художниками (в широком понимании этого слова), т.е. творцами. А пощником им в этом была музыкальная интонация./

3. Разработка

Помочь ощутить общность выразительных средств музыки и живописи.

- Вот мы побывали с вами композиторами, исполнителями. И сейчас отправляемся в плавание вместе с известным мореплавателем, выпускником морского кадетского корпуса города Петербурга. Догадались, о ком идет речь? /О Николае Андреевиче Римском-Корсакове./

- Вслушайтесь, какое чувство охватило вас? /Звучит вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». «Океан – море синее»./

- Что вы ощутили? Какое впечатление появилось, а может быть целая картина? /Дети подбирают слова для выражения своих чувств, впечатлений, смены цветовой гаммы. Подбирают названия произведению./

- Но благодарю чему мы ощутили все это? В чем здесь секрет?

/Дети отмечают сиренево-синий, густой голос низких струнных инструментов, которые в сочетании с высокими деревянными духовыми создают ощущение величавой и полной жизни морской стихии./

- Правы ли мы? Давайте проверим. Приготовьте свои руки. Сейчас мы руководители оркестра и выражаем настроение моря пластикой рук, мимикой.

4. Кульминация

С помощью пластического интонирования попробовать изобразить, выразить настроение и характер, образ. Повторное слушание. Пластическое интонирование.

- Молодцы, ребята. Но у меня остался один вопрос. Эта музыка была сказочная или реальная, из нашей с вами жизни? / Вначале реальная, а потом сказочная./

- Почему так решили? /Потому, что появились сказочные интонации./

Вы правы. Музыкальная интонация, она, как речь. Если научиться ее слушать и слышать, то можно многое понять, почувствовать без слов. И сейчас вы совершенно верно определили, что попали в сказочный мир оперы Н.А. Римского-Корсакова. И сейчас я обращаюсь к юным музыковедам.

- В какой опере этого композитора новгородский гусляр оправляется в плавание по «океан-морю синему»? /Садко./

- А что же художники? С какой интонацией они с нами говорят? /Предлагаются пейзажи И. Айвазовского. Дети определяют настроение, причем используют выражения: пейзаж с лирической интонацией, грозная речь, бурный рассказ …/

- И если мы вновь вернемся к нашим табличкам «музыка», «литература» и «живопись», то каким словом объединим эти виды искусства?

Схема приобретает следующий вид:

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ЖИВОПИСЬ

музыкальные

звуки

звуки

речи

звучащие

картины

ИНТОНАЦИЯ

впечатления, ощущения, настроение

Значит, мы еще раз убедились, что именно интонация играет большую роль в искусстве, благодаря ей мы можем не только чувствовать настроение произведения, но и понять его смысл, содержание.

5. Реприза. Логическое выстраивание всех этапов занятия в схему.

Итак, ребята, мы убедились в том, что основой искусства является интонация. Но если прислушаться, присмотреться к окружающему миру, то мы почувствуем, что интонацией насыщена вся наша жизнь, да и мы с вами тоже. О чем думаем, как говорим, общаемся, ходим, что слышим, видим, как реагируем – все имеет свою интонацию.

6. Подведение итогов

- А закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами Маленького принца из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Всем спасибо. Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.                          ...

Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как элемент музыкального образа"

Методическая разработка плана - конспекта занятия по фортепиано на тему "Интонация - как  элемент музыкального образа"...

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...