Влияние коллективных форм обучения на мотивацию учебной деятельности.
учебно-методический материал по теме

Использование групповых форм перспективно в плане становления мотивации учебной деятельности, т.к. приобретает для школьника признанную ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние коллективных форм обучения на мотивацию учебной деятельности.

      В последние годы в школе все шире  применяются различные формы совместной коллективной и групповой деятельности учащихся на уроке. Это связано с желанием интенсифицировать учебный процесс, сделать работу учащихся более  эффективной. Различные формы коллективной деятельности влияют на становление мотивации, что объясняется несколькими обстоятельствами.

     Во-первых, для становления мотивации имеет большое значение включение всех учащихся в учебный процесс. Именно использование групповых форм позволяет «втянуть» в активную работу самых «слабых» и «глухих», т.к., попав в группу, коллективно работающих одноклассников, ученик должен выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной обструкции.

      Во-вторых, учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника ценность, только тогда она будет признана им. Работая в коллективе, он начинает осознавать, что его деятельность приносит пользу, он ценит не результат, а процесс.

        В-третьих, при организации обучения, когда ученик работает индивидуально, он чувствует себя лишь объектом обучения. Между тем важно, чтобы он чувствовал себя субъектом, понял, что этот процесс организован для него, что он играет в этом процессе активную роль. Личностно-ролевая форма организации учебного процесса дает возможность каждому ученику выполнять определенную роль в процессе обучения (ассистента учителя, консультанта, оппонента, докладчика, техника, демонстратора и т.д.). Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но не подавляет инициативу детей, старается быть в тени.    

     Так, на уроках русского языка любимая игра моих учеников – «Фирма». Класс делится на три группы (отдела): научный, проектный и отдел реализации. Эта игра актуальна при изучении любой новой орфограммы. Например, изучая правописание безударных гласных в корне слова, ребята, входящие в группу научного отдела, должны ответить на вопрос: «Какие гласные буквы на письме создают опасности и почему?» Проектный отдел готовит ответ на вопрос: «Как проверить написание безударных гласных на письме?» Отдел реализации приводит примеры.  Материал для исследования дает ученикам сам учитель.

     Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста детей, особенности класса, от личности учителя. Но, в любом случае, использование групповых форм перспективно в плане становления мотивации учебной деятельности, т.к. приобретает для школьника признанную ценность.

                                                    Коробова Эмма Валентиновна

                                                       учитель начальных классов

                                              МБОУ «Гимназия № 5№ г. Брянска

                                 Список литературы

Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998

Клюева Н.К.. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, Академия развития, 1997

Никитин Б.П. Ступеньки творчества. М., Просвещение, 1991

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения., М., Русская энциклопедия, 1998

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.

.Журнал «Начальная школа». М.,  Начальная школа и образование. 2004, № 11

                               Коробова Эмма Валентиновна

                               учитель начальных классов

                              МБОУ «Гимназия № 5 г. Брянска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...

Влияние активных форм обучения на формирование ключевых компетентностей

Статья "Влияние активных форм обучение на формирование ключевых компетентностей"...

Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах

В работе популярно рассказывается об основных приёмах организации коллективной работы учащихся на различных занятиях в начальной школе....

"Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"

Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...