Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности.

Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Подготовила:

учитель  

ГБОУ школы-интерната № 31 Невского района

Санкт-Петербурга

Никитина С.П.

Уровень   продуктивности учебной деятельности  и эмоционального самочувствия младшего школьника  становится фундаментом социальной успешности выпускника школы.

 Согласно концепции ФГОС НОО в успешности (личностной, социальной, профессиональной) выражаются индивидуальные потребности личности. При этом продуктивность связывается с развитием мотивационной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебных мотивов.

           Психолог-исследователь   М. В. Матюхина считает, что формирование мотивации учения – это решение вопросов воспитания личности. Мотивация как движущая сила человеческого поведения включает в себя: характер, эмоции, направленности личности, деятельность и психические процессы. Всё, что психологи включают в характер, относится к энергетической стороне мотивации (волевые качества), а к содержательной стороне относятся такие качества, как дисциплинированность, общительность, сознание ответственности.

Мотивация крайне близко связана с эмоциями. Они ориентируют человека, указывают на значимость окружающих явлений, на положительность или отрицательность. А также эмоции отражают настроение человека, которое очень важно, потому что отражает состояние организма.

         Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы.  Каждый учитель и родители хотят, чтобы деятельность наших  детей направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, где цель становится мотивом, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить похвалу,  хорошую оценку).

При формировании мотивации учения необходимо учитывать  положительное отношение ребёнка к школе, широту его увлечений, любознательность, а также его непринуждённость, наивность и доверчивость, веру в авторитет взрослого и готовность выполнять любые задания. Но не стоит забывать, что интересы младших школьников неустойчивы. Они сами по себе не поддерживают учебную деятельность и без поддержки учителя могут угасать. Помимо этого, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на итог обучения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

К окончанию начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает единый позитивный подход к школе, потому что интерес уже удовлетворен. Нахождение в школе утрачивает непосредственную эмоциональную привлекательность, ученик к этому привыкает. Однако если
в начальной школе зародился интерес к содержанию обучения, тогда снижения мотивации к концу начальной школы можно избежать, потому что сформировался учебно-познавательный мотив. Развитие данного мотива необходимо для перехода в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в дальнейшем.

Методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников

Полноценное учение невозможно без активных учебных действий – способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Реализация активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки.

Нужно отметить, что активность школьника тесно соприкасается с его самостоятельностью, ярко проиллюстрировать это сможет создание на уроке проблемно-поисковой мотивации. Как показывает практика, более активные дети, как правило, и более самостоятельные.

Перед учителем начальных классов стоит сложная задача: не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приёмы и методы стимулирования учащихся.

Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:

-увлеченность процессом деятельности;

-стремление принимать участие в обсуждении вопросов;

-стремление выяснить непонятное;

-активность в течение всего урока;

-дополнения, исправления ответов одноклассников;

-задавание вопросов учителю и товарищам;

-адекватность реакций на успех, на неудачу;

-улучшение успеваемости по предмету.

 Крайне важно знать динамику развития мотивов. Чтобы отслеживать динамику работы и планировать будущие действия, стоит использовать дневник, в котором будут записаны все результаты.

          Наиболее эффективными методами изучения мотивации  являются:

-наблюдение за поведением детей на уроках, на переменах и прослеживание, кто в каких общественных мероприятиях участвует;

-использование различных специально подобранных ситуаций (беседы на классном часе);

-индивидуальный разговор с учеником, в котором прослеживаются прямые и косвенные вопросы о мотивах и целях ребёнка;

 Общие пути формирования мотивации:

«Сверху вниз» – это путь, в котором учитель задаёт эталоны идеального проявления мотивов на уроках. Учащиеся неосознанно начинают сравнивать себя с образцом, который предложил им учитель.

«Снизу вверх» – это путь, в котором учитель включает детей в различные виды деятельности, где ребята смогут получить практический опыт нравственного поведения, что даст действующие мотивы. Но этот способ недостаточен, потому что учитель не всегда может быть уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Одним из самых эффективных способов создания мотивации – интерес, так как это реальное побуждение к действию.

По мнению Л.C. Выготского, интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Педагогический закон гласит: в любой работе самое главное зародить интерес, а затем поддерживать его, тогда ребёнок сам будет выполнять любые задания с увлечением, каждый дальнейший шаг будет приносить чувство удовлетворения, а учителю остаётся лишь малая роль в этой деятельности – руководить процессом.

Иллюстрацией к этим словам может служить фрагмент урока, где представлены различные приемы, поддерживающие интерес к изучаемому материалу, мотивирующий детей к познавательной деятельности, к активности на уроке: Урок предметно-практического обучения «Календарь» (2 класс, глухие дети)

Оборудование: таблица по  технике  безопасности при работе ножницами, образец изделия, образцы высказываний на  табличках, календари разных видов, инструменты и материалы.

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап  

Организационный момент.

 — Ребята, встаньте, поздоровайтесь.

Речевая зарядка.

 — Будем правильно говорить:

сна весна, ас сейчас.

Сейчас весна.

 — Посмотрите, кто к нам пришёл?

 — Буратино принёс много вопросов и заданий:

 — Сколько дней в неделе?

 — Сколько месяцев в году? Назовите их.

 — Какое сейчас время года?

 — Назовите приметы весны.

Поисковый этап  

Тема урока.

 — Отгадайте слово, которое будет темой нашего урока:

К_ _ _ _ _ _ _ь

 —  Календари бывают разные, я буду вам показывать, а вы называйте. Организация игры с карманными календарями.

Объяснение материала.

— Мы  с вами тоже будем делать календарь.

Показ образца.

 —  Подумайте и  попробуйте расположить пункты плана по порядку. (Предъявляется деформированный план.)

1. Начертить на   картоне  прямоугольник  длиной 20  см и шириной 12  см.

2. Вырезать прямоугольник и оклеить цветной бумагой.

3. Начертить на  бумаге в клеточку 12  квадратов со стороной  10 см.

4. Заполнить 12  листков календаря.

5. Подобрать картинки: зимы, весны, лета, осени.

6. Склеить календарь.

Практический этап урока

 Составление заявки.

— Напишите заявку к 1 и 2 пунктам плана.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

 Повторение  правил  техники  безопасности,  организация работы с материалами и инструментами.

 — Как будем работать? Выберите нужные знаки.

Рефлексивно-оценочный этап

 Закрепление материала.

О каком времени года эти стихи? 

1. Как приятно жарким днём

    Погулять в лесу родном.

2.  Гонит талые снега

     С гомоном и звоном
3.  Падают с ветки жёлтые монетки…

     Под ногами целый клад!
4. Какая ночь! Мороз трескучий,

      На небе ни единой тучи;
Итог урока. — Молодцы, ребята, а сейчас получите отметки: май (5), апрель (4).

В данном фрагменте урока представлены различные приемы, стимулирующие мыслительную деятельность, тем самым вызывая интерес и мотивируя детей к активной работе на уроке.

Также Л.С. Выготский говорил о важности проявления заинтересованности в самом предмете изучения, а не в посторонних поощрениях и наказаниях. Следовательно, учитель должен наблюдать за направлением интереса, в случае отклонения от самого объекта познавательной деятельности приводить его в нужное русло, анализировать происходящую ситуацию, искать новые приёмы, если старые уже не работают. Ученик должен полюбить не похвалу учителя или родителей, а сам процесс обучения, нахождение правильных ответов. Прежде всего, чтобы добиться такого непростого результата, стоит построить школьную систему в непосредственной близости к жизни, ведь школьника младших классов заинтересует то, что ему уже знакомо,  в чем ребенок имеет опыт.

Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности являются:

1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;

2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;

3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.

         При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учитель учитывает специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.

         Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.

Учитель, создавая  соответствующие условия на уроке, формирует у учащихся глубокие мотивы обучения.

Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьника к учебе.

 Литература

1.Божович Л. И.,  Проблемы формирования личности/Л. И. Божович под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

2. Венгер, А. Л. Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–26.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология:учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Л.С.Выготский.– Москва:Академия, 2008. - 306 с.

4. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитания у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 1983.

5. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373) – URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации учебной деятельности на фронтальных уроках у младших школьников с нарушением слуха.

При поступление в школу в жизни ребенка происходит переломный момент, на смену игровой деятельности приходит учебная. Появляются новые системы отношений, новые обязаности и права. Учебная деятельность...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников....

Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников

Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников...

Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников".

Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников"....