Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников".
статья

Мхитарян Вардуш Ашотовна

Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников

Мхитарян В.А.

магистрант СГУ

научный руководитель

канд.пед.наук, доцент кафедры психологии и дефектологии СГУ Шашков А.В.

Аннотация. Статья посвящена такой проблеме, как мотивация учебной деятельности у школьников. Рассмотрены основные факторы, причины и движущие силы обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также описаны когнитивные и социальные мотивы. Для большинства детей младшего школьного возраста мотив обучения еще не сформирован, однако основными мотивами обучения, несомненно, являются социальный и познавательный характер, а также вторичная похвала родителей и учителей, а также хорошая оценка.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности младших школьников.

Annotation. The article is devoted to such a problem as the motivation of educational activities among students. The main factors, causes and driving forces of schoolchildren learning, their impact on the success of learning activities are considered. Cognitive and social motives are also described. It is concluded that for most children of primary school age the motive for learning has not yet been formed, however, the main motive for learning is undoubtedly the social and cognitive nature, as well as the secondary praise of parents and teachers, as well as a good grade. 

Key words: motive, motivation, educational activity, motivation of educational activity of primary school students.

Древняя мудрость цитируется тысячу раз применительно к школе: вы можете привести лошадь к водопою, но вы не можете заставить ее напиться. Да, вы можете усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации развитие знаний не произойдет, это будет лишь появление учебной деятельности. Как разбудить желание детей «напиться» из источника знаний?

Формирование образовательной мотивации можно назвать одной из основных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой образовательной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся методов приобретения знаний, развития активности. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества образования и воспитания.

Проблема формирования мотивации учебной деятельности школьников лежит на «стыке» обучения и воспитания, и является одним из важнейших аспектов современного образования. Это означает, что внимание уделяется не только знаниям и умениям обучающихся, но и развитию личности, которое происходит во время обучения. Формирование мотивации – это фактически воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь сознательных и реальных жизненных мотивов, активную жизненную позицию ученика.

По мнению А.К. Марковой, «Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». [1]

Для учителя очень важно выявить причину, по которой учащийся не хочет учиться, какие качества мотивации он не сформировал. В каком случае он не хочет учиться, а в каком – мы, взрослые, не помогли ему, не научили, не смогли организовать наше с ним взаимодействие так, чтобы у ученика появилась мотивация к учению.

В наше время очень важно рассмотреть этот вопрос. Методов формирования мотивации к обучению младших школьников великое достаточно много. Педагоги их используют, потому что понимают необходимость формирования мотивации у детей. Также важно привить учащимся чувство любви к учебе, независимости и ответственности. В школе существует ряд старых, традиционных проблем, которых не получается избежать. Проблему мотивации можно отнести к их числу. Безразличие большинства детей к учебе вызывает у учителей беспокойство. От учителей мы часто слышим, что дети на уроках безынициативны, равнодушны, стремления к учению. А отсутствие учебной мотивации и есть основная причина. Мотивация – это процессы, которые определяют движение к цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Неограниченное доверие к взрослым, в частности к учителям, послушание, следование и выполнение требований без возражений и является особенностью мотивации для большинства учеников начальных классов. Социальная учебная мотивация настолько сильна, ученики зачастую даже не вникают, почему им нужно делать то, что говорит учитель. Если учитель сказал, значит так и надо поступить. Выполняя даже скучную, как они думают, работу, ребята делают ее осторожно, потому что считают ее важной. В этом возрасте дети полностью признают авторитет взрослого человека и без нареканий принимают его оценку. Даже когда он характеризует себя как личность, младший ученик в основном повторяет то, что говорит взрослый.

На развитие мотивации воздействует очень много внешних факторов. Педагогам необходимо понимать эти условия и понимать, как они могут сказаться на развитии мотивации ученика.

Назовем основные факторы, оказывающие огромное воздействие на становление положительной стабильной мотивации к учебной деятельности:

– содержание учебного материала;

формирование безопасной образовательной среды;

– групповые формы образовательной деятельности;

– анализ образовательной деятельности;

– стиль педагогической деятельности учителя.

Для вырабатывания уверенности и появления у учеников мотивации к достижениям учителю необходимо:

– формировать среду, в которой будет полное доверие между учителем и учеником;

– быть вовлеченным в успех детей;

– видеть нестандартность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на мотивы, уже доступные ребенку;

– делать деятельность учеников понятной;

– наделять учащихся чувством прогресса, успеха в их деятельности.

Таким образом, если учитывать все психолого-педагогические условия, перечисленные выше, педагог может решить проблему формирования мотивации в своем классе. Исследование мотивации и ее развитие являются двумя сторонами одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности школьника.

Формировать мотивацию - это не значит, что нужно создавать готовые мотивы и цели в своей обучающей среде, и они должны обеспечивать такие условия и ситуации, в которых должны развиваться и достигаться цели. Необходимо создать в школе благоприятный для развития детей психологический климат, который заключается в приятном общении.

Сотрудничество ребенка и учителя, ребенка и его сверстников помогает сформировать образовательную мотивацию. В начальных классах существует особая связь между учениками начальных классов, учителем и формированием у них мотивов обучения.

           Позитивный настрой, уважение к педагогу вызывают желание заниматься образовательной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива для обучения.

       Негативное отношение к учителю среди младших школьников встречается  редко, а конфликтное довольно часто .

      Развитие познавательных процессов у таких детей задерживается, поскольку потребность в доверительном общении с учителем переплетается с их недоверием к нему и, следовательно, к деятельности, которой он занимается. Эти дети чаще всего замкнуты, уязвимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к наставлениям учителя .

     Важнейшую роль на развитие учебной мотивации влияет творческий посыл педагога.

     Задача учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», вдохновить его на изучение нового материала, обучиться работать с ним.

В современном образовательном процессе на первый план выходит не только обучение учеников предметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, навыкам, а личность ученика как активной фигуры с соответствующей структурой. Природа потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание деятельности индивида, в основном вовлеченность / отчужденность, активность / пассивность, удовлетворенность / неудовлетворенность происходящим.

     С.Л Рубинштейн[ 2 ]отмечал: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Уровень сознательности существенно определяется тем, насколько личностно значимым для учащегося оказывается то, что объективно, общественно значимо».

Для исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мы выбрали следующие методики диагностики:

1) Анкетирование, направленное на выявление уровня мотивации к учению у младших школьников.

2) Методика Г. Н. Казанцевой «Отношение к учению и учебным предметам», которая направлена на выявление причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Выборку исследования составили ученики 3«А» класса МОБУ СОШ № 38 г. Сочи. В исследовании приняли участие 24 учащихся младшего школьного возраста. Из них 13 девочек, 11 мальчиков.

В ходе исследования мотивации в учебной деятельности младших школьников мною были получены следующие результаты: у большинства опрошенных хорошая школьная мотивация, у них наблюдается положительное отношение к школе. Эти ребята успешно справляются с учебной деятельностью. С учащимися, у которых была выявлена низкая учебная мотивация, решено было начать проводить коррекционно-развивающие занятия для того, чтобы изменить их отношение к учению.

Также, по результатам исследования выяснилось, что мотивацией для обучения учащихся начальных классов в сфере традиционного образования является в основном желание стать грамотным, умным и компетентным. Ребята выделили предметы: русский язык, математика, физическая культура, как любимые. Они считают, что в них присутствует творческая и активная деятельность и считают данные предметы интересными.

Библиография:

  1.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  2. Рубинштейн С. Л. Общая психология. – М., 1989.
  3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. – М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006. – 238 с.