статья по теме:"Формирование учебной деятельности у младших школьников"
статья по теме

Гнездилова Анна Николаевна

           В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребёнка в определённые общественные отношения.

         Как один из видов деятельности, учение имеет для всех видов деятельности структуру. В самом общем виде в ней могут быть выделены мотивационный, ориентационный, операционный, энергетический и оценочный компоненты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uchebnoy_deyatelnosti_u_mladshih_shkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

   

           В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребёнка в определённые общественные отношения.

         Как один из видов деятельности, учение имеет для всех видов деятельности структуру. В самом общем виде в ней могут быть выделены мотивационный, ориентационный, операционный, энергетический и оценочный компоненты.

          В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы, интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения. В этом случае учение является полноценной деятельностью, направленной на усвоение знаний: ребёнок испытывает потребность узнать что-то новое, эта потребность в новых  впечатлениях опредмечивается конкретными знаниями в какой-то предметной области (познавательный мотив), получение которых одновременно выступает и как цель деятельности. Наряду с этим учебно-познавательная мотивация должна быть подчинена социальной ( знать, чтобы иметь возможность использовать знания согласно потребностям общества). В противном случае учение перестает быть самостоятельной деятельностью. Оно становится отдельным действием в рамках другой деятельности, с совершенно иной целью.

            Таким образом, потребности, мотивы и интересы. Лежащие в основе учебной деятельности, не всегда имеют познавательный характер. Мотивы учения принято подразделять на внешние и внутренние; познавательные, учебные, игровые, широкие социальные; понимаемые и действующие, положительные и отрицательные и т. д. В системе мотивов одни из них являются ведущими, другие - второстепенными.

              Внешние мотивы несвязанны с усвоением знаний. В большей мере они отражают желание ребенка быть оцененными теми людьми, чьим мнением он дорожит. При внешней мотивации значимыми являются, например, социальный престиж, материальная выгода. Боязнь наказания, угрозы или требования, желание награды, давление группы. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения, долга и ответственности, самоопределения) и отрицательными ( мотивы избегания, защиты).

               При внутренней мотивации удовлетворяется познавательная потребность, и одним из мотивов является познавательный интерес. Под его влиянием учебная деятельность протекает более интенсивно. К внутренним мотивам также относятся любознательность, потребность в новой информации ( знаниях и способах действия), стремление повысить свой культурный и профессиональный уровень, стремление думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач.

                И внутренние, и внешние мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но в любом случае отражаются в переживаниях ребенка, в его ощущении желания или не желания что-то делать. Это «ощущение»  и определяет мотивацию как положительную или как отрицательную.

                 Известно, что положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Постоянное нарастание силы познавательной мотивации обеспечивает продуктивную творческую активность личности, в частности ученика, в процессе обучения.

                  Применительно к ситуации начального обучения можно говорить о том, что дети, испытывающие положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, желающие посещать школу и учиться. Понимающие, для чего они это делают, успешнее справляются с учебными заданиями: меньше сил  затрачивают на усвоение материала, легче справляются с упражнениями, спокойнее выполняют контрольные задания.

                 Именно поэтому с самого первого момента обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребенка. Помочь в этом может:

             -  содержание учебного материала;

             -  организация учебной деятельности детей ( особые формы организации процесса обучения: игры, экскурсии, предметные уроки и др.);

           -  чередование  фронтальных,  групповых и индивидуальных форм работы на уроке и во внеурочное время);

          -   оценочная деятельность и другие методы стимуляции активности, применяемые в процессе обучения данной группы детей;

          -  стиль педагогического общения учителя и его личность как педагога в целом ( гибкость, способность к эмпатии, неформальность в общении, уверенность в себе, уравновешенность, превалирующий положительный эмоциональный фон настроения и т. д.).

                 Формирование мотивации учения предполагает  в первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения, нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения или воспитания. Организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес детей и в дальнейшем формирование понимания общественного и личностного  значения учебной деятельности. В этой работе большое значение имеет организация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения, доброе и внимательное индивидуальное отношение к каждому ребенку со стороны учителя, установление контакта и взаимопонимания с семьёй ребенка, формирование уважительных, дружеских  отношений в коллективе одноклассников.

                    На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений между родителями и учителем, формирование у школьника положительного отношения к учителю и его встречам с родителями. Для этого, наряду с родительскими собраниями, полезно организовывать анкетирование родителей, экскурсии по школе, знакомство с информационными проспектами ( сборником, информационными папками, стендами и т.д., посвященными школе), групповые и индивидуальные консультации классного руководителя и специалистов, участие родителей в учебной внеклассной работе.

                  Создание полноценного коллектива одноклассников предусматривает формирование навыков общения школьников и доброжелательного отношения детей друг к другу. Положительное влияние в этом направлении оказывает организация учебной работы на уроках и при подготовке домашних заданий в парах ( с постоянным и меняющимся составом), использование групповой организации учебного труда и коллективной деятельности школьников. Действенными в этом плане являются: выполнение коллективных работ на уроках труда и рисования, совместное изготовление наглядных пособий для уроков, подготовка к проведению открытых уроков, праздников, выставок детских работ. Большой интерес детей и их активность вызывают совместные занятия с учениками других классов или мероприятия, проводимые для гостей школы. Полезно поводить уроки, объединенные в единый тематический комплекс, включающий уроки по различным учебным дисциплинам. Работы, выполненные учащимися на этих уроках, могут объединяться в сборники или тематические выставки.    

                                               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Статья на тему:" Формирование основ характера у младших школьников".

В статье описано что выражают черты характера, чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей, как формируется характер ребёнка, каковы пути воспитания характера....

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) д...

Статья "Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников"

В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы....