Главные вкладки

    Научная статья на тему "Активизация учебной деятельности у младших школьников при решении текстовых задач на уроках математики"
    статья на тему

    2015 год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

     (по материалам курсового исследования)

    Мышковец Елена Владимировна

    Научный руководитель — Дрокина М.В., преподаватель кафедры математических дисциплин, высшей квалификационной категории

    «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»  

     Б. Паскаль.

    Актуальность проблемы исследования состоит в том, что  в современных условиях обучения, увеличение умственной нагрузки детей на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока. Принятие нового Государственного стандарта диктует необходимость нахождения и разработки новых приемов модернизации математического образования в школе.

    Любить и интересоваться математикой, значит, умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения.

     Педагогами и методистами признано, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития.

     Современная педагогическая наука располагает совокупность средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач.

     Начальный курс математики направлен на развитие логического мышления учащихся, следовательно, значительное место в этой системе занимают текстовые, сюжетные задачи. Текстовые задачи сюжетного характера являются важным средством иллюстрации и конкретизации учебного материала; развития познавательных процессов, овладение приемами умственной деятельности; воспитание волевых качеств, эстетических чувств; развития умения строить суждения, делать выводы; формирование у учащихся мотивации их учебной деятельности, интересов и способности к этой деятельности. Текстовые задачи, особенно практически ориентированные, обеспечивают связь математики с реальной жизнью ребенка, выявление учеником своей компетентности. Умение решать задачи является показателем обучаемости, способности к самостоятельной учебной деятельности.

      Изучение роли текстовых задач в обучении и воспитании издавна занимало видное место в исследованиях, посвященных методике обучения математике младших школьников. Это нашло отражение и развитие в работах многих современных методистов (Н.И. Моро, К.И. Нешков, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Л.Н. Скаткин, Е.Н., П.М. Эрдниев и др.) и психологов (Н.А. Менчинская, Л.М. Фридман и др.) [3].

      Исходя из существования различных способов активизации учебной деятельности младших школьников, была сформулирована тема исследования: Активизация учебной деятельности на уроках математики при решении текстовых задач.

      Цель нашего курсового исследования: отобрать наиболее эффективные приёмы работы над текстовой задачей для активизации учебной деятельности.

      На основе цели нами были сформулированы следующие задачи: 

    • на основе анализа методической литературы определить особенности понятия «текстовая задача»;
    • отобрать наиболее эффективные приемы работы над текстовой задачей;
    • изучить точки зрения учёных по проблеме исследования;
    • обобщить результаты исследования.

          Теоретическое исследование: текстовая задача, приемы активизации.

          В процессе исследования мы использовали следующие методы:

    • изучение и анализ литературы;
    • классификация и систематизация материала;
    • обобщение.

         Подводя итоги исследования, мы можем сделать вывод о том, что активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

         Таким  образом, основными приемами активизации интереса учащихся на уроках математики являются:

    • формирование готовности восприятия учебного материала;
    • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
    • стимулирование занимательным содержанием;
    • создание ситуаций творческого поиска.

          Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Работать над активизацией познавательного интереса и познавательных способностей учащихся - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

         К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал: «Не с курьёзами и диковинами науки должно в школе занимать дитя, а напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».[6, с.75] Эффективное использование приёмов активизации познавательной деятельности существенно влияет на уровень познавательной активности учащихся.

        Анализ литературы показал, что активизация познавательной деятельности младших школьников занимает важное место в процессе обучения. Поэтому необходима такая организация работы, которая бы побуждала учащихся активно включаться в деятельность по овладению учебным материалом.

         Б. Паскаль писал: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным». [5, с.74]

         Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. Решение текстовых задач - важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения.

         Под текстовой задачей понимается описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения. [4, с.157]

          Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий.  Велика роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. Именно поэтому для решения задач используется половина учебного времени уроков математики. Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся: прививается культура мышления, общения и выражения собственных мыслей; вырабатывается умение слушать мнение учителя и одноклассников, анализировать и оценивать услышанное; вырабатывается аккуратность в ведении записей; расширяется кругозор; воспитывается чувство коллективизма и т.д.

         В процессе решения текстовых задач отрабатываются умения выполнять операции анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации; проводить рассуждения по аналогии; обобщать способы решения типовых задач; находить признаки абстрактных математических понятий в реальных объектах и, следовательно, устанавливать связь теоретических знаний в области математики с жизнью. [6, с. 95]

         Значительное внимание уделяется вопросам организации обучения решению задач на уроках математики в процессе учебной работы над задачей. Выделяют организацию фронтального решения текстовых задач, которая бывает устной, письменной с записью на классной доске и письменное самостоятельное решение текстовых задач, а также комментирование решения математических текстовых задач. Кроме фронтальной организации существует индивидуальная организация решение текстовых задач. Необходим учет индивидуальных особенностей учащихся и в связи с этим индивидуальный подбор задач. Для самостоятельного решения учащихся необходимо предлагать не одинаковые, а различные задачи с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника. Поскольку младшие школьники обычно имеют индивидуальные особенности, различную подготовку по математике, следует индивидуализировать домашние задания по решению математических задач.

          После решения задачи полезно обратить внимание учащихся на такие идеи, приводящие к удачному решению задачи. В ходе работы по решению серии связанных между собой задач наступает момент, когда оказывается очень полезным подвести итоги проделанной работы, систематизировать приемы решений, полнее выявить возможности для осуществления решений задач рассматриваемого вида и сходных с ними.

          Таким образом, эффективными методическими условиями формирования умения решать текстовые задачи младшими школьниками выступают:

    • доступное объяснение учителем сущности и содержания текстовой задачи;
    • обязательное использование в урочном процессе таких текстовых задач, в которых отражаются природные процессы, явления и действия;
    • методически целесообразно исполнение иллюстративных и демонстрационных форм текстовых задач.
    • организация учебного сотрудничества в решении текстовых задач[1, с. 28]

          Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть     интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит  мысль, вызывает желание понять явление.

          Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

          Активизировать– это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

          Любить и интересоваться математикой, значит, уметь решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, будет оказываться существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает положительное влияние на развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения.

          Работа над текстовой задачей остается одним из важнейших аспектов обучения в начальной школе, когда закладываются основы знаний; является движущим фактором в развитии младших школьников. Из текстов задач дети открывают новое об окружающем мире, испытывают чувство удовлетворения и радости от их успешного решения.

          Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.

          Таким образом, методистов (Н.Б. Истомина, С.Е. Царева) и психологи считают, что приоритетной линией в обучении младших школьников решению текстовых задач, должно стать:

    • совершенствование методов обучения решению задач;
    • активное использование моделирования в процессе решения задач;
    • включение в процесс обучения начальной математики различных приемов работы над текстовой задачей. [5, с. 84]

          В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем продолжить изучать приемы работы над задачей, применить их на практике и выявить наиболее эффективные приемы работы над текстовой задачей для активизации учебной деятельности учащихся.

    Список литературы.

    1. Аргинская, И. И., Вороницына, Е.В. Особенности обучения младших школьников математике / Аргинская И. И., Вороницына Е.В., Первое сентября, №24, 2009. - С.12-21.

    2. Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач / Демидова Т. Е., Тонких А. П.- М.: Академия, 2012.

    3. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Истомина Н.Б. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.-С. 20.

    4. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие / Истомина Н. Б. - М: Академия, 2010.

    5. Научно-методический журнал Начальная школа. 2012 №4. -С. 27-28.

    6. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Москва-Воронеж: Просвещение, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

    Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

    Методические приемы, позволяющие развивать основные операции мышления (анализа и сравнения) у младших школьников при решении задач.

    В данной статье подробно раскрывается суть методических приёмов, которые позволяют развивать  логическое мышление школьников на материале арифметических задач на уроках математики. Их можно испол...

    Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка

    Русский язык является не только предметом, но и средством  обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....

    Решение текстовых задач на уроке математики

    Актуальность. Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющ...

    Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.

    Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...